Саудовская Аравия, Казахстан, Китай: как правильно выходить на экспортный рынок бизнесу из России

Саудовская Аравия, Казахстан, Китай: как правильно выходить на экспортный рынок бизнесу из России

Российские предприниматели делают шикарные продукты, о которых должен знать весь мир. Как же правильно выходить на экспорт?

Специально для самых амбициозных российских брендов мы провели 4-дневный экспортный акселератор, где эксперты SPLAT Global из разных стран подробно рассказывали о специфике выхода на курируемые рынки, делились успешными кейсами и ошибками. В этой статье мы поделимся некоторыми тезисами выступлений, которые могут быть полезны и другим брендам.

В акселератор попали около 30 компаний - победителей второго сезона конкурса растущих российских торговых марок «Знай наших». В начале этого года мы были партнером этой премии в номинации «Красота и здоровье», и уже в июне пригласили в свой проект победителей этой номинации и перспективные бренды из других направлений: спортивное оборудование, детское питание и многих других. Возможно, со временем такие акселераторы станут регулярными, в том числе благодаря партнерам проекта: АНО «Агентство стратегических инициатив», ВЭБ РФ, Фонд Росконгресс, Universal University.

Несмотря на разные направления, проблемы у бизнеса зачастую схожи. Те, кто мечтает о масштабировании, нуждается не столько в финансовой поддержке, но в толковых советах «без воды» и сугубо практических рекомендациях по налоговым и юридическим вопросам, дистрибуции, продвижению. Поэтому перед вами краткая шпаргалка, собранная из выступлений экспертов + мнения представителей брендов по итогу акселератора.

1. Определите цель и целевую аудиторию для вашего бизнеса за рубежом

Анастасия Нидзий
Бренд-директор и продюсер по развитию бизнеса в странах РФ/СНГ, EMEA, Asia бренда BIOMED

Прежде чем запускать проект на международный рынок, важно учесть две вещи. Первое: что будет двигать продукт? Здесь поможет продуктовый подход и рост бизнеса через инновации в основе и ценности для клиента. Второе: кто тот самый, НАШ клиент? (нужно не только теоретическое описание, но и просчет потенциала и сегментация с учетом кросс-культурных особенностей (как говорится "читайте воздух"). Также не забывайте про ESG-повестку: теперь это must для каждого международного бизнеса. Мы делаем экологические и социальные проекты во многих странах, и везде они завязаны на локальных проблемах населения. Например, во Вьетнаме мы ставим бойлеры с чистой пресной водой в деревенских школах и очищаем реки от пластика.

2. Изучите специфику рынка и конкурентную среду в стране, где планируете открыть компанию

Азат Бариев
Директор по развитию бизнеса в регионе MENA

На нулевом этапе проведите кабинетное исследование, прежде чем выезжать в поля. На данном этапе можно подчерпнуть много полезной информации из открытых источников по вашему фокусному рынку - посетите сайты таможенных органов, Министерства Здравохранения, сайты потенциальных контрагентов (торговые сети на предмет полочных цен, к примеру) и т.д. Вот образец большого исследования по рынку Мексики юридической фирмы Baker McKenzie.

Для изучения рынка будет полезно приобрести маркетинговое исследование (Nielsen, IPSOS, Euromonitor и тд), составить список импортеров, дистрибьюторов, производителей. С поиском дистрибьюторов могут помочь официальные источники (статистические и правовые базы в интернете, страховые компании) и неофициальные (байеры, выставки, ваши текущие партнеры – игроки рынка, инсайты в интернете). Помните при проведении переговоров и подготовке ценового предложения, что дистрибьютор не равно логист, поэтому при выборе модели сотрудничества обязательно уточняйте и прорабатывайте эту опцию дополнительно. В зависимости от рынка мы выбираем разные модели работы.

Хочу отметить важность конфиденциальности вашей коммерческой информации, поэтому передавайте образцы с описанием состава товара только после подписания NDA.

Саудовская Аравия, Казахстан, Китай: как правильно выходить на экспортный рынок бизнесу из России

3. Подготовьте бизнес-план и определите источники финансирования для запуска бизнеса за рубежом

Елена Кучерявая
Директор по правовым вопросам

Если разделить все основные юридические затраты на категории, то здесь вырисовываются два стрима, которые отражены на иллюстрации. Часть из них — это налоговые затраты, при расчете которых нужно изучить порядок формирования налоговой базы в стране запуска, наличие налоговых льгот, законодательство о КИК (CFC), нормы о трансфертном ценообразовании, наличие специальных режимов и возможность использования СОИДН. К примеру, в Китае есть целых 4 юрисдикции со своим законодательством: материковый Китай, Гонконг, Макао и Тайвань.

Рассчитывая вторую часть – корпоративные затраты, принимайте во внимание организационно-правовую форму компании, уставный капитал и требования к его оплате, процедуру и сроки регистрации, лицензии, требования к учредителям, акционерам, директорам и участникам компании.

Саудовская Аравия, Казахстан, Китай: как правильно выходить на экспортный рынок бизнесу из России

4. Установите юридическую структуру компании и зарегистрируйте ее в соответствии с местными законами

Если нужно выбирать между представительством и юридическим лицом, то имейте в виду, что в некоторых странах представительства не вправе вести самостоятельно хозяйственную деятельность и аккредитация дается только на определенный срок, при этом легализация документов для аккредитации может вылиться в ощутимые сроки и расходы, особенно в странах, не присоединившихся к соглашению об апостиле. Однако и у юридических лиц не все так гладко: по требованию законодательства некоторых стран уставной капитал необходимо оплатить до начала деятельности, и требования к размеру этого УК могут быть достаточно высокими от 5 до 200 тысяч долларов в зависимости от юрисдикции. Плюс у многих стран есть протекционистские требования: например, во Вьетнаме должен быть директор-резидент, в Турции – не менее установленного количества местных граждан - сотрудников.

