{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Фишкозависимость или почему не взлетает интернет-маркетинг у малого бизнеса

Маркетинг (точнее, его подобие) для многих российских предпринимателей – как чемодан без замка и ручки. Тащат, ругаются, при этом ни понимания, ни результата не имеют.

В чем дело

Малый бизнес – очень размытое понятие. Это может быть и мастерская по ремонту телефонов в закутке 2 х 2 метра, и салон красоты, и крупная торговая компания. В официальном определении – до 800 миллионов выручки в год. Общая черта у них одна – ограниченный бюджет и завышенные ожидания от прихода в онлайн.

Многие предприниматели до сих пор считают, что достаточно написать в объявлениях «Жми!» или впихнуть скидку, и продажи попрут как из рога изобилия. Прямо как в анекдоте: «Нет продаж? А давайте офис снежинками обклеим».

Когда результата нет – матерят подрядчика по настройке или обижаются на всю отрасль. «Фигня ваша контекстная реклама, не работает!»

Вместо контекста можно подставить SEO, SMM, блогеров. И так человек может бесконечно перебирать каналы, исполнителей, пока не закроется, либо не поймет одну вещь: дело не в инструментах, а в системе в целом.

На самом деле диджитал – не золотое Эльдорадо, где зарыты заявки и заказы. Здесь нет легких путей «вложил рубль – заработал два».

Не хочу никого обидеть, просто я регулярно общаюсь со своими клиентами и в 9 из 10 случаев наблюдаю такое отношение.

Откуда оно взялось?

Одна глобальная проблема владельцев малого бизнеса

Все дальнейшие факты и выводы – личный опыт. Субъективно, но из практики.

Среди тех, кого я знаю, есть два распространенных персонажа.

Первые – «прожженые динозавры», работают на рынке 10-15 лет. Кто открывал свое дело в нулевые, тот помнит невероятный драйв. Экономика на подъеме (спасибо ценам на нефть), покупательная способность населения растет, частные компании плодятся пачками.

К черту образование – производи, покупай, перепродавай. Успевай «рубить бабло». Центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы раздают субсидии. Я сам получил от государства 60 000 рублей (в 2005 году неплохие деньги).

Конкуренция? Я вас умоляю. На батон с икрой всем хватит.

В B2B схема продаж до боли простая: берем на работу нескольких молодых людей, даем в руки телефон, справочник «Желтые страницы» (чуть позже его заменил 2ГИС) и вперед. Это называется «холодные звонки». Со временем нарабатывается клиентская база, которую менеджеры долго и счастливо «доят».

В B2C еще проще. Встал в удачном месте (правильное расположение офиса или магазина) – профит обеспечен.

Казалось, подъему нет конца. Падение в 2008 и затем в 2014 году показали, что бесконечного роста не бывает. Люди перестали покупать всё подряд за любые деньги, потому что любых денег у них больше не было. Рынок сжался, клиентские базы истощились.

Выход – снижать цены, повышать качество и привлекательность продукции или увеличивать охват аудитории.

Первый вариант заведомо проигрышный.

Нельзя балансировать за счет ценового демпинга без убытков.

Второй вариант требует серьезных вложений

Третий – почти идеальный. Значительная часть аудитории к 2014 году перетекла в онлайн. Выбор товаров массового спроса всё чаще означал «пойти в интернет» – полазить по сайтам компаний, почитать форумы с отзывами. Сначала это Яндекс & Google, чуть позже социальные сети.

Выжившие в кризис предприниматели «ломанулись» в контекстную рекламу, выкупать целевой трафик. Тем более, что стоил он в 2014-2015 годах копейки.

Конкуренция приемлемая, закинул денег на бюджет, запустил кампанию – через несколько часов получай заявки. Потребители не избалованные, даже сайты с дизайном из 90-х в стиле «вырви-глаз» и портянками SEO-текстов давали отдачу.

А тут еще с легкой руки БМ и подобных им движений пошла тема с лендингами – вообще красота. Вот оно, спасение!

Однако долго радоваться не пришлось. В востребованных нишах топовые позиции заняли гиганты с космическими бюджетами. Цена клика, соответственно, цена заявки росла как на дрожжах (и продолжает расти до сих пор).

У потребителей из-за перегруза рекламы появилось к ней отторжение. Резерв роста аудитории быстро себя исчерпал. Как говорится, приехали, не успев толком разогнаться.

Но прежде чем я озвучу ту самую глобальную проблему, кратко о втором типе предпринимателей.

