Кейс AnyQuery: Увеличили выручку с поиска в интернет-магазине на 28%, не нагружая IT-отдел

Привет, меня зовут Круглов Артем, я со-основатель AnyQuery и Diginetica. Наша команда с 2012 года увеличивает выручку ведущих российских ритейлеров с помощью технологий машинного обучения.

В 2018 году мы запустили AnyQuery — AI-сервис поиска для интернет-магазина. За 2 года продукт стал лидером рынка и его использует 20% из топ-30 интернет ритейлеров России и еще 130 других ecommerce проектов.

Я рад поделиться кейсом увеличения выручки федерального интернет-магазина и сети гипермаркетов бытовой техники и электроники.

Если у вас возникнут вопросы в разрезе вашего ecommerce проекта - пишите мне на Facebook или Telegram- смогу оперативно ответить оценить работу поиска на вашем сайте

Задача — увеличить выручку с поиска

Онлайн-ритейл — суперконкурентный бизнес. Побеждают интернет-магазины, которыми просто и удобно пользоваться. Клиент знал, что у них была серьезная проблема с поиском — люди не могли найти на сайте товары, которые были в наличии.

Команда AnyQuery взялась улучшить показатели поиска за короткий срок с минимальным вовлечением IT-команды.

Результаты

Кейс AnyQuery: Увеличили выручку с поиска в интернет-магазине на 28%, не нагружая IT-отдел

За 10 дней проекта мы увеличили выручку с поиска на 28%, и это наш главный результат. Чтобы убедиться в эффективности наших механик, мы провели три A/Б-теста. Вместе с тем:

  • Доля заказов с поиска выросла с 21 до 27%.
  • Доля запросов с пустой выдачей снизилась с 20% до 3%.

Большинство задач мы сделали сами, не вовлекая IТ-команду клиента. Вложения в сервис оказались в 4 раза эффективнее вложений в рекламу.

В кейсе я подробно расскажу про 3 интересные механики, которые мы с командой применяли и результаты, которые мы получили.

3 механики поиска, которые дали быстрый эффект

У нас в AnyQuery есть 64 механики для увеличения выручки поиска. Чтобы решить задачу этого клиента, мы отобрали 3 механики и получили быстрый эффект:

Кейс AnyQuery: Увеличили выручку с поиска в интернет-магазине на 28%, не нагружая IT-отдел

1. «AnyQuery.AI-Редиректы». Настроили быстрые переходы из поиска на конверсионные страницы категорий и брендов → Пользователям стало легче выбирать из сотен «тостеров».

2. «AnyQuery.AI-Ранжирование товаров в поиске». Заменили текстовые алгоритмы поиска на AI-алгоритмы:

  • Сократили количество пустых запросов с 25% до 3% — научили поиск понимать, что «джойстик» и «геймпад» — это одно и то же → Пользователи стали чаще находить товары и перестали уходить с сайта;
  • Улучшили релевантность ранжирования — Пылесосы, которые с большей вероятностью понравятся, пользователь теперь видит на первой странице выдачи.

3. «AnyQuery.Уточнения запросов». Добавили возможность уточнить поисковый запрос на странице результатов поиска → Стало легче выбирать из сотен «ноутбуков».

А теперь еще подробнее.

Механика 1. AI-Редиректы. Настроили быстрые переходы из поиска на страницы категорий и брендов

«AnyQuery.AI-редиректы» увеличили конверсию поиска для категорийных запросов на 20,35%

Вот как работал поиск клиента до запуска AnyQuery:

Категорийные запросы — «смартфон», «телевизор», «пылесос» — самые популярные на сайте, и товаров по ним выдается очень много. Обычно человеку хватает 3–5 вариантов товара, чтобы определиться с выбором. Когда он видит десятки холодильников — это только мешает.

Чтобы поднять конверсию поиска по категориям, нужно настраивать сложные фильтры:

  • Фильтры по характеристикам.
  • SEO-подборки.

Для таких настроек нужна разработка, но мы хотели получить мгновенный результат и выбрали простое решение.

Сервис «AnyQuery.AI Редиректы» анализирует миллион запросов и подбирает посадочные страницы для тех из них, под которые есть однозначная посадочная страница. Таких запросов обычно 20-30%.

Вот как мы сделали удобней:

При вводе запроса «холодильник» сервис автоматически переводит клиента на нужную страницу категорий. На такой странице есть всё необходимое:

  • уже настроенные фильтры по характеристикам,
  • популярные подборки товаров,
  • советы как выбрать нужный товар,
  • продвижение товаров нужных вендоров.

«Редиректы» позволяют с высочайшей точностью подобрать правильные страницы. Модель мгновенно анализирует миллион запросов и понимает, по какому запросу мы должны сделать редирект, а по какому — показать пользователю стандартный поиск.

Сравнив конверсию с обычного поиска и поиск с редиректами на одном и том же наборе запросов, мы увидели, что редиректы поднимают конверсию на 20%.

Механика 2. Изменили поиск — внедрили AI-ранжирование поисковых результатов

Механика «AnyQuery.AI-Ранжирование товаров» помогла сократить пустую выдачу с 25% до 3% и поднять конверсию в заказ на 7%.

На старый поиск постоянно жаловались пользователи интернет-магазина и собственный колл-центр — товар на сайте есть, а найти его невозможно. Мы заменили текстовый движок на векторный, и это многое изменило.

До AnyQuery поиск у клиента работал так:

  • базировался на технологиях текстового совпадения,
  • не учитывал поведенческие данные пользователей,
  • не позволял продвигать товары под бюджеты вендоров.

