Как опубликовать статью в СМИ без денег и связей: инструкция для быстрого старта

Привет! На связи Pressfeed — единственный сервис журналистских запросов в России. Уже 10 лет мы помогаем экспертам и компаниям пиариться в изданиях уровня РБК, «Известий» и Forbes без вложений в рекламу. В статье расскажем, как бесплатно продвигать свой бизнес через СМИ, если вы не Илон Маск, и зачем вообще это нужно делать.

Как опубликовать статью в СМИ без денег и связей: инструкция для быстрого старта

Навигация по статье:

Для чего нужны публикации в СМИ и блогах

Как вы сейчас продвигаете бизнес? Скорее всего, через соцсети, корпоративный сайт и рекламу. И это правильно. Но если подключить работу с медиа, дело пойдет быстрее, потому что у СМИ и блогов огромная аудитория.

Например, на сайт издания «Деловой мир» ежемесячно заходят 500 тысяч пользователей, а на портал «Ведомости» — более 12 миллионов.

Представим, как изменится ситуация, когда читатели увидят в статьях упоминание о вас или вашей компании. Вот какие бизнес-задачи вы сможете решить:

  • Повысить узнаваемость бренда. Чем чаще будете мелькать на топовых ресурсах, тем выше шансы, что о вас начнут говорить.
  • Привлечь клиентов. Прогреть потенциальных покупателей через статьи в СМИ, а потом «дожать» в соцсетях или рекламе, а то и сразу привести прямо к покупке.
  • Расширить сеть контактов. Регулярные публикации в медиа помогут привлечь партнеров и инвесторов — отличный вариант для нетворкинга.
  • Завоевать доверие аудитории. Читатели чаще обращаются к тем экспертам и компаниям, которым доверяют: «Если его печатает “Коммерсантъ”, значит, он классный специалист».
  • Улучшить позиции своего сайта. Упоминания на авторитетных площадках, особенно с ключевыми фразами и обратными ссылками, влияют на SEO и поднимают сайт в поиске.
  • Управлять репутацией. Здесь и формирование позитивного образа бренда в целом, и отработка отдельных негативных событий, например, опровержение слухов.

А теперь еще одна хорошая новость — чтобы попасть в СМИ, громкое имя и огромные бюджеты не нужны. Даже в федеральном медиа можно получить упоминание бесплатно, без связей и привлечения PR-специалиста. Главное — грамотно спланировать все активности.

С чего начать продвижение бренда в СМИ

Давайте пойдем от обратного — представим, что вы уже разместили статью или комментарий в каком-то издании. Если ваше экспертное мнение заинтересует читателей, они обязательно начнут искать информацию о вас в интернете. Поэтому, прежде чем заниматься продвижением личного бренда или бизнеса в медиа, важно определиться с позиционированием и обеспечить постоянное присутствие на других площадках.

Проанализируйте, какое направление для вас сейчас в приоритете, кто целевая аудитория продукта или услуги, что и как вы будете ей доносить. На эту информацию после будем опираться при выборе тем для статей и СМИ. Затем заведите аккаунты в тех соцсетях, где могут сидеть ваши потенциальные клиенты, и регулярно выкладывайте контент. Не забудьте оформить профиль и пост-закреп — это первое, что увидят пользователи, когда зайдут на страницу.

<i>Пример описания профиля в телеграм-канале карьерного коуча </i>
Пример описания профиля в телеграм-канале карьерного коуча 

Как получить бесплатные публикации в СМИ

Продвигать бизнес в медиа без вложений в рекламу можно двумя способами. Первый — через гостевые публикации в СМИ. Второй — через запросы журналистов. Оба отлично работают, но требуют от эксперта разной степени вовлеченности.

Способ 1. Гостевые публикации

Гостевые статьи — материалы внешних экспертов, которые размещают СМИ. Этот вариант подходит тем, у кого есть время на самостоятельную подготовку объемных публикаций и работу с редакциями. Обычно гостевые статьи принимают отраслевые, тематические СМИ и крупные бренд-медиа, например, так делаем мы в Pressfeed.Журнале.

