Маркетинг
FRII
2625

Marketing salary calculator: вы недооцениваете САС на 20-25%

Сколько на самом деле стоит бизнесу маркетолог или менеджер по продажам, и сколько им платить без вреда для экономики.

В закладки

Маркетолог — это серьезная дополнительная нагрузка на экономику бизнеса. Если платить «в рынке» и давать сверху бонусы за KPI, можно добиться того, что экономика не вывезет. Или формально бизнес будет расти, а по факту — зарабатывать ноль, потому что маркетолог со своими бюджетами и бонусами тратит всю прибыль.

Отсюда вопросы. Когда нанимать маркетолога? Сколько платить сильному специалисту? Как его мотивировать, чтобы это было выгодно бизнесу?

Отвечает Максим Калюжный, эксперт курса «Юнит-экономика и метрики» во ФРИИ

Максим собрал удобный калькулятор, чтобы каждый бизнес смог ответить на свои вопросы самостоятельно.

Сначала вас ждет погружение в проблему, а потом инструкция по работе с калькулятором.

Когда выгодно не нанимать маркетолога

Системные продажи невозможны без людей: маркетологи настраивают рекламные каналы, продавцы обрабатывают входящие заявки или звонят сами. Цель одна — клиенты и продажи.

Бизнес привык учитывать затраты на продавцов в стоимости привлечения клиента, а про зарплату и бонусы маркетолога (и налоги) забывает. В небольших быстрорастущих компаниях эти затраты могут составлять до 25% от прямой стоимости привлечения из растущего канала.

Простой пример:

B2С-платформа с чеком 3 тысячи рублей, например, сервис уборки. Ежемесячно бизнес привлекает ~300 новых клиентов, маркетинговый бюджет 600 тысяч рублей. Итого стоимость привлечения клиента — 2 тысячи рублей. Теперь представим, что команда наняла маркетолога, за которого платит каждый месяц 150 тысяч вместе с налогами и страховыми взносами. В пересчете на клиента маркетолог добавляет 500 рублей к общей стоимости привлечения (150 000 / 300 = 500 рублей), и теперь клиент стоит уже 2,5 тысячи.

В перспективе маркетолог поможет настроить каналы привлечения и увеличить количество новых пользователей, но в моменте он только добавил затрат, причём существенных.

Почему платить «в рынке» вредно: долгосрочная мотивация сильных специалистов

Маркетолог уровня Head of Growth — это человек, который дает результаты «здесь и сейчас», предлагает нестандартные решения, видит возможности для кратного роста. Его мотивация — сложная вещь: в идеале это микс из краткосрочной и долгосрочной прибыли. То есть нужно найти баланс между бонусами и опционами.

Этот микс уникален для каждой компании. Чтобы его нащупать, важно хорошо посчитать, какой процент от LTV отъедает маркетолог, и найти безопасный баланс между фиксированной частью и бонусами. Если окажется, что хороший оклад предлагать пока совсем невыгодно, а за маленькие деньги профессионалы к вам не идут, есть смысл смещать баланс в сторону долгосрочной мотивации — опциона.

Решение с опционом подойдет для растущего бизнеса с оборотом около 100 млн рублей. В таком бизнесе уже появляются ресурсы на расширение команды и на «рыночные» зарплаты, но все еще важно быстро окупаться и ставить агрессивные KPI на рост.

Совет с опционами подойдет и для стартапов. Зачастую это единственный инструмент привлечения талантливых специалистов в зарождающийся бизнес.

Если бизнес больше — полезно провести расчеты на всю команду, а не только для руководителя. Здесь тоже пригодится калькулятор — в нем можно посмотреть, как зарплата и бонусы всего отдела маркетинга влияют на экономику.

В любом случае прежде чем договариваться о деньгах и обещать бонусы, стоит разобраться, какую дополнительную нагрузку на экономику даст этот новый расход. И тут нам поможет калькулятор.

Как работает калькулятор

Калькулятор помогает правильно учесть все факторы, которые влияют на прибыльность бизнеса, и посмотреть, как бюджет на маркетолога меняет эту картину.

Логика простая: считаем базовую юнит-экономику и прибавляем сверху затраты на сотрудника — зарплату, бонус и налоги на обе суммы. Затем смотрим, при каких параметрах снижается общее влияние на экономику. Сможем понять, когда выгодно нанимать маркетолога или какие планы на рост ставить уже нанятому сотруднику.

