«Карманные» проекты владельца агентства. Трата времени или точка роста?

Я ― Павел Берсенёв, владелец агентства интернет-рекламы «НеВсем». Кроме основной деятельности у меня периодически появляются новые небольшие проекты, не связанные с интернет-маркетингом с вложениями до 500К. Я штрихами покажу несколько «карманных» проектов: затраты, доходы и все, что смог найти/вспомнить, расскажу, что это мне дало в плане развития по основному профилю, и поделюсь опытом семейного проекта онлайн-курсов по естественному омоложению.

Меня периодически называют сеошником старой школы, но я уже этим плотно не занимаюсь лет 7. В диджитал я с 2004, а агентство существует с 2009 года.

Показываю максимально честно, как есть.

  • Локальный портал объявлений в городе 60К.
  • Партнерство в небольшом производстве.
  • Оффлайн-конференция по интернет-маркетингу.

Зачем это вообще нужно? Нормально же работали?

Спустя пару лет после запуска агентства я пришел в офис, посмотрел на кипу бумаг на столе, и такая меня тоска взяла, что я стал искать, чем бы еще заняться кроме SEO. На старте это было любимым делом, которое вдобавок приносило заметный (по сравнению со средними зарплатами в городе) доход. После образования агентства это превратилось в работу со всеми вытекающими: операционка, офис, сотрудники, отчетность. Рутина, короче говоря.

Поэтому в свободное время я стал искать новые направления бизнеса – ниши, где не нужно плотно погружаться, и долго «тащить» начатое. Не пошло – бросил. Пошло и приносит какие-то деньги – пусть живет. Разминка для рук и мозгов.

Я предполагал, есть шанс - маленький проект вырастет, и будет давать больше денег, чем агентство.

Кроме того, я уже тогда понимал, что профессии умирают, руководители выгорают, и заниматься всю жизнь сеошкой я не хочу. Если помните, в сеошной среде была масса «линейщиков», которые делали регистрацию в каталогах, рерайтили тексты, спамили ссылками в комментариях и т.д. Где они сейчас? Где крутые гуру-сеошники, которых лидеры рынка всеми силами пытались привлечь в свою команду в 2007-2010? Кто-то ушел на пенсию, кто-то спился, а кого-то уже просто нет.

Есть и другая сторона – все-таки мы зависим полностью от отраслеобразующих компаний типа Яндекса. И мы работаем по тем правилам, которые нам диктуют. Уже сейчас видно, что тот же Яндекс пытается выкинуть агентства из цепочки, как промежуточное звено между собой и конечным рекламодателей. Случиться может все, что угодно. Например, Вордстат прикроют.

Общение с товарищами из отрасли показывает, что похожие мысли не только у меня. Да, собственно, и не-диджитал бизнесы пробовали многие. Кто-то вообще ушел из интернет-маркетинга. И думаю, совершенно не жалеет.

Локальный портал объявлений (2011 год)

Авито и olx появились в 2006-2007, но региональные доски объявлений успешно живут до сих пор.

В Пензе (500К населения) примерно в то же время появился Базарпнз. Портал бесплатных объявлений. Создатели активно продвигали услуги портала и залили в то время город наружкой и радиорекламой, а сайт стал самым посещаемым ресурсом города. Функционал – бесплатные объявления, витрины, подвесы и подъемы, выделение, баннеры. Спустя год запуска его посещали десятки тысяч пользователей в сутки.

Я решил попробовать сделать то же самое в маленьком закрытом городе в 15 км от Пензы.

«Карманные» проекты владельца агентства. Трата времени или точка роста?

Справка по городу:

  • Заречный, население ~60 000 человек + сотрудники организаций, закрытый
  • Основные бизнесы – товары повседневного спроса, недвижка и услуги шаговой доступности. Есть жители, которые никогда не выезжали за пределы города
  • Самый посещаемый ресурс города на тот момент – сайт местной газеты. 400+ посетителей в сутки по данным Liveinternet. Плюс еще несколько форумов и сайт телевидения. 200-300 посетителей в сутки

Я прикинул, что можно привлекать 2000+ посетителей в день на подобный портал, если вложиться в рекламу и создать доверие. Встретился с товарищами из Базарпнз, рассказал идею, сказал, что готов вложить 200-250К в рекламу этого ресурса в Заречном.

Меня поддержали. Я получил урезанный функционал (без онлайн-оплаты). Партнер зарабатывал что-то на блоках Я.Директ + после нашего старта предложил то же самое в другие города Пензенской области.

