Особенности продажи товаров/услуг на рынке В2В. Что нужно учитывать?

Продавец всегда находится на переднем плане. Он завершает основной бизнес-процесс компании и, во многом, от его действий зависит будет ли продукт продан на выгодных условиях.
От чего зависит Успех в продажах на рынке В2В?
Считается, что на рынке В2В при продажах компания взаимодействует с другой компанией.
На самом деле продают и покупают люди.

Как правило, решение о покупке в компании принимается несколькими людьми.
Вопрос.
Кто из них и каким образом может повлиять на решение о покупке?
Кто принимает окончательное решение?
Есть 4 категории заинтересованных лиц внутри любой компании, которые влияют на процесс принятия решения о покупке или отказе.
Каждая из этих сторон выполняет свою Роль.
Одну роль «Техник» я описал в предыдущей статье.
В этой статье я кратко я опишу другие роли.
Роль «Экономист».
Человек или группа, которые принимают окончательное решение о приобретении вашего продукта.
Главный критерий для «экономиста» - ФИНАНСОВАЯ ВЫГОДА.
Особенности роли "Экономист".

  • принятие окончательного решения о покупке
  • прямой доступ к финансам
  • имеет право "вето" (может запретить покупку)
  • ориентирован на экономический и/или организационный эффект
  • Ключевой вопрос: Какую отдачу мы получим от этой инвестиции (покупки)?

Роль «Потребитель».
Эти те люди, которые будут использовать ваш продукт/услугу в своей работе. Покупка напрямую будет влиять на их операционную деятельность.
Принципиально важно донести до них все преимущества и выгоды вашего товара/услуги.

Главный критерий - Влияние товара/услуги на качество выполнения своих задач и достижение своих целевых показателей.
Особенности роли "Потребитель".

  • станет вашим сторонником, если поймет полезность вашего продукта для своей деятельности
  • ориентирован на полезность для своей работы
  • ключевой вопрос: как этот продукт поможет мне быстре/легче/эффективнее выполнять свою работу?

Роль "Консультант".
Человек внутри компании, который готов вам помочь в продажах вашего продукта.

Важно.

  • Роль человека определяется по его вопросам, которые он задает на встрече. Даже заместитель генерального директора может вести себя как "Техник"
  • Может быть ситуация, когда один человек совмещает две или три роли сразу.
  • У продавцов часто бывает желание сразу выйти на ГД, как "экономиста". Однако, другие роли ("Техник" и "Потребитель") могут найти аргументы для того, чтобы заблокировать работу с вами. Без острой нужды лучше этого не делать
  • Наличие "Консультанта" может серьезно помочь в продаже вашего продукта. При этом "консультантом" может быть как человек внутри компании, так и сотрудник, который там работал раньше. Он может дать полезную информацию о том, как устроено принятие решений о покупках в этой компании.

Если продавец точно знает роли и полномочия своих «визави» внутри компании-клиента, то ему легче строить деловую коммуникацию и проще позиционировать самого себя.

11
1 комментарий