NPS: что такое индекс лояльности клиентов, как его рассчитать и зачем это нужно бизнесу

Алексей — владелец кофейни в центре Новосибирска. Предприниматель тщательно следит за работой сотрудников в зале и часто видит одних и тех же клиентов. Они с удовольствием уплетают пирожные по рецептам его бабушки-кондитера, пьют ореховый латте, ягодный чай и молочные коктейли со свежими фруктами. А на выходе всегда благодарят баристу и улыбаются.

NPS: что такое индекс лояльности клиентов, как его рассчитать и зачем это нужно бизнесу

Недавно Алексей начал доставлять свою продукцию клиентам. Количество заказов растет каждую неделю, потребители оставляют хорошие отзывы. Но наглядности не хватает. Для того чтобы точно определить текущее положение дел и разработать стратегию развития, Алексей хочет знать:

  • довольны ли клиенты взаимодействием с его компанией;
  • будут ли они в будущем рекомендовать доставку из его кофейни друзьям и знакомым.

Чтобы получить эту информацию, предпринимателю нужно определить процент клиентов, которые готовы рекомендовать доставку уже сейчас. Поможет в этом расчет NPS. Разбираемся, что это за показатель, какой NPS считается хорошим и как его рассчитать.

Показатель NPS: что это

NPS (англ. Net Promoter Score) — индекс лояльности клиентов. Метрика показывает, сколько клиентов готовы рекомендовать вашу компанию другим людям и возвращаться за повторными покупками. Рассмотрим подробнее NPS и как его считать.

NPS: что такое индекс лояльности клиентов, как его рассчитать и зачем это нужно бизнесу

Как расчет NPS помогает бизнесу

Прежде чем посмотреть на NPS формулу расчёта, давайте разберемся, зачем вообще это нужно.

Лояльные клиенты не только постоянно покупают ваши товары и услуги, но и рассказывают о них другим людям, тем самым расширяя аудиторию бренда. Если таких клиентов много, то NPS будет высоким — компания на верном пути.

Низкий NPS говорит о проблемах: недостаточно высоком качестве товара или услуги, плохом сервисе, неверном позиционировании компании на рынке, недоверии клиентов.

С помощью NPS можно оценить работу компании со стороны, понять, чего ожидают клиенты, найти возможности для развития. Этого и хочет наш герой Алексей.

Как рассчитать NPS

Шаг 1. Задать правильный вопрос

Сбор NPS начинается с анкетирования клиентов. В классическом варианте им нужно задать один вопрос: «С какой вероятностью вы бы порекомендовали компанию знакомым?».

Участники опроса должны поставить оценку по десятибалльной шкале, где 0 — «ни за что не порекомендую», а 10 — «обязательно порекомендую».

Провести опрос потребителей можно в соцсетях с помощью Яндекс Формы, сделать email-рассылку или выдавать бумажные анкеты клиентам на месте.

Алексей решил проводить опрос в социальных сетях. Он хочет узнать, довольны ли клиенты доставкой из его кофейни, и задает вопрос: «С какой вероятностью вы бы порекомендовали нашу доставку друзьям и знакомым? (оцените вероятность от 0 до 10, где 0 — не рекомендовал бы вас никому, 10 — уже рассказал всем друзьям)».

После заказа предприниматель отправлял клиентам форму с предложением заполнить анкету, а за потраченное время давал бонус на следующий заказ: скидку в размере 100 рублей или круассан.

Алексей собирал ответы примерно неделю и сумел опросить 120 клиентов.

Шаг 2. Определить число промоутеров, нейтралов и критиков

После того, как ответы собраны, нужно их проанализировать. В зависимости от ответов клиенты делятся на три группы:

  • Промоутеры — те, кто поставил оценку от 9 до 10.
  • Нейтралы — от 7 до 8.
  • Критики — от 0 до 6.
NPS: что такое индекс лояльности клиентов, как его рассчитать и зачем это нужно бизнесу

Промоутеры — это лояльные клиенты, которым уже нравится ваша компания и ее продукты. Нейтралы в целом удовлетворены обслуживанием и товарами, но при этом не испытывают особого интереса к вашему бренду. Критикам по какой-то причине не нравится ваша компания.

NPS: что такое индекс лояльности клиентов, как его рассчитать и зачем это нужно бизнесу

Алексей сумел опросить 120 клиентов. 60 из них оказались промоутерами, 40 — нейтралами, а 20 — критиками.

Шаг 3. Вычислить индекс лояльности клиентов

Для расчёта нам понадобится количество промоутеров, критиков и общее число опрошенных, чтобы вычислить NPS. Индекс лояльности рассчитывают в процентах. Формула расчета:

NPS: что такое индекс лояльности клиентов, как его рассчитать и зачем это нужно бизнесу

Теперь, когда мы разобрались, как рассчитывается NPS, вычислим этот показатель для кофейни Алексея:

NPS: что такое индекс лояльности клиентов, как его рассчитать и зачем это нужно бизнесу

Получается, рекомендовать доставку Алексея готовы 33,3% его клиентов.Результаты уже не кажутся такими впечатляющими, как при первичной оценке. Чтобы повысить число лояльных клиентов, важно понять, что именно нравится клиентам, а чем они недовольны. Для этого в анкету вставляют дополнительные открытые вопросы.

