Рейтинг франшиз в России в 2024 году по всем отраслям и бизнес направлениям

Рейтинг франшиз в России в 2024 году по всем отраслям и бизнес направлениям

Рейтинг франшиз 2024 года в России составлен на основании финансовых и маркетинговых результатов года предыдущего и трендов, которые уже наблюдаются на франчайзинговом рынке и прогнозируются на ближайшее будущее.

Глобальные тренды франчайзингового бизнеса в России, характерные для 2024 года, мы рассмотрели подробно в предыдущем обзоре. Перейдём к детализации и практическому аспекту – рейтингу франчайзинговых бизнес-проектов на российском рынке.

Рейтинг франшиз подготовлен «Российским Бизнес-журналом» на основании нескольких ТОПов различных аналитических сервисов. При росте спроса на франшизы почти на 60% за предыдущий год и достаточно низком показателе закрытия новых компаний, работающих по данной схеме, имеет смысл присмотреться к предложениям, которые уже зарекомендовали себя в качестве хорошо окупаемых и стабильно растущих.

Сводный ТОП-10 франшиз на рынке России в 2024

На основании взвешенного анализа ряда экспертных рейтингов представляем вашему вниманию ТОП10 франчайзинговых проектов, имеющих наиболее значимые показатели динамики, устойчивости и прибыльности на российском рынке в 2024 году. Это франшизы из разных ценовых категорий и сфер деятельности, объединяет их известность, масштаб и пожалуй надёжность для потенциальных франчайзи:

1. Wildberries. В представлении не нуждается – один из лидеров рынка российской интернет-торговли. Франчайзинговая схема основана на создании сети пунктов выдачи заказов, которыми управляют франчайзи «на местах». Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 200 тысяч рублей. За 2023 год открылось 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов. Businessmens отмечает высокую востребованность франшизы, но снижение её позиций по сравнению с прошлым годом (падение с 3 до 8 позиции).
2. Пятёрочка. Сеть магазинов продуктов питания, косметики и бытовой химии класса «возле дома» – из тех брендов, которые можно встретить не только в крупных городах, а чуть ли не в самых отдалённых деревнях. Магазины, открытые по франшизе, присутствуют в 71 регионе России. Общее количество франчайзи — 372. Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 19 млн. рублей. Средний оборот в месяц — 11 млн рублей. Срок окупаемости – от двух лет. За 2023 год открылось 89 новых магазинов. В большинстве рейтингов франшиз 2024 года находится в первой десятке. При этом динамика позиций разнонаправленная, например, в рейтинге Businessmens за год франшиза потеряла 7 позиций (упала со второго до девятого места).
3. Ozon. Ещё один маркетплейс – данный сегмент за счёт прироста франчайзинговых сетей лидеров рынка сейчас динамично растёт. Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 230 тысяч рублей (нетрудно заметить, что с Wildberries эта франшиза находится в одной ценовой категории). За прошлый год открыто 26 тысяч пунктов выдачи заказов. В рейтинге Businessmens этот бренд сумел обойти своего многолетнего конкурента Wildberries, ушедшего из тройки лидеров по данным этого портала.
4. Colizeum. Сеть компьютерных клубов для занятия киберспортом/VR-спортом – кстати, как мы уже отмечали, весьма динамично развивающаяся франчайзинговая сфера. Общее количество франчайзи — 505. Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 5 млн. рублей. В 2023 году открылись 126 новых клубов под данным брендом.
5. Fix Price. Сеть магазинов, изначально позиционировавшихся в формате «всё по единой цене», постепенно трансформировалась в сеть универсальных магазинов «возле дома» и мультикатегорийных супермаркетов в ТЦ. Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 3 млн рублей. В 2023 году открылся 751 магазин по франшизе этой сети. В рейтинге Businessmens занимает шестую строчку.
6. Гемотест. Сеть медицинских лабораторий, которая представлена не только на российском рынке, но и в странах Центральной Азии. Компания состоит в Российской ассоциации франчайзинга. Общее количество франчайзи — 800. Стартовый инвестиции для открытия новой точки — 2,3 млн рублей. По версии TopFranchise является лидером рейтинга.
7. Levita. Сеть танцевальных студий – это бизнес, конкурирующий не только с представителями собственной ниши, но также с фитнес-клубами и спортивными залами. Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 2,1 млн рублей. За 2023 год по франшизе было открыто 89 новых студий.
8. Додо Пицца. Единственный бренд общественного питания, который попал в наш ТОП10, несмотря на то, что эта ниша – одна из самых «густонаселённых» франшизами. При этом это ещё и одна из самых дорогостоящих франшиз (20 млн рублей за точку). За 2023 год открылось 134 новых пиццерий. По мнению Businessmens, данная сеть существенно укрепила свои позиции в сравнении с прошлым годом (по данным их рейтинга – поднялась с 7 до 4 места).
9. IQ007. Международная школа скорочтения и развития интеллекта, яркий пример региональной франшизы – компания была создана в Челябинской области в 2009 году. В 2023 году попала на первое место в рейтинге наиболее выгодных франшиз стоимостью от 1 до 5 млн рублей по версии Forbes. Общее количество франчайзи — 625. Стартовые инвестиции для открытия новой точки — 400 тысяч рублей. Четвёртое место в рейтинге TopFranchise.
10. Bambini Flowers. Сеть флористических магазинов, демонстрирующая очень динамичное развитие. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 1,3 млн рублей. За 2023 год открылось 62 новых магазина.