<i>А это пример гостевой статьи специалиста Pressfeed в RB.RU </i>
А это пример гостевой статьи специалиста Pressfeed в RB.RU 

Как правило, сотрудничество с изданиями строится так:

  1. Эксперт изучает требования к публикациям, подбирает темы, которые могли бы заинтересовать целевую аудиторию СМИ или блога, а затем отправляет заявку в редакцию. Всё это занимает 1–2 дня.
  2. Редактор просматривает заявку, определяет, нужен ли медиа этот материал, и дает эксперту фидбэк — подойдет тема или нет. На получение обратной связи закладывайте от 3 до 14 дней.
  3. Эксперт пишет статью и отправляет на согласование. Сколько времени займет этот этап, зависит от вашей занятости, сложности темы и формата — 3 дня минимум.
  4. Редактор в течение недели знакомится со статьей и оставляет комментарии там, где, по его мнению, нужна дополнительная информация. Правок может и не быть, но лучше к ним морально приготовиться.
  5. Эксперт дополняет материал и снова отправляет в издание. Здесь, как в третьем пункте, всё зависит от того, сколько свободного времени у вас есть в распоряжении. Возьмем минимум — 2 дня.
  6. Редактор «причесывает» статью и передает ее на верстку. Ожидать публикацию можно через 7–14 дней. Но не факт. Иногда СМИ отказывают в размещении даже на этом этапе, например, из-за того, что тема потеряла актуальность.

Итого на подготовку одного материала уйдет минимум 3 недели. Если заниматься всем самостоятельно, это время придется отрывать от ведения бизнеса. Конечно, можно делегировать всё PR-специалисту, но тогда его услуги нужно будет оплачивать.

То есть, даже несмотря на бесплатное размещение, на подготовку гостевой статьи вам в любом случае потребуется затратить какие-то ресурсы — время либо деньги на оплату услуг автора или пиарщика.

Есть более быстрый, удобный и, главное, бюджетный способ получить публикации в СМИ. Он не требует длительных переговоров с редакциями и подходит для бизнеса любого масштаба. Давайте перейдем к нему.

Способ 2. Ответы на запросы журналистов

Любому изданию нужен качественный контент — от этого зависит авторитетность медиа. Чтобы тексты были уникальны для поисковых систем и полезны для читателей, редакторы и журналисты включают в них мнения специалистов, кейсы, советы и статистику. И вот здесь главное — экспертов они ищут сами: по своей базе контактов, но чаще — через сервис журналистских запросов Pressfeed. То есть эксперту не нужно бегать за редакциями и пытаться всучить им материал, он просто отвечает на уже готовый «горячий» запрос автора.

<i>Комментарий эксперта в статье на «Лента.ру»</i>
Комментарий эксперта в статье на «Лента.ру»

Как работает сервис журналистских запросов

На Pressfeed сейчас зарегистрировано более 5000 СМИ: новостных, отраслевых изданий, бизнес-медиа, телеканалов и крупных корпоративных блогов. Каждый день представители топовых медиа размещают запросы на комментарии к своим статьям, ищут героев для интервью и передач, авторов для колонок и товары на обзор.

<i> Через Pressfeed можно опубликовать большую статью в топовом медиа </i>
 Через Pressfeed можно опубликовать большую статью в топовом медиа 

Эксперты, в свою очередь, откликаются на запросы и, если материалы подходят журналистам, бесплатно получают упоминания в «Коммерсантъ», РБК, «Ведомостях», ТАСС, «Известиях», «Секрете фирмы» и других крупных изданиях. Без долгих согласований и мучительных правок.