Так выглядел и так выглядит сейчас сайт. Ничего практически за 13 лет не изменилось. Портал мы сделали, но он был пуст.

«Карманные» проекты владельца агентства. Трата времени или точка роста?

Как мы начинали: перепечатывали объявления из газет, обзванивали, прошли по городу, разложили в почтовые ящики, в первые месяцы массово давали рекламу, потом оставили только радио. Всего потратили около 90 000 рублей.

Затраты по сегодняшним меркам копеечные. Но тогда в Пензе средняя зарплата была тысяч 15-16.

В 2011 в среднем сайт посещали 300-350 пользователей, число объявлений в день было 30-40, каждый посетитель просматривал в средней 7-8 страниц.

«Карманные» проекты владельца агентства. Трата времени или точка роста?

Основную прибыль приносили витрины. Это сайт в сайте, когда есть отдельный поддомен, + объявления можно поднимать в общем списке и подвешивать, выделять цветом и т.д. В 2012 году у нас их было около 30 витрин (3500 рублей в год).

Собственно, с 2012 года моей функцией были только запрос счетов/актов у бухгалтера, и сообщения в техподдержку о проблемах работы с сайтом. И с 2012 года проект никогда не уходил в минус.

К 2017 году у нас была 51 витрина, баннеры, подвесы объявлений. Пик посещений был в 2017 году, сейчас сайт потихоньку умирает. Но мы создали привычку к этому сайту у жителей города, основные заходы из закладок и из поиска по названию сайта. Видимо, поэтому он все еще живет.

Сейчас в месяц Zarbazar.ru посещает 10 000 пользователей.

Что мне дал этот проект?

  • Первый опыт раскрутки собственного дела

  • Понимание, что в маленьком городе тоже можно заработать не только на услугах шаговой доступности и продуктах

  • Условно свободные деньги для других проектов

  • Локальная известность и доверие

  • Клиенты для агентства на лендинги и контекст

Ворота для водного поло

В агентство обратился местный мастер – у него был небольшой цех, где он с помощником занимался сваркой и ремонтировал машины, технику, моторные лодки, варил лестницы для внедорожников и т.п. Как-то в ходе разговора он обмолвился, что делал даже ворота для водного поло, которые в то время еще стояли в бассейне в МГУ. Нормальные такие сварные плавающие ворота из алюминия.

Мне эта ниша показалась интересной. Производителей в России – 1-2. Основные поставщики – Европа. Лицензирование – свободное. А в России масса бассейнов с секциями водного поло (несколько сотен).

Мы встретились с хозяином сварочного цеха , позвонили его приятелям-ватерполистам в МГУ, поговорили про «пойдет/не пойдет». Решили, что можно попробовать. Рассчитали, что можем с учетом наценки продавать ворота в 2-2,5 раза дешевле, чем европейские. От 86 (детские) до 146 тысяч (полноразмерные) за пару. С одной продажи примерно 20% от стоимости я клал себе в карман.

Договорились делить прибыль 50/50. Чем хороша конструкция ворот – их сложно сломать. Вес ворот – 25-30 кг, размеры – от 2 до 3 метров. Даже в упаковке проблем с отправкой по РФ не будет.

«Карманные» проекты владельца агентства. Трата времени или точка роста?

Разработали чертежи, техдокументацию, паспорт. Дальше все, как с клиентскими проектами: сайт, сеошка, контекст, отзыв от ребят из МГУ, рассылка по email секций, бассейнов и университетов.

Буквально через неделю у нас был первый заказ. Мы закупили материал с запасом тысяч на 100, разработали паспорт, сделали и протестировали первые ворота в пруду. Поставили мы их, по-моему в пригород Самары.

В итоге мы продали за несколько лет примерно 20 пар ворот в Москву, НН, Самару, Спб и другие города. За это время я заработал примерно полмиллиона чистыми.

А потом случился ковид, бассейны закрылись, и мы не стали продолжать эту историю.

Что я вынес из этого проекта?

  • Есть много небольших ниш, несложных в производстве, практически без конкуренции, с малым спросом, но неплохим потенциалом для заработка. При этом вложения ничтожны, а чистая прибыль на уровне 30-40%.

  • Упаковка решает. Всегда можно найти партнера, который делает качественный продукт, но не умеет его продавать.

  • Опыт правильной «подачи» своей экспертности в нише очень помогает в других проектах. В том числе, в работе агентства, когда мы помогаем клиентам доказать уже своим покупателям экспертность и создать у них доверие.