5. Наймите местный персонал или обучите своих сотрудников для работы в новой стране

Алена Абрамова
Директор по развитию бизнеса рынка Китай

Важнейшая компетенция человека, который работает с любой новой страной —понимать местный культурный контекст и уметь построить коммуникацию с сотрудниками. Например, в Китае любую задачу надо раскладывать на этапы, если ты хочешь, чтобы все было сделано в срок. Еще нужно обязательно спросить, как сотрудник понял задачу. Потому что бывает, что китаец вроде задачу взял, но сделает ее совсем с другим результатом.

Сейчас у нас в команде Китая восемь человек местных жителей. Были времена, когда команда состояла из 19 человек, но пандемийные годы заставили нас переформатировать и сократить китайский офис до необходимого минимума. То есть часть функций, которые мы до 2020 года выполняли в Китае, сейчас мы закрываем из московского офиса и это оказалось эффективнее. В России есть команда специалистов, которая удаленно занимается экспортным направлением — логисты, специалисты по сертификации, юристы, бухгалтеры. При этом в Китае у нас тоже есть бухгалтер, потому что все равно нужно вести отчетность для китайских налоговых органов.

6. Следите за особенностями в законодательстве и экономической ситуацией в стране

Владимир Шишкин
Директор по развитию бизнеса в странах Юго-Восточной Азии

Если вы смотрите в сторону ЮВА сегодня, то особенности этого рынка можно охарактеризовать так:

· Неравномерное распределение доходов: есть супер-богатая и супер-бедная прослойки населения.

· Страсть к luxury-брендам: представьте, что вы перенеслись в Москву 00-х, когда повсюду были кричащие логотипы, а нувориши пытались поднять самооценку и показать всем, что они выбрались из бедности.

· Множество низкокачественной, нездоровой продукции на полках: на таком фоне легко дифференцироваться, если ваш продукт несет другие ценности и имеет свой характер.

· Ключевой драйвер роста региона – цифровая экономика. В Сингапуре уже зарегистрировано более 4000 стартапов, поэтому регион бурлит новыми идеями, тестированием технологий, растет средний класс.

7. Продумайте стратегию продвижения

Азат Бариев
Директор по развитию бизнеса в регионе MENA

Продумайте инструменты коммуникации в каждой точке касания с целевым потребителем, чтобы выстраивать знание и лояльность, формировать его предпочтение и стимулировать как первичную, так и повторные покупки. В большинстве стран социальные сети – важнейший инструмент коммуникации, который закрывает почти все эти пункты. Если у вас уже выстроена эта работа в России, то по такому же принципу можно начинать и на других рынках: поиск и сотрудничество с лидерами мнений и блогерами, формирование своего лояльного комьюнити, таргетированное промоутирование и другие инструменты помогут выстроить эффективные коммуникации.

Саудовская Аравия, Казахстан, Китай: как правильно выходить на экспортный рынок бизнесу из России

Мнения участников акселератора

Владимир Тихонов
Операционный директор MARESPA – бытовая химия и косметика с различными видами солей

В целом, мне близок подход SPLAT Global и, конечно, хотелось бы пройти по его шагам к тому же успеху. Мне очень понравилось выступление финансового бизнес-партнера про ценообразование, где было различие в теориях выхода на рынок с точки зрения маркетинговых активностей - Новичок, Премиальный игрок и другие. Раньше меня метало из стороны в сторону, теперь появилось четкое понимание в какой нише мы хотим работать и как масштабироваться самым оптимальным способом.

Александра Шкипина-Санчес
Cовладелица бренда натуральной косметики премиум-сегмента Somelove

Для предпринимателя самое ценное – видеть какие шаги привели коллег из смежных сфер к ошибкам или победам, за счет чего это произошло. Тогда можно применить эти знания на своей практике, переложить на свои задачи. Здорово, что здесь все данные были именно практические и мне удалось проработать пару своих гипотез. Например, был инсайт о том, что в Саудовской Аравии бум на детскую косметику, на арабском рынке в целом – тренд на натуральные составы. Это только подтвердило нашу стратегию о выходе на эти рынки: последние полгода мы уже активно готовимся – изучаем аналитику, общаемся с дистрибьюторами, выясняем особенности сертификации продукции.

Яна Орешина
Операционный директор бренда ароматов, созданных незрячими парфюмерами PURE SENSE

До конца этого года мы хотим запустить экспорт в Дубае, и темы выступлений нам очень близки. Но все же я долго думала идти или нет в акселератор, потому что текущие задачи бизнеса на это время никуда не денутся. Рада, что пошла: материал изложен очень структурно, хорошо видно, куда нам стремиться. Радует, что в презентациях есть все контакты и можно будет обратиться к экспертам со своим кейсом позже и попросить обратную связь по спорному вопросу. А еще тут образовалось замечательное комьюнити руководителей бизнеса и маркетологов из самых разных сфер, поэтому есть возможность придумать и обсудить коллаборации.

11
Начать дискуссию