Этот слайд всё испортит! — как незаметная ошибка убивает даже идеальную презентацию
Полезные советы для тех, кто хочет избежать катастрофы и не краснеть перед аудиторией
Привет! Меня зовут Сергей Зиновьев, я делаю презентации для «зелёной» экосистемы. Ежедневно я работаю со слайдами и с людьми, которые их составляют. Практически каждый раз, когда я получаю исходник презентации, вижу один и тот же слайд, который может сильно испортить весь проект. В этой статье вы узнаете что это за слайд, почему его не стоит добавлять и на что можно заменить.
Больше полезного контента про презентации я рассказываю в своем канале: разборы слайдов, случаи из практики, популярные ошибки и многое другое.
Что общего у каждой презентации?
Презентация всегда создаётся с конкретной целью. Одни ищут инвесторов для стартапа, другие — выступают на конференциях и строят личный бренд, третьи — делают отчёт для руководителя, чтобы получить повышение.
Если есть конкретная цель, то презентация — один из лучших инструментов её достижения. Чаще всего цели строятся вокруг денег (привлечь клиентов/инвесторов) или вокруг информации (отчёты или презентации для обучения). Но после презентации нередко бывает, что потока клиентов нет или аудитория информацию не поняла. Причин множество, но иногда дело буквально в одном единственном слайде.
Этот слайд может испортить всю презентацию
Что вы запомните, если вам покажут презентацию на любую тему? Скорее всего, это будут слайды с полезной для вас информацией или слайды в конце. Возможно, вообще ничего — такое тоже бывает. Суть в том, что в памяти мы обычно храним либо самые яркие моменты, либо самые свежие. С презентациями то же самое: мы запомним либо самые интересные слайды, которые сильно на нас повлияли, либо самые последние.
В презентации может не быть интересных слайдов, но заключительные точно есть. А что обычно бывает в конце презентации?
«Спасибо», «Спасибо за внимание», «С надеждой на дальнейшее сотрудничество» и т.д. — набор похожих корпоративных штампов, которые не несут в себе абсолютно никакой ценности, но почему-то именно они есть во многих презентациях.
К сожалению, такие слайды встречаются очень часто — зачем их вставлять, сказать сложно. Если хотите испортить впечатление, потерять потенциальных клиентов или выглядеть непрофессионально в глазах аудитории, это верный путь. Я всегда стараюсь мягко донести, что для любой презентации можно подобрать такие заключительные слайды, чтобы они помогали достичь вашей цели.
Но если «Спасибо за внимание» — моветон, то какие слайды нужны в конце презентации?
Как лучше всего закончить презентацию?
Есть несколько хороших вариантов — всё зависит от цели и ситуации.
1. Если хотим заработать: привлечь клиентов/покупателей/инвесторов/подписчиков. В конце презентации вставляем свои контакты — телефон, сайт, почта и т.д. Если прикрепляем QR-код, лучше сказать или сделать сноску о том, что вас будет ждать (тг-канал, видео, сайт и пр.). Если ведём на соцсети, можно объяснить какую пользу получит человек (желательно с примерами, иначе не всегда понятно зачем мне подписываться).
Это заключительный слайд презентации одной ИТ-компании. После рассказа о себе и продукте, компания оставляет QR-коды для дальнейших действий. Для каждого QR-кода есть подпись сверху, чтобы было понятно что произойдёт, если его отсканировать.
Такой способ завершения презентации — распространённая практика в некоторых сферах. Если вы его используете, продолжайте дальше.
2. Если доносим информацию: отчёты, лекции, презентации для обучения. Когда в презентации очень много слайдов, и все они важные, запомнить всё нереально. Самым оптимальным вариантов, на мой взгляд, будет добавить слайд с выводами или инфографику, где сжато будет самая главная и полезная информация.
Например, Яндекс регулярно публикует свои финансовые показатели — либо в формате презентации, либо страничкой на сайте. Но обычно основные показатели можно увидеть на одной картинке. Кроме этого, такие слайды широко тиражируются в СМИ и становятся виральными.
Ещё один пример: заключительный слайд одной большой презентации-стратегии для топ-менеджеров. Основные цели подсветили в конце выступления, чтобы ТОПы смогли принять решение по всем пунктам сразу после презентации. Когда в файле 70+ слайдов, такое решение сильно упрощает коммуникацию.
Это удачные примеры заключительных слайдов. В любой презентации можно подобрать подходящий слайд, чтобы зрители сразу считали информацию или оперативно принимали решения. Это показатель заботы и профессионализма.
3. Другие случаи. Есть ещё несколько способов интересно закончить презентацию.
Например, во время живого выступления вставить пустой слайд. Эту идею я подсмотрел у Максима Ильяхова («Пиши, сокращай»). Пустой слайд помогает полностью сконцентрировать внимание на вас, а вы можете пообщаться с аудиторией, ответить на вопросы и попрощаться.
Некоторые компании тоже любят заканчивать презентации пустыми слайдами и добавить свой логотип. Такие слайды можно использовать и во внутренних коммуникациях компании — решение смотрится лаконично и уместно. По моим наблюдениям, некоторые рекламные ролики заканчиваются схожим образом.