<i>С помощью Pressfeed эксперты получают публикации в федеральных СМИ  </i>
С помощью Pressfeed эксперты получают публикации в федеральных СМИ  

Если кратко, схема взаимодействия выглядит так: журналист размещает запрос → эксперты готовят и отправляют ответы → журналист просматривает все комментарии, выбирает из них наиболее подходящий, добавляет в свой материал, а затем прикрепляет к карточке ссылку на публикацию → эксперт, ответ которого был принят, бесплатно получает упоминание в СМИ.

Как выглядит запрос от СМИ

В карточке запроса журналист размещает информацию о теме статьи, примерную дату публикации, список вопросов спикерам, дедлайн по приему ответов, а также дополнительные пожелания к питчу.

<i>Пример карточки запроса </i>
Пример карточки запроса 

На сколько комментариев можно ответить

Эксперты с бесплатным базовым аккаунтом могут отправлять 3 комментария в месяц, но с небольшими ограничениями: у них нет прямых чатов с журналистами, не сразу видят топовые запросы.

На тарифе PRO количество питчей не ограничено, плюс есть дополнительные опции: переписка с редакциями, возможность первыми просматривать предложения СМИ, а также доступ к закрытому телеграм-чату для профессиональных пользователей Pressfeed. Стоимость такого аккаунта за три месяца — от 17 970 ₽ (с 1 ноября будет повышение — поторопитесь).

<i>За счет гибкой системы тарифных планов Pressfeed доступен бизнесу любого масштаба</i>
За счет гибкой системы тарифных планов Pressfeed доступен бизнесу любого масштаба

Как создать карточку эксперта для СМИ

Чтобы начать работу с сервисом, эксперту нужно зарегистрироваться на платформе и заполнить профиль: добавить фото, написать краткую информацию о себе и компании, оставить ссылки на свои аккаунты и сайты, а также обозначить приоритетные темы для ответов.

<i>Вместо фото можно добавить логотип компании, а во вкладке «Мои спикеры» — добавить список экспертов</i>
Вместо фото можно добавить логотип компании, а во вкладке «Мои спикеры» — добавить список экспертов

Чем лучше заполнен профиль, тем выше шансы попасть в топовые медиа — представители СМИ и блогов обычно просматривают аккаунты экспертов. Постарайтесь по максимуму показать компетентность в своем направлении.

Как найти подходящий запрос СМИ

Есть несколько вариантов поиска предложений от медиа: по ключевым словам, СМИ, теме и типу запроса. Спектр тем широкий — от образования и медицины до менеджмента и финансов.

<i>Если в профиле указать приоритетные темы, в ленте появятся рекомендуемые запросы</i>
Если в профиле указать приоритетные темы, в ленте появятся рекомендуемые запросы

Отслеживать темы и СМИ вручную совсем не обязательно — можно подписаться на новые запросы. Как только журналист разместит запрос, вам придет уведомление на почту или в приложение.

<i>В личном кабинете можно подписаться на журналиста, СМИ, отдельные рубрики, а также запросы с конкретными ключевыми словами</i>
В личном кабинете можно подписаться на журналиста, СМИ, отдельные рубрики, а также запросы с конкретными ключевыми словами

5 советов, как получить бесплатную публикацию в СМИ

Для начала нужно внимательно прочитать информацию, которая указана в карточке. Затем — подготовить релевантный ответ. Вот несколько рекомендаций, которые вам в этом помогут:

  1. Используйте примеры из практики, кейсы, цифры и факты. Журналисту требуется экспертное мнение, теорию в материал он добавит сам.
  2. Пишите лаконично. Питч — это не статья. Комментарий не должен быть длинным. В карточке можно посмотреть, текст какого объема нужен редакции.
  3. Не отправляйте журналисту фразы в духе «могу подготовить комментарий». Можете — готовьте и присылайте сразу. Исключение — если автор сам просит экспертов перед подготовкой ответа написать о себе.
  4. Откликайтесь на запрос как можно скорее. Дедлайн указан примерный. Если журналист соберет достаточно комментариев, он закроет карточку.
  5. Не рекламируйте себя и свою компанию в лоб. Такой комментарий не возьмут в публикацию. Если хотите рассказать о своем бизнесе, сделайте это через кейс.