Наш рейтинг объективен и основан, в первую очередь, на стабильности присутствия франшиз в рейтингах известных ресурсов освещающих франчайзинговый бизнес.

Отраслевой рейтинг франчайзинговых компаний

Важный момент. Предложения франшиз в рамках одной отраслевой ниши могут сильно различаться по цене, поэтому мы составили рейтинг на основе стартовых инвестициях и сроках окупаемости – и распределили франшизы в каждой нише по возрастанию объёма начальных финансовых вложений.
*Из рейтинга были исключены франшизы, не предоставляющие открытой информации о минимальном размере стартовых инвестиций.

Образовательный сегмент:

• Алгоритмика. Международная школа программирования для детей от 6 до 17 лет. Франчайзер декларирует присутствие в 90 странах, 200 городах России и чистую прибыль франчайзи от 200 тысяч рублей в месяц. Общее количество франчайзи — 515. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 85 тысяч рублей.
• Чемпионика. Общее количество франчайзи — 480. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 220 тысяч рублей.
• Grafika. Сеть художественных школ (школ рисования) для детей и взрослых. Общее количество франчайзи — 57. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 300 тысяч рублей. Средний оборот в месяц — 1,1 млн рублей. Срок окупаемости – от трёх месяцев.
• Международная школа скорочтения и развития интеллекта IQ007 (см. выше).
• Полиглотики. Языковая школа для детей, создатели которой обещают выход на окупаемость буквально в первые месяцы открытия нового предприятия. Компания работает с 2006 года, как франчайзер – с 2013. Общее количество франчайзи — 170. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 500 тысяч рублей. Средний оборот в месяц — 550 тысяч рублей. Пятое место по версии рейтинга TopFranchise.
• Altairika. Франшиза виртуальной энциклопедии для детей, суть услуги – сеансы для детей в VR-очках, как правило, выездные. От других проектов в образовательной категории эта франшиза отличается отсутствием курсового обучения, услуги оказываются разово, при этом есть возможность повторного посещения одними и теми же клиентами. Общее количество франчайзи — 122. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 750 тысяч рублей. Средний оборот в месяц — 400 тысяч рублей. Срок окупаемости – от полугода.
• KIBERone. Школа программирования для детей и подростков. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 950 тысяч рублей. Средний оборот в месяц — 1,5 млн рублей. Срок окупаемости – от трёх месяцев. В 2023 году было открыто 317 новых школ/клубов.
• Maximum Education. Альтернативная форма получения среднего образования или занятия с репетитором на базе образовательной платформы для детей среднего и старшего школьного возраста. Общее количество франчайзи — 50. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 1 млн рублей. Срок окупаемости – от одного года.
• Bambika Club. Сеть частных детских садов, сегмент дошкольного образования. Общее количество франчайзи — 190. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 2,4 млн рублей.
• Бэби-клуб. Сеть дошкольных образовательных учреждений частного типа – детсады и детские клубы. Стоимость франшизы и взносов зависят от региона, причём разница может отличаться в 2-4 раза, причём франчайзи может выбрать один из двух вариантов бизнеса (только детсад или сад+клуб). Общее количество франчайзи — 178. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 3 млн рублей. Средний оборот в месяц — 300 тысяч рублей.

Франшизы медицинских услуг, включая лабораторные:

• ДНКОМ. Сеть медицинских лабораторий с крайне невысокой стоимостью запуска. В 2023 году амбассадорами бренда стало семейство Рудковских-Плющенко. Общее количество франчайзи — 100. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 250 тысяч рублей. Средний оборот в месяц — 1 млн рублей. Срок окупаемости – несколько месяцев.
• Ситилаб. Сеть медицинских лабораторий и точек приёма биологических материалов. Общее количество франчайзи — 385. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 800 тысяч рублей. Срок окупаемости – от трёх месяцев.
• Гемотест (см. выше).
• ЛабКвест. Эта сеть работае в двух форматах – лаборатория и лаборатория+клиника. Приводим данные по базовой франшизе (только лаборатория). Общее количество франчайзи — 201. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 1,5 млн рублей. Срок окупаемости – от полугода.
• Инвитро. Сеть медицинских лабораторий, работающая с 1995 года, на рынок франчайзинга вышла в 2005 году. Лаборатории присутствуют во многих регионах России, а также в Армении, Беларуси, Казахстане и Киргизии. Потенциальным франчайзи предлагается четыре франчайзинговых пакета. Общее количество франчайзи — 1 026. Стартовые инвестиции в открытие новой точки — 2,5 млн рублей. В 2023 году было открыто 86 новых точек. Третье место в рейтинге TopFranchise.

11
Начать дискуссию