Как превратить негативный фидбэк в полезный опыт: кейс Британки

Виктория Ромашова
Руководитель факультета моды и стиля в Британке

Меня зовут Вика Ромашова, я руковожу факультетом моды и стиля в Британской высшей школе дизайна.

В конце весны мне в личку прилетел вот такой скриншот:

Как превратить негативный фидбэк в полезный опыт: кейс Британки

Да, это отзыв о нашей программе. Вам, наверное, интересно, как мы оказались в такой ситуации?

Точка отсчета в этой истории — отзыв, который явно попал в точку. Да, в нем была доля субъективности, но и правда тоже. К тому моменту мы уже поняли свои слабые места, пофиксили часть из них, предложили нашим студентам новые форматы, но обратная связь четко дала понять: программу надо менять и сильно.

Отзывы от студентов бывают диаметрально противоположными, и это нормально. Каждый приходит на программу с разными целями, и каждый забирает что-то свое. Большинство студентов того запуска доучились и защитили сильные проекты. Но мы не хотели зарывать голову в песок и удалять негативные отзывы или перебивать их позитивными.

Мы приняли решение: использовать этот опыт, чтобы посмотреть на проблему под другим углом, понять потребности аудитории и пересобрать продукт — словом, поступить так же, как мы учим наших студентов, если их бизнес требует изменений.

Что такое бизнес-образование и в чем его главная проблема

Нельзя забывать, что бизнес-образование — не волшебная таблетка, которую можно купить, чтобы бренд взлетел. Как учеба скажется на делах компании, зависит только от бизнес-оунера.

Образование для предпринимателей в креативных индустриях — довольно сложная штука, и какого-то идеального решения пока еще никто не придумал. Большинство бизнес-школ построено на нетворкинге и комьюнити: вы «учитесь друг об друга», обмениваясь опытом и приобретая связи.

Университетские программы для предпринимателей делать сложно, особенно для того сегмента аудитории, у кого уже есть опыт в бизнесе. По факту, мы хотим стать бустером, чтобы выпускники вдохновились и смогли создавать свои рабочие бизнесы. Но сложность в том, что мы не отвечаем за продукт студента. Мы только даем маркетинговые и бизнесовые инструменты для его развития.

В чем однозначная ценность бизнес-образования: за счет нетворкинга, сессий с профессионалами и интенсивной работы можно напитаться новыми идеями, сразу получить инструменты, которые предприниматели обычно осваивают тяжелым путем проб и ошибок.

Любой бизнес связан с рисками, но с качественным образованием их можно минимизировать: вы будете готовы к разным вызовам. Программы университетов систематизируют знания и учат превращать опыт в навыки, которые потом помогают строить эффективный бизнес.

Фото: Архив Британки
Фото: Архив Британки

В чем были проблемы нашей программы

Недостаточно жесткий отбор

Чтобы быть уверенными в успехе обучения, нужно знать, что запрос аудитории совпадает с тем, что им даст курс.

Когда человек приходит в бизнес-акселератор, он приносит MVP — минимально жизнеспособный продукт, «пробная версия», созданная, чтобы собрать обратную связь и протестировать гипотезы. Перед поступлением определяется, насколько вообще жизнеспособна его идея. Изначально у нас на программе такого не было, мы никак не влияли на идею человека. Это первый weak point, который мы про себя поняли. Если человек приходит со своим продуктом, скажем, худи, в востребованности которых на рынке мы не уверены, мы, конечно, дадим ему все знания и инструменты, но если этот проект все же не выстрелит, что мы можем сделать? Не запрещать же их выпускать.

Не учли условия ограниченного времени у студентов

Основной ресурс предпринимателя — это его время. И кажется, что не всегда его нужно тратить на посещение занятий трижды в неделю и домашние задания. Наш классический формат учебы оказался не очень актуальным для людей, у которых уже есть свое дело и хочется скорее окунуться в практику.

Размытый фокус из-за сочетания двух разных специальностей в одном курсе

Изначально мы много лет скрещивали бизнес и маркетинг в равных пропорциях, чтобы у студентов был максимально широкий набор инструментов. Обладая такими знаниями, выпускник мог пойти работать в крупный бренд на лидирующие позиции или делегировать часть задач своей команде. Но с последним потоком мы поняли, что большинство предпринимателей уже не погружаются в продвижение так глубоко. Маркетинговые и бизнесовые задачи в брендах закрывают разные специалисты.

