CVM-стратегия: принципы разработки и особенности

Итак, продолжаем разбираться в CVM-маркетинге... раз уж он появился и с этим надо как-то жить (и даже работать). В первой статье я разобрался в том, откуда он появился и показал базовую логику формирования. А еще и интерес к нему снова поднялся...

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftrends.google.ru%2Ftrends%2Fexplore%3Fgeo%3DRU%26amp%3Bq%3DCVM%26amp%3Bhl%3Dru&postId=1471161" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Google Trends</a> (в США интерес к нему куда более постоянный)
Google Trends (в США интерес к нему куда более постоянный)

В каких индустрия работает CVM

После некоторых размышлений я понял, где CVM работает - это индустрии с потоковыми покупками, то есть e-commerce, еда и все подобные. Можно натянуть CVM и на бизнес-модель подписок, но там это по-прежнему я бы характеризовал как Customer Engagement, потому что касание условно-бесплатное и происходит уже в рамках оплаченной услуги.

По факту, как теперь я вижу, CVM - это логика работы над повторными покупками. Далее рассказываю, как её выстроить, от фундаментального к частностям.

Основы разработки CVM-стратегии

Мат. часть. Основные положения

RFM-матрица, уже знакомый по предыдущей статье скрин
RFM-матрица, уже знакомый по предыдущей статье скрин

Напомню, как формируют границы RFM-кластеров:

  • с помощью квартилей (квантилей) вычисляем границы,
  • присваиваем каждому абсолютному значению значение кластера,
  • мы счастливы.

Так как в CVM мы увеличиваем ценность, соответственно, логическая основа стратегии - это передвижение трафика из одного кластера в другой по оси M, то есть мы из дешевого кластера двигаем трафик в более дорогой. То есть был в M1, стал M2, всё по нашей формуле.

Rn + Fn + Mn → R4 + F(n+1) + M(n+1)

Логика передвижения трафика в RFM

Работа с показателями R и F - это слегка другие задачи, касающиеся глобально CRM, потому что это уже повод к логике самих посылов, реактивационных, мотивационных и так далее. (Кстати, вот почему CVM - это только часть

Мат. часть. Смещение границ значений

Теперь очень важная сторона CVM-стратегии - это учёт смещения границ значений.

CVM-стратегия: принципы разработки и особенности

Что видим:

  • Исходник в виде М-значений
  • Пороговые значения для обозначения границ кластера*
  • Распределение по объёму значений
  • Кэш внутри каждого кластера

*Пороговые значения - это важнейший индикатор состояния выборки и характеристики распределения значений.

Запоминаем

А теперь мы запускаем маркетинг на базе CVM.

Запустили небольшое промо (пока что R и F нам неважны), в котором мы работаем над улучшайзингом сегмента M1, ну то есть раскочегариваем наименее ёмкий по кэшу сегмент.

Допустим, мы заставили (чудом!) купить 44% от выборки (13 юзеров), увеличив их ценность на 17%, соответственно, получаем следующую ситуацию:

Смещение значения кластера M1
Смещение значения кластера M1
Новая принадлежность кластерам
Новая принадлежность кластерам

Как мы видим, в новый кластер M2 у нас попало только 2 пользователя, а все остальные остались в кластере M1.

А теперь самое болезненное - это трактовка распределения и значений.

Результаты нашей компании
Результаты нашей компании

Итак, тотал по кэшу от базы мы приросли всего на 0,3%, что само по себе кошачьи слёзы, однако, если смотреть на ситуацию куда более глубоко, то получается следующее (и сердце маркетолога должно успокоиться): мы увеличили объём выборки в M2 на 7% и его ценность на 6%. (Главное, не начать думать, что мы понизили ценность выборки M1 - так можно начать копить кладбище бесхозных пользователей!!!)

То есть как выглядит логика трактовки: мы качественно и количественно изменили ландшафт нашей генеральной совокупности, подняв ценность кластера M2 с изменением порога входа в него.

Собственно, как мы изменили кластер М1: сократили выборку и подняли верхнее значение
Собственно, как мы изменили кластер М1: сократили выборку и подняли верхнее значение

А теперь давайте проведём кампанию покрупнее, как будто бы это кампания 360 и мы повлияем на все-все-все сегменты (от исходных данных:

  • Поднимаем M1 на 21% в 32% случаев - 10 юзеров
  • Поднимаем M2 на 25%в 20% случаев- 6 юзеров
  • Поднимаем M3 на 35% в 18% случаев- 5 юзеров
  • Поднимаем M4 на 10% в 14% случаев- 4 юзеров

Вот что в итоге произошло:

Изменение по итогам нашей мега-кампании
Изменение по итогам нашей мега-кампании
  • Совокупно мы вырастили выручку с базы - это бизнесу понравится, на этом его вопросы к нам всё
  • Мы заметно изменили ландшафт базы, изменив объёмы выборок, размыв границу кластера M4, в нём стало меньше юзеров, но (что важнее!) мы подняли его совокупную ценность
  • Без изменений мы увеличили ценность всех других кластеров, самые большие изменения в M1 и M3

Самое главное свойство CVM, как стратегического подхода,- это ценностная реструктуризация пороговых значений кластеров клиентской базы, потому что любое усилие влияет на принадлежность к конкретному кластеру.

Можно записать как аксиому

Стратегия, метрики, инструменты

Вместо заключения дам несколько соображений по применимости описанного выше знания.

Стратегия: как разрабатывать

  • Под каждый М-кластера - своя стратегия
    Так как кластеры влияют один на другой, мы явно должны понимать, в пределах какой сущности мы сейчас действуем, иначе рискуем хаотично изменить ландшафт распределения
  • Следить за порогами кластеров
    Как мы увидели, пороги динамичны, это тоже надо закладывать в стратегию, причём изменение порога может стать одной из целевых метрик
  • Надо хранить "слепки" состояний базы, как минимум порогов
    Чтобы понять, стало лучше или нет, как-то иначе или всё по-прежнему, состояние кластерных порогов должно храниться, чтобы отслеживать явное влияние

Инструменты

Коротко:

  • Метод продуктового логического соответствия, был на X, значит, интуитивно предлагаем Y, если их продуктовые свойства схожи
  • ML-рекомендации
  • Наращивание знания

Собственно, все методы сегментации внутри кластеров по-прежнему хороши.

Метрики

Всё сложно... к привычным конверсионным (конверсия и выручка) CRM-прокси (OR, CTR, CTOR, UR) мы добавляем еще и CVM-модификации. Соответственно:

Самое простое:

  • ARPPU кластера
  • доля кластера от всей совокупности клиентов
  • выручка в пределах кластера

Индексы, которые у каждого бизнеса разные:

  • индексированный объём транзакций на пользователя
  • индекс выручки пользователя
  • индекс касаний пользователя

Выводы

Опять же CVM - это не что-то новое и из ряда вон выходящее, однако поведение выборок в пределах приложения усилий явно куда более динамичные, чем в более привычных методах сегментации.

Но это же и обязывает к тому, чтобы куда более пристально следить за качественным состоянием базы, иначе работа с выборкой превратится в аналог хаоса.

4
Начать дискуссию