Это люди, пришедшие в бизнес накануне или непосредственно во время кризиса пятилетней давности. Часто наивная молодежь с представлениями в духе «запилил лендос – настроил Директ – лови клиентов» (еще раз спасибо упомянутым движениям).

Схема продаж? Да какая там схема… Купил подешевле, продал подороже.

Если у первого персонажа худо-бедно выстроены бизнес-процессы на горьком опыте, у второго типа с ними туго. Сервис, работа с персоналом, получение обратной связи от рынка хромают.

Мало у кого был план, маркетинговый анализ рынка. Стратегия, позиционирование, потребительские исследования? Нет, не слышали. Был только небольшой стартовый капитал и желание «сделать бизнес». 90% закрылись в первый год.

Понятно, что не все такие.

Знаю кучу ребят, кто на ходу учился и строил то, что называют клиентоориентированной компанией. Везде есть исключения, поэтому не спешите закидывать меня помидорами, если ваш опыт отличается от описанного. Просто я хочу обратить внимание на распространенную в малом бизнесе болезнь.

Выделю отдельной строкой:

Реклама есть, маркетинга нет

Страдают этой болезнью бизнесмены обоих типов. Определение может показаться странным, поэтому давайте разбираться.

Возможно кого-то удивлю, но маркетинг не равен рекламе.

Дофига собственников привыкли мыслить приземленными категориями. Купил / произвел товар – продал – заработал. Цикл у всех разный, но я клоню к тому, что схема в любом случае понятная.

Есть некое действие – есть некий результат. Я вкладываю столько-то денег в закупку или производство, через такое-то время я рассчитываю столько-то на этом заработать. Все бизнес-процессы внутри встроены в эту логику, отношения с подрядчиками / контрагентами тоже.

Но тут приходят маркетологи и ломают эту стройную систему. Денег просят, а результат гарантировать не могут. Какие каналы не возьми (SEO, контекст, таргет, блогеры) – везде одно и то же.

Вкладывать ресурсы в какие-то исследования рынка, конкурентов, ЦА без объяснимой по времени отдачи? Сомнительно…

Давайте просто Директ запустим (тут можно подставить что угодно). Ок, есть спрос, есть предложение. Приходят «знатоки» конкретного инструмента, что-то там настраивают, результат – как повезет.

Да, что важно: платить наш предприниматель готов за это дело исходя из собственных представлений о ценообразовании в digital. Поскольку спец по трафику не может ничего гарантировать, зачем в него вкладываться?

Вот почему «знатоков» я взял в кавычки. Чаще всего это начинающие специалисты, чьи познания ограничены набором кнопок в рекламном кабинете.

За несколько лет клиентских аудитов я повидал столько трэша в настроенных подобным образом кампаниях, мама не горюй. Отдельную статью можно написать.

Несколько лет назад при не очень лютой конкуренции это как-то прокатывало, сейчас при её росте и усложнении алгоритмов рекламных систем – нет.

Недавно наткнулся в ВК на слова коллеги Дениса Смагина, которые передают всю боль:

«Технически настроить рекламу сможет почти любой. Сгонял на тренинг нормальный. Не тупил там. Ты готов сделать рекламу. Но в 2020 этого уже мало. 99,9% веселья начинается, когда результатов нифига нет. А ты сделал всё правильно».

Что делать

Ок, как говорят мудрецы, критикуя – предлагай.

Во-первых, давайте определимся в понятиях.

На мой взгляд, маркетинг есть выстраивание долгосрочных взаимоотношений с целевой аудиторией. Это не только привлечение заявок здесь и сейчас, но и работа с узнаваемостью, работа с позиционированием, с продуктовой линейкой.

Результат качественного маркетинга – это то, как люди воспринимают вашу компанию. Это работа вдолгую и с наскока «за копеечку» её не сделаешь.

Во-вторых, перестаньте верить в определенные инструменты.

Да, прямо сейчас они могут работать, но счастье в любой момент закончится. Рекламная система резко поменяет алгоритмы (привет Яндексу), её заблокируют власти (примеры всем известны) и т.д.

В конце концов, в этот же канал зайдет конкурент с немереным бюджетом. Что тогда?

В-третьих, вложите время в поиск годного маркетолога. Не директолога, не SMM-щика, а именно маркетолога. В моем понимании это человек с объемным вИдением про стратегию и аналитику.

Понятное дело, масштабы и задачи у всех разные. Я не призываю хантить Игоря Манна. Мы же, всё-таки, про малый бизнес толкуем. И тем не менее. Если вы хотите работать долго и счастливо, маркетолог вам пригодится. На рынке есть много талантливых ребят без понтов и задранных ценников.