Групповые занятия не всегда решают персональные запросы

Наша аудитория хочет получать индивидуальную менторскую поддержку, потому что все бизнесы уникальные, как и сами стартаперы. У некоторых есть предпринимательская чуйка, и им легко запускать новое дело. У других этой чуйки нет, поэтому они очень долго тревожатся, стараются, у них не получается, и им нужен взгляд со стороны, чтобы понять суть проблемы.

Фото: Архив Британки
Фото: Архив Британки

Turning point

Мы посмотрели на все сверху и признались себе: программа в текущем виде нерелевантна потребностям индустрии.

Когда мы заметили свои недочеты, я поговорила со студентами как стартапер со стартапером, ведь для меня, руководителя факультета, образовательный продукт — тот же стартап.

Задача всех предпринимателей — учиться на своих ошибках, трансформируя их в опыт, а не пытаться приукрасить действительность. Любой бизнес — это живой организм со своими взлетами и падениями.

Как мы пофиксили недостатки курса: 6 шагов

1. Прежде всего, разбили программу на два отдельных курса: «Предпринимательство в Fashion» и маркетинг в сфере моды. Сегодня это абсолютно разные специальности и учить им нужно по-разному, сохраняя фокус на чем-то одном.

2. Строже отбираем абитуриентов. Берем учиться тех, у кого уже есть дело, либо очень сильное MVP и мотивационное письмо. Всех абитуриентов, насчет которых мы сомневаемся, просим писать мотивационные письма о том, как они планируют после программы реализовывать свои бизнесы, с проведенным SWOT-анализом и подтверждением своих аргументов.

3. У нашей программы для предпринимателей новый гибкий формат обучения: очные спринты и онлайн-семинары. Программа разбита на 6 блоков по 4-5 недель, каждый из которых начинается с трехдневного интенсива в Москве. За ним следует онлайн-учеба с вебинарами, лекциями и консультациями.

Это поможет встроить учебу в насыщенный график студентов, а еще к нам теперь могут присоединяться предприниматели из других городов. Сейчас очень классно формируется государственная поддержка для региональных предпринимателей в сфере легкой промышленности и fashion, развиваются локальные бренды. Мы хотим, чтобы у региональных предпринимателей тоже была возможность учиться в Британке.

4. Сделали сессии коучинговой поддержки. На прошлой программе мы ввели бизнес-консультации от куратора Дениса Никифорова — человека с огромным опытом в разных fashion-проектах, от Pangaia до Nike. Тогда это было антикризисной мерой, но мы увидели, как это круто отработало, и интегрировали формат в текущую версию курса. Менторская поддержка поможет предпринимателям поверить в себя и не останавливаться на полпути.

5. Новые предметы в новом контексте. Мы обновили и программу по маркетингу в fashion: например, добавили большой блок по спецпроектам. Это актуальный формат продвижения, потому что традиционные маркетинговые активности и социальные сети сейчас работают иначе, рекламных возможностей стало меньше, и разные компании очень продуктивно взаимодействуют в сфере спецпроектов.

6. Итоговая защита — питчинг перед потенциальными инвесторами. На этой программе они будут защищать свой бизнес-план. Мы хотим сделать это в формате питчинга, через который проходят стартаперы перед инвесторами. Потенциально позовем крупных партнеров, которые заинтересованы в инвестициях в молодые таланты.

Фото: Архив Британки
Фото: Архив Британки

Хочется сказать спасибо нашим студентам и выпускникам: тем, кто доучился у нас и тем, кто ушел, но поделился обратной связью, — фидбэк подарил нам возможность перестроить свой подход к курсу. Ошибки в бизнесе неизбежны, поэтому я решила открыто написать о нашем кейсе, чтобы своим примером показать, что кризис — это точка роста. Такой поворотный момент, после которого можно либо остановиться, либо — и это сложнее — вырасти над собой вместе со своей командой.

66
Начать дискуссию