Первый шаг: Заполнить бизнесовые и маркетинговые предпосылки в столбцах J и М

План для расчета вознаграждения

Заполняем план для маркетолога, ту зарплату и бонусы, которые есть сейчас, или которые мы считаем правильным платить:

  • Фиксированный бонус — за выполнение плана;
  • Переменный — за перевыполнение;
  • Не забываем о налогах — в калькуляторе стоит условная цифра в 6%, достижимая, если человек работает у вас не фулл-тайм, но важно понимать, что «белая» ставка с учетом социальных взносов — это 49%.

Предпосылки маркетинга

Здесь заполняем:

  • Среднюю стоимость пользователя из платных каналов;
  • Долю пользователей из платных каналов.
Объявление на vc.ru
МегаФон
Тренажер для речи, приложение для нетворкинга и IoT в больницах: выпускники лаборатории 5G МегаФона защитили проекты
30 июня 2020 года прошел выпускной первой в России лаборатории 5G_Dream_Lab — совместного проекта МегаФона и…

Зачастую бизнес знает только «средневзвешенную стоимость» (blended CAC), считая её как «весь маркетинг поделить на всех клиентов», но для масштабирования важно понимать стоимость именно из платного канала.

Это важно сделать, чтобы рассчитать общий маркетинговый бюджет для каждой цели. Ведь одно дело — поставить маркетологу цель «привести 1000 клиентов», а другое — дать ему достаточно ресурсов.

Общие параметры бизнеса

Как всегда в юнит-экономике, нужно знать:

  • средний чек,
  • средний заработок с транзакции.

Условия welcome-скидок

Реалии современного бизнеса — какие-то скидки есть всегда, и они влияют на LTV. Не забудьте учесть:

  • размер скидки,
  • на сколько покупок действует скидка.

Пример: скидка 20% на первую поездку в такси или 10% на первые 3 занятия английским.

Ключевые метрики (рассчитываются из введенных ранее показателей):

  • LTV — если вы его знаете, просто вбейте цифру, если не знаете — поможет блок калькулятора «Расчет LTV» (тут потребуются детальные данные по когортам), ячейка I 18 и ниже.
  • Blended CAC — тот самый «средневзвешенный расход», который мы посчитали на первом шаге.
  • Месячный бюджет на маркетинг.

LTV и САС помогут рассчитать долю дохода, которую мы можем аллоцировать на маркетолога, и допустимое вознаграждение. Бюджет на маркетинг поможет поставить маркетологу цели и задать ограничения.

Второй шаг: Проанализировать план продаж и расходы, найти оптимальное решение

Колонки от C до G различаются тем, что при одинаковых маркетинговых затратах мы получаем разное количество новых клиентов:

  • Колонка D — бюджет потрачен, план выполнен, даем базовый бонус.
  • Левее — план не выполнен, не платим бонус или штрафуем.
  • Правее — план перевыполнен, платим больше бонусов, чтобы маркетологу было интересно поддерживать и улучшать эти показатели.

Заполнив калькулятор, мы видим несколько ключевых показателей:

  • Долю маркетолога в стоимости одного клиента — это поможет снять розовые очки и закладывать более низкий САС из рекламных каналов в качестве цели;
  • Соотношение LTV/CAC — поймем, насколько нам больно, если маркетолог не выполнит план и насколько интересно, если он его перевыполнит.

Тут важно следить за соотношением LTV к стоимости привлечения. Хороший ориентир — LTV = 3xCAC.

Если LTV<CAC, то тут всё ясно — экономика не сходится, клиент никогда не окупится. Но даже если LTV в диапазоне от 1 до 2 CAC, скорее всего, доходы от клиента не перекроют все дополнительные затраты. Такому бизнесу будет тяжело выйти на прибыльность.

Сравнивая LTV и CAC, смотрим и на платные каналы (paid САС), и на «средневзвешенные» (blended САС). Во-первых, заслуга маркетолога есть и в «условно-бесплатных» пользователях, а во-вторых, при масштабировании доля «условно-бесплатных» будет снижаться, и экономика всё больше и больше будет смещаться в сторону платных каналов, то есть будет сходиться хуже.