После отправки ответа нужно подождать решение журналиста. Если комментарий будет принят, вам останется только дождаться публикации и поблагодарить редакцию за сотрудничество — это не только проявление вежливости, но и возможность установить деловые связи.

<i>Экспертов, которые постоянно дают информативные комментарии, журналисты сами приглашают ответить на новые запросы </i>
Экспертов, которые постоянно дают информативные комментарии, журналисты сами приглашают ответить на новые запросы 

Что делать с публикациями в СМИ дальше

Анализировать результаты. Нужно понять, какие издания и темы сработали. Отследить эффективность по нативным статьям и комментариям сложно. Федеральные СМИ вроде РБК крайне редко ставят ссылки на сторонние ресурсы, но за счет авторитетности площадки дают публикациям большие охваты.

А вот отраслевые медиа и крупные корпоративные блоги вполне могут согласиться на ссылку — при условии, что материал будет действительно крутой. В таком случае, помимо узнаваемости, эксперты получают прямой трафик на свои сайты и соцсети.

Параметры для оценки публикаций в СМИ:

  • просмотры, комментарии, количество сохранений;
  • источники перехода на сайт — через сервисы Яндекс.Метрика и Google Аналитика;
  • прирост аудитории в соцсетях;
  • количество брендовых запросов по Яндекс Вордстату.

Помните, что продвижение бренда в медиа — это всегда работа вдолгую. Главное — откликаться на запросы журналистов регулярно. А если у вас есть свободное время или возможность привлечь PR-специалиста, дополнительно стоит размещать гостевые статьи. Чем больше вы будете проявлять активность в медиа, тем быстрее повысится узнаваемость вашего бизнеса.

Если вы хотите попасть в «Известия», «Ведомости», Forbes и другие медиа, приходите к нам в Pressfeed. Наша лента запросов не останавливается даже в выходные, потому что СМИ постоянно нужны эксперты. В среднем каждый день на сервисе публикуется 50 новых запросов от журналистов.

И заходите в наш телеграм-канал → @pressfeed. Здесь мы каждый день делимся горящими запросами от журналистов, интересными кейсами по продвижению брендов и полезной инфой на тему того, как создавать виральный контент.

А как вы продвигаетесь в медиа?
Бесплатно
Платно
Миксую активности
Пока никак
2929
1414
33
22
56 комментариев

Представим, как изменится ситуация, когда читатели увидят в статьях упоминание о вас или вашей компании.- мам наконец поверит, что ты не фигнёй занимаешься и что у тебя уже есть работа например 😁😁😁

5
Ответить

это 100% :)
британские ученые назвали бы это социальным доказательством

А еще в КП для клиентов и партнеров можно включить - посмотрите, мы крутые, о нас тут СМИ пишут

2
Ответить

Спасибо за полезный материал. Жаль только, что я уже полгода отслеживаю запросы этой компании в ее Телеграм канале и мне не разу не попалось что-либо по моей тематике.

4
Ответить

Олеся, приглашаем вас на наш на сайт. Предложения от СМИ есть по всем тематикам. А в тг-канале мы делаем подборки только самых горящих запросов.

3
Ответить

А на какую тему смотрите?

1
Ответить

Был положительный опыт использования. Где-то год назад увидела сервис случайно, зарегистрировалась, но подходящих тем не было. Заполнила максимально подробно профиль. И внезапно ваш сотрудник на WhatsApp сам написал и предложил, уточнил наша ли тема и хотим ли мы написать и дать комментарий. В итоге наш текст выбрали и процитировали в lenta.ru. Что очень круто.

Жаль, нет каких-то уведомлений оперативных, чтобы отслеживать

2
2
Ответить

Какой классный у вас опыт! А дальше, после этого, продолжили работать с сервисом? Появились ваши темы?

1
Ответить