Веб-аналитика: как отслеживать предпринимателю

Веб-аналитика помогает определить, эффективно ли работает сайт и какие источники трафика приносят больше конверсий. Рассказываем, с помощью каких инструментов ее можно отслеживать начинающим предпринимателям и владельцам стартапов и на какие метрики обратить внимание.

Веб-аналитика: как отслеживать предпринимателю

Веб-аналитика — мониторинг данных о поведении пользователей на сайтах и в мобильных приложениях. Она нужна, чтобы выявить недостатки и улучшить пользовательский опыт, повысить конверсии и увеличить доход компании. Ведь, чтобы масштабировать бизнес, важно не просто продавать товары, а определять самые эффективные инструменты. Веб-аналитика как раз показывает, куда стоит инвестировать — в SEO, тарегтированную рекламу или соцсети.

Она помогает распознать на сайте «слабые» места:

  • страницы, по которым не кликают пользователи;
  • неэффективные тексты, после которых пользователь уходит с сайта;
  • незаметные или, наоборот, слишком броские элементы, которые стоит убрать.

Исправив эти недостатки, вы улучшите опыт клиентов при взаимодействии с сайтом — а значит, увеличите посещаемость сайта, вовлеченность пользователей, конверсию и продажи.

Виды веб-аналитики

Выделяют два основных вида аналитики: стандартную и сквозную.

Стандартная, или классическая, аналитика нацелена только на сайт. Этот вид дает общее представление о том, что происходит на конкретной странице, например, как вел себя пользователь перед тем, как совершил конверсию.

Основные инструменты стандартной веб-аналитики включают Google Analytics, «Яндекс Метрику» и другие подобные сервисы. С их помощью можно отслеживать количество посещений, время, проведенное на странице, показатель отказов, коэффициент конверсии.

Этот вид веб-аналитики используют для любых сайтов.

Сквозная (комплексная) аналитика дает возможность изучить весь путь пользователя от первого касания до покупки.

С помощью комплексной аналитики можно собрать полную информацию о работе сайта и входящем трафике. Это позволяет решать множество проблем — от плохой посещаемости до низких позиций в поисковой выдаче.

Такая веб-аналитика подходит для коммерческих сайтов с несколькими маркетинговыми каналами. Например, если магазин разместил наружную рекламу и хочет отслеживать количество заявок с баннеров. Сквозная аналитика дает более полное представление о поведении пользователей и помогает принимать обоснованные маркетинговые решения. Например:

  • Салон красоты использует «Яндекс Метрику» для отслеживания трафика на сайте.
  • После интеграции с CRM-системой предприниматель видит, что большая часть заказов поступает из социальных сетей — значит, можно запустить дополнительную рекламную кампанию или запланировать коллаборацию с популярными блогерами.

Какие метрики можно отслеживать с помощью веб-аналитики

Вот несколько метрик, которые важно анализировать на любом коммерческом проекте.

Источники трафика

Источники — это ресурсы, из которых приходят посетители. Ими могут быть поисковые системы, социальные сети, ссылки с прямыми переходами, email-рассылки и даже QR-коды.

Почему важно отслеживать этот показатель: он позволяет сделать выводы о том, какие методы продвижения приводят больше всего новых посетителей и потенциальных клиентов, а также какие источники приносят прибыль. На них и следует выделять больше ресурсов.

Веб-аналитика: как отслеживать предпринимателю

Предпочтения аудитории

Возраст, пол, географическое положение и даже долгосрочные интересы — эта метрика позволит определить, какая группа пользователей чаще посещает сайт, больше покупает, и с каких устройств они это делают.

Например, владелец интернет-магазина одежды планирует открыть первый торговый павильон, но не знает, в каком районе города или даже в каком городе это сделать. В «Яндекс Метрике» можно определить, жители каких районов чаще становятся клиентами и в каких сферах они работают, покупают обычно с телефона или с компьютера. Это позволит персонализировать рекламные предложения и адаптировать верстку сайта.

Почему важно отслеживать этот показатель: чтобы лучше узнать целевую аудиторию и определить, какие сегменты пользователей чаще становятся клиентами компании. Знание предпочтений поможет разработать более эффективные маркетинговые стратегии, создать персонализированные предложения и улучшить ассортимент товаров.

Веб-аналитика: как отслеживать предпринимателю

Поведение пользователей

Поведение пользователей показывает, как люди взаимодействуют с вашим сайтом или приложением. В частности:

  • какие страницы входа и выхода являются самыми популярными для начала и окончания сессий;
  • как долго пользователи находятся на определенных страницах, какой контент им наиболее интересен;
  • как пользователи перемещаются по сайту или приложению, с каких страниц чаще всего переходят в корзину и оформляют покупку;
  • какие элементы на сайте или в приложении вызывают наибольшее внимание и интерес.