Бегите сломя голову от тех, кто обещает вам «поток клиентов».

Если говорят, что «знают секрет», «используют уникальные маркетинговые технологии», «внедрили что-то в практику тысячи компаний» – тоже бегите.

Более того, потребуется собственное участие. Кто как не собственник лучше знает свой продукт и свою аудиторию.

Позиция «вы специалисты, вы и делайте» заведомо проигрышная. Всё равно что отдать на откуп ремонт своего дома чужим людям.

В паблике Yagla как-то один человек сетовал: купил подмены, конверсия не выросла. Само выражение «купил подмены» меня дико выбесило, ибо я немного в курсе темы – на самом деле там не всё так просто, головой думать надо.

То есть, он отдал бабки не понятно кому, ему настроили не понятно что, после этого он жалуется на отсутствие результата. Занавес!

Ладно, заканчиваю с критикой)

P.S. В следующей статье расскажу, где и как искать шарящих в маркетинге специалистов. Как правильно ставить им задачи, по какой схеме лучше работать (фикс-прайс / за лиды / партнерство) и как контролировать результаты.

P.P.S. На этом откланиваюсь. Заглядывайте на огонек в мое сообщество в ВК про маркетинг для малого бизнеса. Делюсь своим опытом и размышлениями без воды и цензуры. Только-только начинаю, буду рад новым людям.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Uliana Kobzareva

“Нужно ещё тесты провести для понимания результатов» - ещё одна устрашающая фраза для клиентов 😫 Приходится объяснять и нести свет

Ответить
Развернуть ветку
альфред ярмухаметов

Наконец то приятно прочитать статью про маркетинг ! Лайк однозначно, ждём дальше статьи

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Жидков
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений UA6AHP

+1 подписываюсь!

Ответить
Развернуть ветку
Ave, хозяин таверны

Занятная статья-бугурт.)

В начале немного обратной связи по тексту, если позволите:

0. Чувствуется, что у вас это болит – читать интересно, приятно.Но есть три момента, на которые, возможно, вы решите обратить внимание.
1. Перекос не в ту сторону. Складывается ощущение, что описание "прожженых динозавров" занимает добрую половину текста. А текст-то, вроде про то как решить проблемы таких людей. Возможно, тут бы органично зашли рекомендации по поводу подходу к таким индивидуумам. Ну, лично я бы с удовольствием прочел.) 
2. Структура. Возможно проблему выше можно решить добавлением ещё одного (двух) подзаголовка. Тогда будет: "Тип 1 – нуленозавр, "Тип 2 – чайная молодежь".  Плюсом читать текст станет гораздо проще, потому что глаз будет двигаться по акцентам.)
3. Концовка. Тут отлично подойдет мем: "aaaaaaaaaaaaaaand it's gone". Я подозреваю чем именно был продиктован такой резкий обрыв, но, возможно, стоило подвести итоги, сказать: "Вот так делайте, вот так не делайте".

По теме:

Есть подозрение, что в итоге все упирается в кадры. Нет кадров – нет анализа рынка и аналитики процессов. Нет анализа рынка и аналитики процессов – нет оптимизации каналов продвижения. Поэтому бюджет на маркетинг в канализационной трубе директа/сео/смм (нужное подчеркнуть).И всем весело.

Кроме маркетолога, который приходит в этот ад, когда директор осознает, что "что-то" идет не так.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Жидков
Автор

По обратной связи – благодарю за отклик) Первый опыт. Так сказать, принял, намотал на ус) Да, почти все перечисленные вами вопросы я оставил для следующей статьи. Там уже более предметно по взаимоотношениям предпринимателей с маркетологами пройдусь.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений UA6AHP

Нет денег на транспорт - идите пешком! ;)

На самом деле недолюбливал маркетологов с точки зрения потребителя.
А вот с точки зрения продвижения своего дела - без них не обойтись. Только не тех, которые вопят про некую фишку но не гарантирующих результат, а без тех, кто может погрузиться в тему получить цифры дать рекомендации и подсказать "куда копать". Тут даже не в деньгах дело - отдать деньги за просто так, как минимум глупо. Но пообщавшись с одним на вводной беседе (бесплатной, за отзыв) я открыл для себя очень много нового. Да, это конечно пока ещё не принесло мне каких-то резких результатов, но по крайней мере поправило мое видение и понимание целого процесса, который до этого был для меня понятен , но совершенно неправильно!
Удачи вам! Разберитесь с собой а остальное приложится! ;)

Ответить
Развернуть ветку
Ave, хозяин таверны

Частично не соглашусь. Можно и без водителей жить в логистическом бизнесе, вопрос только в том как долго вы протяните в позиции Цезаря?