Конференция по интернет-маркетингу (2017-2020)

На старте агентской темы – за пару лет мы вложили около миллиона в рекламу – мероприятия, публикации в журналах, участие в бизнес-клубах и т.п. В 2010м мы с партнерами привозили Гугл, догоняли аудиторию бесплатными семинарами и курсами. И лет 5 мы получали клиентов по сарафану, подогревая небольшими мероприятиями и публикациями в прессе интерес.

Но к 2015 году мы подзабили на все это и через пару лет с клиентами стало грустно. В Пензу начали заходить федеральные агентства, плюс появилось очень много маленьких местных компаний. Мое агентство снова стали воспринимать, как одно из.

Как сделать, чтобы снова клиенты шли именно к нам? Доказывать экспертность и создавать доверие. Стать «локомотивом» в регионе, когда тебя уважают и ценят в том числе конкуренты.

Мы решили, что нужно системно собирать и обучать местный бизнес, который готов вкладываться в развитие. В общение и в обучение. Пусть с небольшими бюджетами, но имеющий желание вырасти.

Так появилась ежегодная конференция «Продвижение без пафоса».

Вам стоит немного узнать о Пензе, чтобы лучше понимать трудности, с которыми мы столкнулись при организации и проведении конференции:

  • Население 523 000 человек

  • Средняя з/п ~28 000 Р

  • Входит в число беднейших городов России наряду с Астраханью и Тольятти (По данным департамента социологии Финансового университета при правительстве России на 2019 год)

  • До Москвы 640 км. Добраться можно автомобилем, поездом или самолетом

Экономика мероприятия

Идею бесплатного мероприятия исключили сразу. Хотелось отсеять на входе халявщиков. Это ни организаторам, ни спикерам не интересно. Решили, что нам нужны владельцы бизнеса, руководители отдела продаж, маркетологи и коллеги по цеху. Т.е. платежеспособная аудитория.

Мы привлекли партнера - рекламное агентство Белая Ворона, у которого был опыт организации больших фестивалей на несколько тысяч человек. Мы прикинули цифры на листочке, предварительно обзвонили возможных партнеров по залу/кофе/плюшкам и т.п.

Получилось, что даже при плохом раскладе, уйдем в небольшой минус. Рассчитали общий бюджет и решили, что комфортной для организаторов и для участников будут цены на билеты 1 500 (стартовая) – 3 000 (в день конференции) с шагом 500 через месяц. Заложили 3 месяца на подготовку, а конференцию в конце февраля 2017.

Спикеры, темы, площадка

«Карманные» проекты владельца агентства. Трата времени или точка роста?

Мы предположили, что на местных спикеров за деньги не придут, у большинства предпринимателей есть прямой выход на них по телефону. Спикеры федеральные реагировали неохотно, т.к. им нужны профессиональная тусовка и лиды. Или хотя бы обкатать доклад. Т.е. спикеры среднего уровня.

С помощью коллег по цеху мы познакомились со спикером из Яндекса, Константином Найчуковым из eLama, и Ильёй Исерсоном из MOAB. Для комплекта взяли ещё четырех местных спикеров. Гостям оплатили дорогу, питание и проживание.

Мы продумали все до мелочей – звук, свет, движение людей по залу. Вплоть до пледов для курильщиков на балконе ресторана. И все равно переживали, что не соберем заявленное число участников – 150 человек. Десятки раз обсуждали цену на билеты, созванивались со спикерами и беседовали о докладах.

Опасения не сбылись, а нам пришлось доставлять стулья в зале.

Вот что получилось:

  • 170+ участников

  • 1 день

  • 7 спикеров

  • Темы: ecommerce, контекстная реклама, дизайн, CRM и кейс клиента

  • Цена билета 1 500 – 3 000 Р

  • 1 зал

  • Бюджет 200К

  • Спонсорская помощь 10К ;)

  • Хедлайнер ― Яндекс

После конференции собрали обратную связь и убедились, что первый блин вышел не комом, получили больше положительных отзывов (в том числе, от спикеров).

Что, кроме первого опыта, получило агентство? Подтверждение того, что мы нужны клиентам. И есть те, кто готов вкладываться.

Кстати, пару лидов тоже получили. А еще отзывы от федеральных спикеров и десятки упоминаний в соцсетях и региональных СМИ.

За четыре года мероприятие стало больше.

В 2020 программную сетку заполнили в декабре – за 2 месяца до мероприятия, партнеры сами стали предлагать помощь, и проблем с сильными спикерами уже не было. Мы удачно успели провести конференцию за месяц до ковида.

Что получилось:

  • 4 зала (500, 120, 60, 40 мест)

  • 14 спикеров

  • 300+ участников (также, как в 2019м, владельцы, РОП, маркетологи, специалисты)

  • 40+ партнеров (СМИ, спонсоры, рестораны, рекламные агентства и агентства интернет-рекламы)

  • Цена билета 2 000 (в первую неделю продаж) – 5 000 Р

  • Участники приехали из Москвы, Саратова, Саранска, Тамбова

  • Хедлайнер - ВКонтакте

  • 4 блока: SEO и разработка, SMM, тренды, интеграция онлайн-инструментов в оффлайн-бизнес

Что дал этот проект:

  • Это – точка роста доверия к агентству со стороны клиентов и узнаваемость в «глобальной» диджитал среде. Так я попал на конференции в качестве спикера. А еще точка роста ваших чеков.

  • Конференции в маленьких регионах – это не про заработок, т.к. есть потолок и по цене билетов, и по объему аудитории (300-350 человек). + тема спонсоров практически умерла.

  • Ищите партнера по работе с гостями и площадкой, и продумывайте все до мелочей. Иначе главным впечатлением от мероприятия будут невкусные пирожки, отсутствие кулуаров или очереди в туалет.

  • Жирком мероприятие обрастает за 3-4 года. Оно должно быть ежегодным. Возможно, с небольшими «промежуточными», чтобы о вас не забыли.

  • Нужна «звезда». Аудитория охотно идет на громкие имена – Яндекс, ВК и т.п.

  • Партнеров можно привлекать не только за деньги. Кофе-брейк, вода, ведущие/съемка, проживание спикеров, трансфер и т.п.

Еще один проект - семейный

В 2017 году у нас родилась дочь, и супруга решила возвращаться в прежнюю форму. Понятно, что кроме веса есть еще и возрастные изменения, с которыми простым похудением справиться не получится.

Она стала искать различные техники, осваивать массажи и изучать работу известных специалистов. Хирургические способы, уколы ботокса и прочее она сразу отмела. Но по ходу изучения обнаружилось очень много «дутых» экспертов-теоретиков, которые не имеют даже базового медобразования и понимания того, как работает наш организм. Доходит даже до того, что при прохождении курса не всегда спрашивают о противопоказаниях.

В интернетах просто войны идут между теми, кто пытается вывести инфоцыган от медицины на чистую воду, и теми, кто их защищает. А это просто армии фанатов и поклонников. Возможно, им просто обидно за бездарно потраченные деньги и время.

В такие курсы итоге все равно умирают, клиенты отсуживают у псевдоэкспертов деньги.

Через некоторое время Женя определила, что действительно стоит внимания, сформировала для себя комплекс, который дал заметный результат.

Друзья и знакомые удивлялись результатам и спрашивали контакты косметологов и массажистов. Но после разговора мнение было «ааа…так это чего-то делать надо!»

Женя поняла, что это идея для бизнеса – дать женщинам возможность без уколов, косметики и хирургов выглядеть и ощущать себя молодыми.

Со временем все это вылилось в семейный проект - онлайн-школу по естественному омоложению, которому я сейчас посвящаю большую часть свободного от агентских задач времени.

С чего все начиналось, и к чему мы пришли, лучше прочитать в блоге Евгении Карбышевой на VC. Думаю, я отдельный пост напишу по итогам года. А пока поделюсь итогами - что дают карманные проекты агентству и его владельцу.

Итоги

  • Проекты не из диджитал независимо от масштаба дают понимание, как работает бизнес ваших клиентов изнутри. Производство, ритейл, организация мероприятий и т.п. Это помогает избежать слива бюджетов и временных затрат на клиентских проектах.

  • Мы делаем чуть больше, чем рекламное агентство. Ты разговариваешь с клиентом на его языке: "да, я тебя понимаю, у меня тоже есть опыт в твоей сфере. И я помогу тебе донести свою экспертность до покупателей."
    Это позволяет ставить чеки в 1,5-2 раза выше рынка, и отказаться от работы с копеечными бюджетами.

  • Карманные проекты с минимальным погружением не мешают развивать агентский бизнес. Скорее, помогают побывать в шкуре клиента.

  • Для заработка без надрыва практически в любой сфере – до миллиона в месяц чистыми себе в карман – хватает команды из 4-5 человек.

  • Куда бы я ни пробовал сбежать, все равно возвращаюсь к диджитал.

33
Начать дискуссию