Шаг 4: Получить обратную связь

Открытые вопросы помогут узнать, что нравится клиентам, а что вызывает у них раздражение. Промоутерам, нейтралам и критикам задают разные вопросы, так как они обращают внимание на разные аспекты. Промоутеры могут рассказать о том, что в вашей компании работает особенно хорошо, нейтралы — чего компании не хватает, а критики — что нужно изменить.

Например, можно спросить:

  • «Что вам больше всего нравится в нашей компании?» — у промоутеров;
  • «Что можно было бы улучшить?», «Чего вам не хватает?» — у нейтралов;
  • «Что бы вы изменили?» — у критиков.

После анализа ответов клиентов, вы сможете обнаружить возможности для роста и повышения лояльности в будущем.

Можно добавить и другие вопросы, чтобы получить больше информации. Кроме стандартных вопросов промоутерам, нейтралам и критикам Алексей также спросил:

  • «Какие позиции вам нравятся больше всего и почему?»
  • «Как бы вы улучшили доставку наших товаров?»
  • «Укажите на наши ошибки и похвалите то, что вам нравится больше всего. Это сделает наш сервис ещё лучше».

Проанализировав анкету, Алексей выяснил, что оператор Оксана часто путает заказы, курьер Валера периодически задерживает их выдачу, а в осеннем меню очень ждут тыквенный латте.

Открытые вопросы помогли выявить и плюсы: ароматный кофе, ради которого клиенты «всё прощают», и менеджер Катя, которая вежливо исправляет косяки и дарит промокоды в качестве извинений.

Шаг 5: Определить стратегию развития

После анализа результатов нужно решить, какие шаги помогут повысить лояльность клиентов, увеличить число промоутеров и снизить число критиков.

Алексей решил, что ему необходимо:

  • Нанять еще одного оператора. Из-за большого количества заказов нагрузка на Оксану очень большая, поэтому она и путает заказы.
  • Купить служебный автомобиль и нанять еще одного курьера. Сейчас Валера доставляет заказы на велосипеде, и чтобы добраться до отдаленных районов, ему требуется много времени. Алексей хочет, чтобы Валера доставлял заказы клиентам, которые живут близко, а новый курьер — использовал автомобиль и ездил на дальние расстояния.
  • Разработать осеннее меню. Предприниматель добавит тыквенный латте, о котором просили клиенты, а еще облепиховый чай и брусничный морс.
  • Поощрить менеджера Катю. Так как сотрудница отлично справляется со своими обязанностями и делает так, чтобы недовольные клиенты не уходили, Алексей решил выписать ей премию.

Небольшая анкета, простые вопросы, но благодаря всему этому Алексей смог исправить организационные процессы, улучшить условия работы для сотрудников и сделал первые шаги в сторону повышения лояльности клиентов в будущем.

Каждый шаг нужно посчитать. Идей по улучшению бизнес-процессов может быть много. Важно найти те, которые будут эффективные и финанасово доступные для конкретной компании.

Скачайте наши шабоны основных управленческих отчетов, чтобы управлять компанией на основе цифр.

Теперь Алексею стало понятно, куда двигаться и на что обратить внимание.

NPS: какой показатель хороший

В целом предпринимателям надо всегда стремиться к тому, чтобы показатель НПС был всё выше. Но NPS выше 30% в целом считается высоким, от 0% до 30% — средним, ниже 0% — низким. При этом NPS также зависит от сферы, в которой работает компания. Организация Net Promoter Score Benchmark провела исследование и выявила средний индекс лояльности для разных отраслей:

NPS: что такое индекс лояльности клиентов, как его рассчитать и зачем это нужно бизнесу

NPS 33,3% для доставки из кофейни немного выше среднего показателя для доставки еды — Алексею не стоит сильно переживать, но стоит всегда обращать внимание на точки роста его кофейни.

Резюме

Вместе с Алексеем разобрались, как посчитать НПС.

  • Метрика показывает, какой процент клиентов готовы рекомендовать компанию знакомым.

Формула NPS: NPS = (Количество промоутеров – Количество критиков) : Общее количество опрошенных × 100

  • NPS измеряется в процентах, а его оценка зависит от того, в какой сфере работает компания. NPS доставки из кофейни Алексея равен 33%. Хотя цифра не очень большая, она выше среднего показателя по отрасли (31%): дела предпринимателя идут в целом хорошо, клиенты довольны работой его кофейни.
  • Дополнительные вопросы дают больше информации об отношении клиентов к компании и помогают найти точки роста. Именно в них основная ценность анкетирования клиентов.

Легкие расчёты помогли Алексею улучшить процессы в своей кофейне, выявить сильные и слабые стороны доставки и подсветили предпринимателю не явные трудности внутри коллектива. Теперь Алексею есть над чем работать, а через время он повторит опрос и сможет сверить результаты в динамике.

Если вы не знаете как просчитать каждую идею по улучшению ваших бизнес-процессов – приходите в компанию Финвед на бесплатную экспресс-диагностику финансов своего бизнеса.

Что такое экспресс-диагностика?

Это встреча с финансистом Финведа в режиме онлайн, где проведется оценка текущего управленческого учета. За 40 минут эксперт разберет финансовые боли вашего бизнеса и выдаст конкретные рекомендации по приведению своего финансового блока в порядок.

33
Начать дискуссию