Пример: Как понять, что бизнес готов нанимать «дорогого маркетолога»

Давайте проверим калькулятор в деле. Посмотрим, что делать бизнесу, который работал без маркетолога, пока не понял, что не может дальше расти.

Общие параметры бизнеса

Допустим, наш бизнес — уборка по подписке. Средний чек — 3 тысячи рублей, на первую уборку есть скидка 25%, и с нее бизнес практически не зарабатывает:

Заработок — 800 рублей, скидка — 750 рублей почти всё съедает

Retention бизнеса такой:

На вторую уборку остается 50% клиентов, затем идет плавное падение, пока не остается 10% тех, кто регулярно заказывает уборку

Сценарий 1: работать без маркетолога

Сначала бизнес жил без маркетолога. Команда как-то научилась привлекать по 400 новых клиентов в месяц, тратит на платные каналы, сколько может и считает нужным. Из них приходит примерно 30% пользователей по средней стоимости 2500 рублей:

Без маркетолога — все в норме, экономика по платным сходится, органика позволяет зарабатывать деньги:

Но как расти дальше — непонятно.

Сценарий 2: Нанять «обычного» маркетолога

Бизнес может нанять специалиста за условные 120 тысяч рублей «на руки». Задача маркетолога — приводить больше людей и снизить стоимость клиента из платных каналов (САС). Допустим, маркетолог справился с задачей, снизил прямой САС до 2000 рублей и вдвое увеличил количество новых клиентов — приводит 800 человек в месяц, из них 50% из платных каналов. Посмотрим на экономику:

Результат работы маркетолога — 800 клиентов, 50% из платных каналов, CAC = 2000
  • Стоимость маркетолога в каждом новом клиенте — примерно 200 рублей (что составляет от 10% до 20% прямого САС), т.е. «честный» САС снизился не так сильно — с 2500 до 2200 рублей.
  • «Средневзвешенная экономика» съехала вниз — доля бесплатных клиентов в общем объеме уменьшилась.
  • Зато «платная экономика» стала получше — LTV/CAC=1.38 против 1.2 в базовом сценарии, но это все еще далеко от хороших показателей.
  • При этом бизнес может платить бонус пропорционально зарплате. Если маркетолог приведет больше клиентов за тот же бюджет, экономика станет только лучше, а человек будет мотивирован на эксперименты и growth hacks.

Сценарий 3: Нанять «дорогого» маркетолога

«Дорогой» маркетолог стоит 200 тысяч рублей, зато знает, как привлечь еще больше новых клиентов и сделать это дешевле — САС снижается до 1850 рублей. Но на этапе «800 новых клиентов» он испортит общую экономику сильнее, чем улучшит. Поэтому, нанимая такого специалиста, нужно сразу ставить ему амбициозные цели по росту и быть готовым работать «в минус», пока он до этих целей не добежит.

Доля «дорогого» маркетолога в стоимости привлечения может достигать 20-30%. А бонусы хоть и улучшают экономику, но все равно болезненны для бизнеса на этом этапе

Зато в масштабе стоимость маркетолога в каждом новом клиенте снизится до почти незаметных 6–9 %:

Результаты работы «дорогого» специалиста — 3000 клиентов, 75% из платных каналов, CAC = 1850 рублей

Выводы:

  • При исходных вводных бизнес уже достаточно устойчив и вполне может себе позволить работать с хорошим маркетологом, платить зарплату и бонус.
  • Если есть желание нанимать профессионала за условные 200 тысяч рублей, нужно сразу ориентировать его на кратный рост и выделять соответствующие маркетинговые бюджеты. Но на текущей стадии, скорее всего, делать это еще рано.
  • Есть смысл повышать план постепенно и давать возможность маркетологу его перевыполнять. Перевыполнение плана при том же бюджете улучшает показатели LTV/CAC для бизнеса и без вреда для экономики позволяет платить маркетологу бонус, который повышает его мотивацию.
  • Если показатели окупаемости не устраивают, стоит подумать, как их «докрутить». Например, изменить условия скидок, бюджет на маркетинг или планы по привлечению клиентов.

