8 маркетинговых трендов, которые принесла бизнесу пандемия

Пандемия встряхнула рынок и подвергла бизнес серьезной проверке на прочность. Такие системные вызовы, как переход в онлайн, ускоренная автоматизация, нарушение непрерывности и более прагматичный подход клиентов, сегодня определяют тренды в разработке и продвижении продуктов. Основательница онлайн-сервиса exeDrive Юлия Воликова и сообщество маркетологов “Коммуна” рассказали о собственном исследовании глобальных перемен пост-ковидного мира, в рамках которого они выявили 8 ключевых тенденций, позволяющих найти новые точки роста и повысить эффективность продвижения до 30%.

pixabay
pixabay

Доверие — ключевой фактор принятия решения о покупке

Пандемия создала условия, в которых люди вынуждены встречаться, общаться и покупать в онлайне. Самое главное в такой ситуации — честность и открытость. Люди предпочитают покупать у тех, кого они знают или кого им порекомендовали. Это создает атмосферу безопасности.

Технически такой подход реализуется через развитие личного бренда, покупку рекламы у лидеров мнений, предоставление гарантий на свой продукт или услугу. Для продвижения лучше использовать нишевые сообщества, микро- и нано-блогеров.

Оптимизация бизнес-процессов

Оптимизация на фоне упадка экономики — это даже не тренд, а необходимость. Мы все ближе к будущему, где ИТ-сервисы, роботы и нейросети заменят людей везде, где возможна автоматизация. На фоне пандемии сильно вырос рынок E-commerce, ИТ-сервисов, онлайн-образования и коучинга, совершенствуются алгоритмы для SEO-оптимизации. Снижается востребованность торговых- и бизнес-центров — многие люди переехали за город, чтобы скрыться от вируса, забыли про офисы и научились работать из дома. Но не все еще могут эффективно общаться и обмениваться эмоциями через экран монитора. Поэтому хорошо продаются курсы по улучшению софт-скиллз, а также различные схемы по созданию и анализу психо-эмоциональных портретов. Они позволяют руководителю эффективно взаимодействовать с сотрудниками даже на удаленке.

Вырос спрос на «универсальных солдат». Меньше людей, больше скиллов — бизнесу выгодно иметь в команде одного человека с несколькими компетенциями (копирайтер, маркетолог, таргетолог). Желание купить всё и сразу через «одно окно» и у клиентов, и у работодателей.

Параллельно многие индустрии находятся в упадке и снижают порог входа для сотрудничества. Сегодня почти любой предприниматель может сделать неожиданные коллаборации с туристическими компаниями, ресторанами, гостиницами и оффлайн-развлечениями.

Элитаризация оффлайна

Только во время кризиса и самоизоляции многие осознали, насколько важна коммуникация в реальной жизни. Роскошь 2020 года — общение в оффлайне.

Те услуги, которые раньше были на потоке, теперь оказываются персонально на дому. Становятся популярными закрытые тусовки только для «своих», проверенных и постоянных клиентов. Пользуются спросом оффлайн-активности на природе – например, йога или совместные медитации. К этому можно добавить личный трекинг и персональный подход к клиенту как часть «элитарного» сервиса, который может стать конкурентным преимуществом в оффлайне (да и в онлайне тоже).

Этот тренд частично помогает и туристическим компаниями, которые активно взялись за внутренний туризм. Например, они вводят услуги поездок для небольших компаний с «пользой для себя». Здесь сразу же и VIP продукт, и закрытая тусовка, и медитация подальше от городской суеты в Краснодарском крае или где-нибудь на Камчатке.

Вдумчивое потребление

Тренд на осознанность тоже появился давно, но показал себя по-новому во время пандемии, упадка экономики и снижения достатка у людей. Сильно сократилось количество эмоциональных покупок. По моей статистике, время принятия решения о покупке увеличилось в три раза, и это очень много. Как бы все ни хотели быстрых результатов, маркетологам и предпринимателям придется улучшать свой продукт и постоянно пробовать новые инструменты.