Когда денег нет приходит на помощь проектная работа. Нанимаете себе человека, он вам создает систему маркетинга и уходит. Это дешевле, чем постоянный сотрудник и такой подход поможет вам управлять оркестром узких подрядчиков.

Когда не нужны. Если компания продает пирожки / ремонт обуви / овощи, то можно и без маркетинга жить. Встали в нужном месте и радуемся жизни. Но как только вы захотите захватить большИй кусок рынка, вы упретесь в конкуренцию с сетями. А там без маркетолога будет туговато.

На всякий случай проясним. Я же правильно понимаю, что говоря "население" вы имеете в виду бизнес уровня одной физической точки и 2-3 сотрудников?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Марина Шевелева

Живая статья))) с эмоциями. Тоже с интересом прочитала.
Относительно волшебных маркетологов - их искать не надо. Слава Богу, со скрипом, но бизнес потихоньку поворачивается со стороны "привлечение" клиентов (ибо только они несут деньги в бизнес) в сторону "удержания" клиентов. Только здесь происходит разворот воронки продаж, к чему все и стремятся... Кого не спроси, что у тебя работает - ответ один - "сарафан". Но при этом все по привычке идут в смм, таргет, сео и прочее. 
А надо бы уже малому бизнесу "выйти" из оперативки и шагать в сторону рекомендательного маркетинга, автоматизированных программ лояльности и слушать и слышать Клиента. Тогда предпринимателю останется только круто и качественно делать свое дело, а продвижением будут заниматься довольные клиенты)))

Ответить
Развернуть ветку
владимир новиков

Всё правильно говорите! За шесть лет производственной деятельности (производство железобетонных изделий) качеством и способностью выпустить максимальное количество изделий в смену и за счёт новых технологий, оставил далеко позади своих конкурентов в Камчатском крае, сарафанное радио процентов 75-80 сработало! Всего 4 работника вместе со мной. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь S

Всё это конечно интересно, но не бесплатно. А денег как известно нет, но мы держимся

Ответить
Развернуть ветку
Марина Шевелева

Игорь, если в бизнесе нельзя найти 2000 руб. в месяц на работу с клиентами, это баловство, а не бизнес :-))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь S

Если всем раздать по 2 а где-то и больше, то получается уже не баловство. А самое главное в этом нет вовсе смысла, так как никаких клентов нет от слова совсем. Я вообще удивляюсь, если самозанятый заработал 2,4 миллиона то надо Ип угу просто разделите на 12 месяцев получается 200 тыщ ,это те кто вяжет шапочка своими руками ;-) а зарплата обычно в 5 раз меньше у специалистов а то и в 10  но маркетолог то расскажет, сколько миллионов надо вложить чтобы остаться у разбитого корыта. Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Марина Шевелева

Игорь, вы меня не поняли)) не каждому клиенту по 2000, а вообще 2000 руб. в месяц на работу с клиентами. И все!!!
Мир меняется, технологии меняются! 
Малый бизнес убивает "оперативка". Маркетинг уже шагнул далеко вперёд, мы работаем с клиентами на другом уровне))) Присоединяйтесь)))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь S

Напишите предложение

Ответить
Развернуть ветку
Марина Шевелева

В личку контакты сбросила. Давайте пообщаемся. 

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Mann

"Я не призываю хантить Игоря Манна" - и правильно, ибо это по большей части презентер, позер и инфобизнесмен, чем маркетолог.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Жидков
Автор

И стоит овердохрена)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Bystrov

И где же взять этих волшебных маркетологов, которые придут в малый бизнес и все исправят, что натворили сеошники, директологи и сммщики по отдельности? И есть ли у малого бизнеса бюджет на этих специалистов? Маркетолог то будет дополнительно, а не вместо. 

Ответить
Развернуть ветку
владимир новиков

Сама, сама, сама! 

Ответить
Развернуть ветку
EveryStraus _

Понимаем всю вашу боль. Клиенты, особенно с небольшими бюджетами считают, что реклама — это волшебная таблетка от всех проблем. Но это совсем не так. Успешные продажи зависят от маркетинга в целом. Маркетинг — это механизм, каждая составляющего которого должна работать, как часы.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда