1. Wildberries. В представлении не нуждается – один из лидеров рынка российской интернет-торговли. Франчайзинговая схема основана на создании сети пунктов выдачи заказов, которыми управляют франчайзи «на местах». Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 200 тысяч рублей. За 2023 год открылось 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов. Businessmens отмечает высокую востребованность франшизы, но снижение её позиций по сравнению с прошлым годом (падение с 3 до 8 позиции).
2. Пятёрочка. Сеть магазинов продуктов питания, косметики и бытовой химии класса «возле дома» – из тех брендов, которые можно встретить не только в крупных городах, а чуть ли не в самых отдалённых деревнях. Магазины, открытые по франшизе, присутствуют в 71 регионе России. Общее количество франчайзи — 372. Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 19 млн. рублей. Средний оборот в месяц — 11 млн рублей. Срок окупаемости – от двух лет. За 2023 год открылось 89 новых магазинов. В большинстве рейтингов франшиз 2024 года находится в первой десятке. При этом динамика позиций разнонаправленная, например, в рейтинге Businessmens за год франшиза потеряла 7 позиций (упала со второго до девятого места).
3. Ozon. Ещё один маркетплейс – данный сегмент за счёт прироста франчайзинговых сетей лидеров рынка сейчас динамично растёт. Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 230 тысяч рублей (нетрудно заметить, что с Wildberries эта франшиза находится в одной ценовой категории). За прошлый год открыто 26 тысяч пунктов выдачи заказов. В рейтинге Businessmens этот бренд сумел обойти своего многолетнего конкурента Wildberries, ушедшего из тройки лидеров по данным этого портала.
4. Colizeum. Сеть компьютерных клубов для занятия киберспортом/VR-спортом – кстати, как мы уже отмечали, весьма динамично развивающаяся франчайзинговая сфера. Общее количество франчайзи — 505. Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 5 млн. рублей. В 2023 году открылись 126 новых клубов под данным брендом.
5. Fix Price. Сеть магазинов, изначально позиционировавшихся в формате «всё по единой цене», постепенно трансформировалась в сеть универсальных магазинов «возле дома» и мультикатегорийных супермаркетов в ТЦ. Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 3 млн рублей. В 2023 году открылся 751 магазин по франшизе этой сети. В рейтинге Businessmens занимает шестую строчку.
6. Гемотест. Сеть медицинских лабораторий, которая представлена не только на российском рынке, но и в странах Центральной Азии. Компания состоит в Российской ассоциации франчайзинга. Общее количество франчайзи — 800. Стартовый инвестиции для открытия новой точки — 2,3 млн рублей. По версии TopFranchise является лидером рейтинга.
7. Levita. Сеть танцевальных студий – это бизнес, конкурирующий не только с представителями собственной ниши, но также с фитнес-клубами и спортивными залами. Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 2,1 млн рублей. За 2023 год по франшизе было открыто 89 новых студий.
8. Додо Пицца. Единственный бренд общественного питания, который попал в наш ТОП10, несмотря на то, что эта ниша – одна из самых «густонаселённых» франшизами. При этом это ещё и одна из самых дорогостоящих франшиз (20 млн рублей за точку). За 2023 год открылось 134 новых пиццерий. По мнению Businessmens, данная сеть существенно укрепила свои позиции в сравнении с прошлым годом (по данным их рейтинга – поднялась с 7 до 4 места).
9. IQ007. Международная школа скорочтения и развития интеллекта, яркий пример региональной франшизы – компания была создана в Челябинской области в 2009 году. В 2023 году попала на первое место в рейтинге наиболее выгодных франшиз стоимостью от 1 до 5 млн рублей по версии Forbes. Общее количество франчайзи — 625. Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 400 тысяч рублей. Четвёртое место в рейтинге TopFranchise.
10. Bambini Flowers. Сеть флористических магазинов, демонстрирующая очень динамичное развитие. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 1,3 млн рублей. За 2023 год открылось 62 новых магазина.