На моей практике были ситуации, когда презентацию могли закончить мемом. Это было внутреннее онлайн-мероприятие в одной компании, и коллеги оценили такой подход.
В любом случае, есть несколько способов закончить презентацию интересно, и корпоративные штампы точно не в топе оригинальных способов. Каждый случай и презентацию стоит разбирать отдельно — заключительный слайд должен соответствовать вашей теме и быть уместным.
Выводы
Если не хотите потерять клиентов и выглядеть профессионалом в глазах аудитории, пожалуйста, постарайтесь не использовать слайды в стиле «Спасибо за внимание». Ценности такие слайды не несут и смотрятся однообразно. Вы можете отлично разбираться в своей области, но слайды мы делаем для других людей, поэтому каждый слайд должен быть полезным. А выражать благодарность можно разными способами.
В любой презентации можно подобрать подходящий заключительный слайд. Например, слайд с контактами, если привлекаете деньги/покупателей. Слайд с краткой выжимкой основной информации поможет лучше усвоить материал, если это лекция или презентация для обучения.
Не стоит забывать, что заключительный слайд должен быть уместным и соответствовать ситуации.
Презентация — это инструмент, который помогает донести идею, продать продукт или убедить аудиторию в важности вашего проекта. Но если она перегружена текстом, хаотична или визуально скучна, ваша идея может остаться незамеченной.
В этой статье мы рассмотрим 6 шагов к созданию по-настоящему успешной презентации в PowerPoint. От выбора цветовой палитры до грамотного расположения элементов – мы уверены, что каждый шаг имеет значение. Готовы удивлять?
Узнаете, когда заглянете в статью.😉 Для затравочки: речь пойдёт про инструмент ЮMoney для транскрибации аудио с внутренних созвонов в тексты и про кое-что ещё для наших клиентов. 😎👇
В 2025 году, когда рынок становится конкурентным, важно находить новые способы для продаж товаров и услуг. Презентации остаются мощным инструментом для привлечения клиентов. Вот десять неочевидных способов содержательной части презентации, которые помогают мне создавать эффективные и продающие презентации.
Спойлер: нельзя просто так взять и использовать популярный шаблон из интернета. Поэтому учим находить эффективную аргументацию, выстраивать слайды в правильном порядке и даем советы по визуалу.
Каждый раз, когда появляется необходимость представить свой проект, я ощущаю прилив волнения и ответственности. В такие моменты важно понимать, что хорошая презентация — это не просто красивые слайды, а целая история, которую нужно рассказать. Для меня подготовка презентации проектов — это не только вопрос профессионализма, но и возможность поделит…
Опытные российские предприниматели, ведущие внешнеэкономическую деятельность, все чаще обращают внимание на Кыргызстан как на окно возможностей. Получение вида на жительство (ВНЖ), постоянного места жительства (ПМЖ) или гражданства Кыргызской Республики (КР), а также ведение международного бизнеса через киргизскую юрисдикцию, позволяют снизить риск…
В своей предыдущей статье я рассказывал о том, как определиться, какую информацию оставить в выступлении, а какую убрать. Теперь давайте разберемся, как структурировать речь. Каждая ситуация требует своего подхода, но в этой статье я буду разбирать аргументационную структуру для защиты (питча) проектов в корпоративной среде. Эта структура универсал…
Опыт трудоустройства у всех редакторов разный: кто-то нашёл работу мечты с первого раза, а кто-то — прошёл десятки собеседований, но так и не получил заветного предложения. Если вы хоть раз ходили на созвон с работодателем, то наверняка сталкивались с необходимостью рассказать о себе и своём опыте. Часто это превращается в нудный пересказ строк из…
Хороший шаблон презентации — это когда не нужно сидеть и выравнивать каждый заголовок вручную. Открыл, вставил текст, и всё выглядит аккуратно. Для маркетинга это удобный способ делать презентации быстрее, не жертвуя качеством. Грамотное оформление помогает донести идею, удержать внимание и показать, что перед аудиторией не любитель с кривыми слайд…
Иногда горизонтальный формат слайдов просто не работает. Для отчётов, лендингов, мобильных презентаций или буклетов логичнее использовать вертикальный дизайн презентации. PowerPoint по умолчанию предлагает альбомную ориентацию, но это легко исправить. Разбираемся, как изменить ориентацию страницы PowerPoint, адаптировать контент и не потерять удобо…
Комментарий удалён модератором
Это одна из следующих тем для статьи)
Я заметил, что при проведении научной конференции, нередко завершающим является шутка. Причем, чем выше статус докладчика, тем это чаще встречается.
Шутки и мемы — проверенный способ расположить к себе аудиторию, особенно на таких формальных мероприятиях)
нет ну на заключительном слайде оставить свои контакты это конечно база, но как без спасибо то ?Даже как то словами проговорить ,но на слайде не отобразить грубо
Если выступаем на публике, то можно словами проговорить) Еще лучше, если есть возможность пообщаться с аудиторией: спросить про выступление, ответить на вопросы.
Когда почти в каждой презентации "Спасибо", это уже штамп — от них лучше избавляться.
Спасибо за мнение!