Почему важно отслеживать этот показатель: чтобы улучшить юзабилити сайта, разместить наиболее важные элементы в удобных местах и создать контент, который максимально соответствует ожиданиям аудитории.

Время пребывания на сайте

Среднее время, которое посетители проводят на вашем сайте. Этот показатель позволяет оценить качество контента и удобство интерфейса. Время пребывания до 3 секунд считается отказом. Длительное пребывание на сайте говорит, что посетителям интересно и удобно на нем находиться.

Веб-аналитика: как отслеживать предпринимателю

Если среднее время пребывания составляет менее минуты, возможно, стоит обновить дизайн или пересмотреть контент на сайте, так как он не привлекает аудиторию.

Почему важно отслеживать этот показатель: он помогает понять, насколько интересен и полезен контент посетителям, удобен ли интерфейс сайта.

Глубина просмотра

Среднее количество страниц, просмотренных одним посетителем за одно посещение. Высокая глубина просмотра означает, что пользователи активно исследуют сайт и находят много полезного для себя контента.

Почему важно отслеживать этот показатель: он помогает оценить, насколько глубоко пользователи погружаются в содержание сайта и как много страниц просматривают.

Конверсии и целевые действия

Конверсия — это соотношение посетителей сайта и покупателей. А целевые действия — любые значимые действия, например, заполнение формы или пребывание на сайте более 3 минут. Конверсии отслеживают с помощью форм на сайте, а целевые действия — с помощью счетчиков «Яндекс Метрики» и Google Analytics.

Почему важно отслеживать этот показатель: с помощью целевых действий можно отследить путь клиента на сайте, а также выявить закономерности — посещение каких страниц и какие действия чаще приводят к покупке.

Сервисы для отслеживания аналитики сайта

3 самых популярных бесплатных инструмента для отслеживания веб-аналитики.

«Яндекс Метрика»

Один из самых популярных инструментов в русскоязычном интернете, подходящий как для новичков, так и для опытных пользователей. Чтобы начать собирать данные, нужно добавить специальный счетчик и установить его код на сайт.

После подключения вы сможете отследить источники трафика, проанализировать поведение пользователей, изучить популярные поисковые запросы, отследить переходы по UTM-меткам и создавать практически любые отчеты.

Google Analytics

Google Analytics — еще один бесплатный инструмент. Для работы нужно также установить специальный код на сайт. С помощью этого счетчика можно собрать данные о:

  • источниках трафика,
  • самых посещаемых страницах,
  • геолокации посетителей,
  • данных пользователей (пол, возраст),
  • устройствах входа,
  • браузерах,
  • источниках перехода.

Matomo

Matomo Analytics — бесплатный плагин WordPress, с помощью которого можно проанализировать данные сайта. После установки Matomo Analytics можно проанализировать электронную торговлю, отследить результаты рекламных кампаний, просмотреть полный путь, который клиент проделал по воронке продаж.

Как отслеживать аналитику предпринимателю: чек-лист

  • Определите цели. Так будет легче выбрать конкретные метрики для отслеживания. Например, если цель — увеличить количество подписчиков на рассылку, стоит сосредоточиться на отслеживании количества подписок и отписок, на эффективности и дизайне формы. Если цель — увеличить продажи, важно следить за показателями конверсии и коэффициентом отказов, изучать целевую аудиторию
  • Определите набор инструментов. Оптимальные инструменты для российских пользователей — Яндекс Метрика, Google Analytics и платные системы сквозной аналитики.
  • Установите код отслеживания. Чтобы начать сбор данных, необходимо установить счетчик на сайте или мобильном приложении. Он позволит собирать необходимые данные о пользователях.
  • Соберите первые данные. Например, количество посещений сайта, время, проведенное на странице, показатель отказов, коэффициент конверсии.
  • Сформулируйте гипотезы. Допустим, вы заметили, что процент брошенных корзин увеличился — возможно, оформление заказа отнимает у пользователей много времени и нужно сократить путь клиента. Если мало подписок на рассылку — попробуйте разместить форму в более заметном месте или изменить дизайн.
  • Оцените результат изменений. Спустя месяц или несколько месяцев в зависимости от посещаемости сайта проанализируйте метрики вновь и оцените результат. Если изменения положительные — эксперимент прошел успешно. Если нет — необходимо тестировать новые гипотезы.
22
Начать дискуссию