Прагматичный подход клиентов заставляет тратить больше ресурсов на рекламу и создавать более сегментированные линейки продаж, чтобы увеличивать количество касаний и подогревать интерес к продукту. Если раньше нужно было пять-десять касаний, то сейчас эта цифра выросла до нескольких десятков. Люди стали больше внимания обращать на акции. Около 60% потребителей в интернете сознательно ищут продукты и товары со скидкой. Однако требования к качеству и сервису тоже не снизились.

Легкие и быстрые решения

Пандемия и массовая изоляция приносит в жизнь людей больший процент неопределенности. Поэтому растет спрос на аутсорс услуг у профильных специалистов под быстрое решение конкретных задач. Бизнес не может заниматься стратегическим планированием, поэтому предпочитает тактическое «здесь и сейчас» на радость фрилансерам.

Параллельно растет рынок «легких решений» по закрытию болей клиентов или по повышению личной эффективности на удаленке. Одним словом — развивается инфобизнес, который дает ответы сразу и на вечные, и на актуальные вопросы в моменты, когда люди не знают, как жить и строить планы.

У инфобизнеса, кстати, есть фишка, которая может быть полезна всем — воронка продаж, построенная вокруг продукта-конструктора. Продукт разделяется на маленькие составляющие, которые удобно объяснять, продавать и потреблять.

Изменение контента

Короткий видео-формат превратился в метатренд. Многие маркетологи говорят, что для продвижения проектов используют только сторис в Instagram. Такой подход позволяет придать рекламе эффект «сериальности», когда каждое рекламное объявление дополняет предыдущее, а люди ждут новых выпусков. Благодаря повсеместной искренности, реклама превращается в реалити-шоу: инфлюенсеры снимают сторис из своей квартиры, записывают короткие видео в телеграм, как бы говоря «я ничего не монтирую, показываю как есть».

Здесь же появляется мода на виртуальную и дополненную реальность — интерактивные маски есть почти во всех соцсетях. Они хорошо комбинируются с геймификацией контента, с различными форматами конкурсов и взаимодействия с аудиторией, которая несколько месяцев сидит дома и устала от скучной рекламы.

Большой скачок произошел в сфере аудиоконтента — люди потребляют и создают очень много подкастов, интервью и вообще любого контента разговорного жанра, который можно слушать фоном.

Гибкий подход к управлению

Во время экономического кризиса бизнес обязан адаптироваться, чтобы выжить. Поэтому важно учиться гибкости, быть готовым к трансформации.Чтобы выделиться на фоне всех, кто пытается выделиться, нужно постоянно проводить тесты гипотез, искать новые точки и способы коммуникации с клиентом.

Так стали популярны различные креативные сессии и общая фасилитация принятия решений с опорой на коллективный разум. Видеозвонки – теперь неотъемлемая часть рабочего процесса, причем они позволяют собирать вместе больше людей, чем оффлайн-встречи.

Подход от ценностей, а не от болей

Ограничения, созданные пандемией, заставляют постоянно креативить и создавать смелые решения на стыке сфер, которые раньше казались несовместимыми. Фьюжн-подход, полёт фантазии и свобода творчества могут стать ключом к созданию нестандартного успешного продукта и эффективного продвижения. Старые инструменты переосмысливаются или вовсе забываются, как, например, попытка попасть в боль случайного клиента.

Большой тренд на ближайший год — подход от ценностей создателя, а не от болей потребителя. Рынок трансформируется, и многие предприниматели создают продукты, исходя из своих взглядов и ценностей тех людей, которых они бы хотели привлечь. Так можно организовать более лояльное сообщество вокруг бренда. Здесь совмещается всё то, о чем мы говорили выше — личный бренд, честность, осознанное потребление тех продуктов и услуг, которые подходят клиенту ценностно, и которые он тщательно выбирает на перенасыщенном рынке.

Все эти тренды останутся с нами как минимум на ближайший год, после которого рынок уже никогда не будет прежним. Поэтому чем раньше бизнес сможет перестроиться и начать играть по новым правилам, тем быстрее он монетизирует новые подходы и решения.

11
Начать дискуссию