Как успешно руководить товарным бизнесом без опыта: инструменты увеличения маржинальности на примере курирования спортивного бренда Леонида Гатовского AcademyWear

Леонид обратился ко мне с запросом развития и увеличения прибыли магазина экипировки для боевых искусств. При этом нужно было выстроить процессы так, чтобы бизнес мог функционировать без его ежедневного вмешательства.

На протяжении 2 месяцев я курировала внедрение всех инструментов в бизнес Леонида до их полного закрепления. Эти шаги автоматизации процессов подойдут не только для тех, кто хочет минимально заниматься управлением бизнеса, но и для тех, кто хочет собственноручно развивать свой товарный бизнес, но пока не знает, как управлять товарным ассортиментом и как избежать лишних расходов.

Леонид, его жена Кристина и я после окончания проекта внедрения
Леонид, его жена Кристина и я после окончания проекта внедрения

1. Оцифровать склад и денежные потоки

Это первое действие, которое вы должны сделать при начале товарного бизнеса - особенно, если вы открываете сразу и оффлайн, и онлайн каналы сбыта. Судя по моим консультациям, самая распространенная ошибка многих предпринимателей - это ведение финансового учета и остатков товара “на коленке” или не ведение совсем. В итоге это приводит к тому, что никто толком не управляет продажами, не собирает аналитику, ни у кого нет понимания об остатках товара, востребованности и невостребованности той или иной категории, да и вообще даже не понятно, прибыльный бизнес или нет.

За счет внедрения финансовой аналитики, нам удалось оценить прибыльность на данный момент, отследить, куда сливаются деньги и понять, как развивать каналы сбыта и как их корректировать. Мы ввели финансовый учет и товарооборот в “Мой Склад”.

В учет денежных потоков входит:

  • Входящие платежи за заказы с сайта, платежи оффлайн в клубах, платежи с ВБ и другие платежи с продаж товара
  • Исходящие платежи, которые касаются любых расходов товарного направления AcademyWear
  • Исходящие платежи разбиты по категориям (закупка, зарплаты, контрагенты, логистика и тп)

Чтобы Леонид в любую минуту мог иметь доступ к аналитике магазина, каждый день ему присылается отчет о доходах и расходах на дашборде Мой склад, а так же мы сделали еженедельный дашборд в Google Data с полным отчетом по прибыли.

2. Нанять менеджера-товароведа

Этот сотрудник вам будет просто необходим. Он будет ежедневно заниматься мониторингом товарооборота и будет связующим звеном между вами и продавцами на складе, поставщиками, финансовым аналитиком и другими участниками процесса продаж.

Подробнее о задачах менеджера-товароведа:

  • Контролировать остатки всех складов оффлайн и на ВБ
  • Проводить инвентаризации
  • Контролировать сотрудников, которые занимаются продажами, чтобы остатки товаров соответствовали на складах
  • Контролировать остатки товаров у продавцов, чтобы они корректно вели Мой склад
  • Общаться с поставщиком и составлять дозаказы
  • Общаться с дизайнерами, которые создают мерч
  • Проводить аналитику по остаткам и вовремя формировать подсорт у поставщиков
  • Внедрение маркировки “Честный знак”
  • Отслеживание действий сертификатов и деклараций (и организация их получения)
  • Отгружать заказы на ВБ по модели Маркетплейс (упаковка, маркировка, отвезти самостоятельно или найти оптимального курьера)
  • Взаимодействие с курьерами
  • Вести ДДС (движение денежных средств) в Мой склад

Менеджер-товаровед незаменимый сотрудник еще потому, что он отслеживает остатки. Раз в месяц он собирает статистику по продажам оффлайн и на ВБ, анализирует какой товар требует подсорта и в каком количестве на период 2 месяцев с учетом срока изготовления и логистики партии. Когда партия прибывает на склад, он вносит оприходование в “Мой склад”. Далее он занимается упаковкой партии, вешает бирки и промаркировывает партию ШК и QR Честный знак.

Также раз в месяц товаровед проводит инвентаризацию по остаткам в том случае, если нашлись расхождения по остаткам в течении месяца - значит где-то что-то не учтено и требует внимания. Инвентаризация проводится в Мой склад и назначаются фактические остатки - для этого и нужен человек, который будет всегда физически на складе.

3. Объединить склад для всех каналов продаж

У Леонида несколько каналов продаж: маркетплейсы, сайт, оффлайн школы боевых искусств и мероприятия. Одной из главных проблем были штрафы на маркетплейсах из-за того, что никто не следил за тем, чтобы товар был в наличии. За что штрафы? За то, что заказ с площадки не собран и не промаркирован за 42 часа, или не отвезен на ПВЗ за 42 часа, или опоздал на сдачу в ПВЗ (30% штрафа от стоимости товара).

На погашение штрафов приходилась большая доля доходов. Как так получилось? Все товары магазина хранились в разных локациях и было нереально на ежедневной основе контролировать, что где осталось, не говоря уже о том, чтоб вовремя пополнять запас товаров у поставщиков.

Решением этой проблемы стал единый склад. С этого момента стало понятно, что есть в наличии, что плохо продается, а что хорошо, какие линейки товара можно расширить в связи с высоким запросом, а какие можно сузить и тд.

На едином складе формировались все заказы с маркетплейсов и сайта, пополнялись запасы для магазина при школе. И самое главное: мы сократили практически в ноль штрафы на маркетплейсах за счет оперативной обработки данных о товарообороте и быстрому оформлению заказов на ПВЗ. Да, увеличились расходы на аренду помещения и зарплату сотрудника, но штрафы итак съедали почти этот же бюджет! То есть, деньги, которые раньше уходили на штрафы, теперь идут на зарплаты и аренду одного складского помещения.

Скриншот из финансовой аналитики за сентябрь 2024
Скриншот из финансовой аналитики за сентябрь 2024

Через 2 месяца мы пришли к тому, что знаем точный остаток товаров на всех складах, за счет чего у нас нет штрафов на маркетплейсах. Товар от поставщика поступает регулярно каждый месяц в необходимом количестве, потому что есть менеждер, который следит за этим. Накладные расходы оптимизированы и не растут, нет глупых расходов на штрафы, на слишком большой складской остаток, нет затоваренности не нужными размерами.

И самое главное - мы наконец можем оценить реальную картину прибыльности бизнеса и планировать дальнейшее развитие бренда, основываясь на цифрах и аналитических прогнозах, а не субъективных ощущениях. Теперь мы можем внедрить новые каналы продаж и настроить системный рекламный трафик.

Доход от товарного бизнеса растет планомерно из месяца в месяц и приближен к планируемому росту, при этом Леонид работает уже со стратегическим вопросом расширения бренда, а не занят рутинными и мелкими операционными задачами.

Переходите на мой телеграм - канал “Секрет престижа” https://t.me/+P5IN18SwY6oyMzMy . Там много о масштабировании бизнесов в сфере услуг: архитекторы, дизайнеры, декораторы, производства, художники, спортцентры, бьюти и многие из тех, кто создает незримое!

11
Начать дискуссию