Пользоваться им было неудобно. Например, если человек вбивал запрос «пароочиститель», поиск не находил ни одного «отпаривателя». Можно вбивать синонимы, но как быть, когда у вас 300 тысяч уникальных запросов от пользователей?

Слова «пароочиститель» и «отпариватель» для пользователя значат почти одно и то же, и поисковый движок должен это учитывать.

Чтобы улучшить поиск, гиганты Amazon, AliBaba, Ozon, Avito переманивают лучших специалистов и запускают поиск на основе машинного обучения. Это долго и очень дорого, но есть готовое решение от AnyQuery.

АI-алгоритм AnyQuery ищет по смыслам и в разы сокращает количество пустых выдач поиска.

Современные модели поиска Яндекса и Google работают с векторным представлением слов и учитывают смысл запроса, а не его словарную форму или синонимы. Так работает и поисковый AI-алгоритм AnyQuery. Мы разработали его специально для eCommerce, он умеет автоматически отрабатывать синонимы и находить релевантные товары с помощью векторного представления слов.

AI-алгоритм намного точнее подбирает факторы ранжирования для каждого запроса, чем это делают люди — менеджеры или разработчики. Векторный поиск позволяет искать по смыслу за пределами текстовых совпадений. Вот пример, насколько векторная модель сильнее текстовой:

Кейс AnyQuery: Увеличили выручку с поиска в интернет-магазине на 28%, не нагружая IT-отдел

АI-алгоритм ранжирует товары на основе миллионов кликов, тысяч покупок и десятков факторов о товарах и категориях.

Наш алгоритм первыми покажет товары, которые с наибольшей вероятностью купит или просмотрит пользователь исходя из его запроса. Такой подход увеличивает шансы на покупку в интернет-магазине и поднимает продажи.

Внедрение алгоритма позволило:

  • Сократить до 0 ресурсы внутренних разработчиков на настройку поиска.
  • Увеличить на 7% выручку с поиска за счет учета поведенческих данных и постоянного обучения алгоритма.

Механика 3. Добавили уточнения запросов

«AnyQuery.Уточнения запросов» — это эффективная альтернатива фильтрам по характеристикам в поиске. Её часто недооценивают интернет-магазины, а мы в AnyQuery очень любим.

Мы внедрили «Уточнения» за 30 минут, и конверсия выросла на 7%.

Посмотрим на примере запроса «гриль», как работают уточнения. В онлайн-магазине разобраться и выбрать, какой именно товар нужен, покупателю помогают фильтры. Какие именно параметры выбора предложить для каждой категории товара, решают менеджеры магазина или производители. Часто их логика не совпадает с логикой покупателя.

Например, для гриля менеджеры подобрали такие фильтры:

  • цена,
  • производитель,
  • есть или нет в наличии.

Это не помогает человеку выбрать электрический или газовый гриль. А может, нужен не сам гриль, а решетки или насадки. Пользователи хотят еще уточнить свой запрос, но не могут.

Благодаря нашей технологии, мы знаем, что на самом деле они ищут со словом «гриль»:

  • электрический,
  • сковорода,
  • решетка,
  • Tefal.

С уточнениями не нужно мучительно формулировать запрос или листать бесконечную ленту выдачи. Можно за пару кликов добраться до того товара, который нужен.

Мы добавили уточнения на страницу поиска, и их стали использовать в 2 раза чаще фильтров.

Итоги проекта

С помощью механик AnyQuery мы увеличили долю выручки с поиска на сайте с 21% до 27%. Вот эффект по каждой механике:

Кейс AnyQuery: Увеличили выручку с поиска в интернет-магазине на 28%, не нагружая IT-отдел

Суммарный ROI внедрения с учетом стоимости услуг AnyQuery — 900%, это в 4 раза эффективнее вложений в рекламу.

Спасибо, что дочитали до конца

Если у вас возникнут вопросы в разрезе вашего ecommerce проекта - пишите мне на Facebook или Telegram- смогу оперативно ответить оценить работу поиска на вашем сайте

Артем Круглов, со-основатель AnyQuery
77
9 комментариев

Круто!
Векторный поиск обучился на людях, которые не найдя "пароочиститель" писали следующий запрос "отпариватель"?) или на каких-то других данных?

1
Ответить

Данила. 

Огненный огонь тебе, за то, что уловил фичу про векторный поиск. Долго думали, как написать. 

Давай попробую рассказать на примере.

Мы недавно запускали поиск в Польше, где у нас нет данных. 
- Мы обучали на википедии, SEO текстах ведущих ритейлеров (парсили описания товаров). Затем уже добавлялись поведенческие данные. 

что такое поведнческие данные:
 - Например люди ищут "отпариватель" и потом смотрят парочистители, чуть -чуть утюгов, может даже телефоны.

Мы обучаем сеть так, чтобы она выделяла самое главное и могла уловить связь, между "отпаривателями" и "пароочистителями", и не показывала "утюги" и телефоны. 

*****
Если говорить про алгоритм, то в общих чертах он работает так
https://www.youtube.com/watch?v=UqRCEmrv1gQ

(но в лоб такой подход дает плохой результат, пришлось долго настраивать под ecommerce)

1
Ответить

Это другой ритейлер. 

Ответить

это не секретный, а тот секретный. Ну нда то сё вы поняли? Очень достоверный кейс :)))

Ответить

Что за магазин-то?

Ответить

Саш, крупный ритейлер электроники, они всегда просят сделать кейс анонимным.

Ответить