Если очень хочется поднять зарплату, бонус или получать больше новых клиентов — калькулятор поможет построить модель. Поменяйте цифры и посмотрите, при каких целевых показателях вы сможете себе позволить платить человеку новую зарплату. Вот на что стоит обратить внимание:

  • целевое количество клиентов, при котором стоимость маркетолога на 1 клиента снижается при новых вводных — достижим ли этот показать и когда;
  • если LTV/CAC или LTV/full cost <2 — это плохая экономика, бизнес не вывезет операционные затраты (бэк-офис, разработка);

  • если LTV/CAC или LTV/full cost >3 — с экономикой всё хорошо, денег хватает.

Калькулятор — основа для принятий решений, но не истина в последней инстанции

Инструмент поможет осознать дополнительные затраты на привлечение, которые несёт бизнес, и примерно рассчитать соотношение фикс/бонус. Однако принимая финальное решение, нужно руководствоваться не только расчетами, но и общей логикой. Полезно задать себе следующие вопросы:

  • Найдём ли мы за эти деньги хорошего специалиста?
  • Готовы ли мы немного «проинвестировать» в человека? Иногда есть смысл платить чуть больше, чем пока может экономика, но ожидать ускорения роста и «размытия» этих затрат в будущем.
  • Мотивирует ли размер бонуса на перевыполнение целей? Например, перевыполнение плана на 30% даёт бонус +10% к зарплате — такое не мотивирует.

В любом случае решает человек, а не excel-табличка.

{ "author_name": "FRII", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 11, "likes": 13, "favorites": 106, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 153152, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 26 Aug 2020 13:58:20 +0300", "is_special": false }
Право
Товарные знаки для тех, кто ведёт бизнес в интернете: защищаем домен, управляем отзывами и контролируем конкурентов
Казалось бы, регистрация брендов в Роспатенте — это история про заводы и предприятия: вот наша одежда, еда или…
Объявление на vc.ru
0
11 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Иметь на руках подобные расчеты при разговоре с кандидатом - уже большой плюс. Адекватных людей не только деньги интересуют. 

Ответить
–2

В целом, странно нанимать хорошего маркетолога когда у вас уже пошли продажи. Потому что в первую очередь, маркетолог нужен для того чтобы сделать хороший продукт. Что может существенно изменить экономику продукта. 

Ответить
0

Станислав, не соглашусь с вами.
На мой взгляд, задача маркетолога — достучаться до клиентов ("доставить" им информацию о продукте в тех каналах, где они сидят), а "сделать хороший продукт" задача фаундера (основателя) или продакт-менеджера.

Ответить
3

По идее каст дев должны делать маркетологи. Если опираться на классическую теорию маркетинга то маркетолог отвечает за 4р: product, price place, promo. Вы же говорите только за промо. Проще говоря, если у вас продукт дерьмовый, то маркетологи не помогут. 

Ответить
0

Поэтому маркетологом должен быть фаундер. На самом деле роль маркетолога для компании делится между фаундером, который создал продукт и custDev, и средней руки или сильным маркетологом, который нанят с рынка, понял продукт, влюбился в него и готов рыть траншеи до клиентов.

Ответить
0

Я таргетировала сервис уборки, причем региональный и там лид получался рублей 200 в среднем. понятно, что не все лиды конвертировались, но стоимость конверсии не была 2 тыс никогда
Это тратить 2 тыс на услугу ценой в 3 этож вообще

Ответить
1

Вам презентовали отличный калькулятор и логику принятия решения о привлечении специалистов, а не бизнес-план уборки квартир

Ответить
0

Да, но не могла не обратить внимания)

Ответить
1

Обратите внимание на LTV. Можно тратить и 3 тыс на привлечение платящего клиента

Ответить
0

да понимаю я) просто отметила, что на практике цена лида на уборку все равно не 2 тыс)

Ответить
1

На самом деле, такая ситуация (САС=2к при чеке в 3 тыс. руб.) достаточно частая и не критичная. Если у продукта хороший ретеншн и повторные покупки (что в случае уборки — вероятный сценарий), то бизнес может себе позволить привлекать даже таких "дорогих" клиентов для агрессивного роста.

Предположу, что Qlean развивался именно по такой модели — первая уборка на уровне "нуля", и основная ставка — на ретеншн.

И да, цифры даны для примеры, можно (и нужно) подставить ваши собственные параметры для принятия решения по собственному бизнесу.

Ответить

Комментарии

null