Химчистка или прачечная самообслуживания: какую франшизу выбрать?

К началу 2024 года число франшиз в России достигло более 3400. Выбор и приобретение прибыльной франшизы, не требующей огромных инвестиций, может оказаться сложной задачей. Важно ориентироваться не на модные тренды, а на бизнесы, которые будут востребованы в любых обстоятельствах. Например, сферы одежды, обуви и их обслуживания обычно пользуются постоянным спросом.

В данной статье мы проанализируем два сегмента услуг первой необходимости: химчистки и прачечные самообслуживания.

Химчистка или прачечная самообслуживания: какую франшизу выбрать?

Содержание:

1. Реальная картина рынка франшиз в России

2. Как выбрать успешную франшизу: 5 ключевых вопросов

3. Пример успешной франшизы

4. Честно об отрасли химчисток: возможности и вызовы

5. Рынок прачечных самообслуживания: возможности и вызовы

6. Выводы

Реальная картина рынка франшиз в России

Имея желание открыть новый бизнес или купить франшизу нужно предусмотреть риски провала. Даже владельцы франшиз могут столкнуться с трудностями и потерями. Статистика говорит сама за себя:

  • 30% франчайзи закрываются в первый год из-за несоответствия ожидаемого дохода реальным результатам;
  • 50% колеблются между прибылью и убытками;
  • лишь 20% успешно увеличивают свой доход на сотни тысяч рублей ежемесячно.

Для того чтобы войти в 20 % успешных, необходимо не только запустить бизнес, но и активно работать над продажами. Кроме того, существуют и другие критерии успеха, о которых можно узнать из статьи «Как зарабатывать 1 000 000 рублей чистой прибыли в месяц на грязном белье?», написанной Игорем Голиковым, владельцем и основателем сети прачечных «Хозяюшка».

Инфографика «Успех франчайзи»
Инфографика «Успех франчайзи»

Как выбрать успешную франшизу: 5 ключевых вопросов

Почему одни франшизы успешны, а другие проваливаются? Это зависит от множества факторов, включая спрос в регионе, внешние обстоятельства, степень профессионализма ведения бизнеса и другие аспекты. Для помощи в ориентации в разнообразии предложений мы подготовили чек-лист из 5 основных вопросов.

Прежде чем подписывать договор с франчайзинговой компанией, вы должны убедиться в следующем:

  • Наличие зарегистрированного товарного знака: это гарантирует, что у вас будет что продавать.
  • Опыт и репутация франчайзинговой компании: изучите отзывы клиентов и пообщайтесь с другими франчайзи.
  • Рентабельность бизнеса: хороший показатель — более 20 % прибыли от выручки.
  • Информация о условиях франшизы на официальном сайте компании.
  • Потенциальный доход.

Также необходимо оценить востребованность франшизы в конкретном регионе и проверить юридическую «чистоту» франчайзера. Есть специальные платные сервисы типа spark-interfax.ru или casebook.ru. Но все же рекомендуем доверить проверку франшизы юристам.

Интерьер одного из салонов сети химчисток «Хозяюшка»
Интерьер одного из салонов сети химчисток «Хозяюшка»

Пример успешной франшизы

На рынке недавно появилась франшиза химчистки «Хозяюшка».

Товарный знак: зарегистрирован в 2023 году.

Опыт: компания работает уже 12 лет. После открытия 3 точек в Иркутске владелец франшизы химчистки переехал в Москву и открыл еще 2 точки. Задумавшись о будущем, Игорь Голиков решил запустить франшизу химчисток.

Рентабельность: франшиза «Хозяюшка» показывает рентабельность на уровне 36 %. Это хороший показатель, так как минимальная должна быть не ниже 20 %.

Поддержка франчайзи: на сайте компании указаны услуги поддержки в приобретении оборудования, выборе юридической формы, поиске помещения и организации бизнеса.

Стоимость франшизы включает программное обеспечение для круглосуточной поддержки, стратегическое планирование и работу маркетингового отдела.

Потенциальный доход: за последние 7 лет средний месячный доход компании составляет 710 400 рублей с прибылью около 340 тысяч рублей в месяц.

С момента начала продажи франшизы в октябре 2023 года у «Хозяюшки» уже 30 партнеров, некоторые из них уже открылись, а некоторые находятся на стадии ремонта или подбора помещения.

Чтобы построить такую успешную сеть, основателям пришлось пережить много ошибок, о чем они искренне рассказывают в статье «Какие ошибки в бизнесе помогли запустить успешную франшизу?»

Основатели франшизы «Хозяюшка» — Игорь и Мария Голиковы
Основатели франшизы «Хозяюшка» — Игорь и Мария Голиковы

Честно об отрасли химчисток: возможности и вызовы

Вне зависимости от места работы — будь то офис или дом, — одежда, постельное белье, обувь постоянно подвергаются загрязнению и требуют чистки. Даже в период пандемии спрос на услуги химчисток не снизился, поскольку очереди в пунктах приема обычно отсутствуют, уменьшая вероятность заражения. Более того, существует возможность доставки услуги непосредственно к клиенту.

Статистика свидетельствует о стабильном росте числа клиентов химчисток из года в год. Количество людей, использующих услуги химической чистки одежды и обуви, увеличивается более чем на 20 % ежегодно, а заказы на доставку из химчисток прибавляют почти 25 % за год.

Преимущества данного вида бизнеса включают в себя:

  • Постоянный спрос, который зависит от того, работает ли химчистка исключительно в сегменте b2c или заключает партнерские соглашения с компаниями b2b, такими как гостиницы и рестораны.
  • Интересно, что в период пандемии одна химчистка успешно внедрила новую услугу — дезинфекцию.

Вместе с преимуществами выбора франшизы химчистки существуют и недостатки, такие как высокие инвестиции и сложности с выбором помещения.

Инвестиции в эту отрасль значительны. Например, для запуска франшизы химчистки «Хозяюшка» потребуется 3,4 млн рублей, из которых 2,45 млн рублей (72 %) придется вложить в оборудование. Хотя стоимость входа может быть значительной, дорогое оборудование не только является обязательным условием для успешного бизнеса, но также обеспечивает два преимущества:

  • это надежное вложение средств на случай непредвиденных обстоятельств, поскольку оборудование можно продать и вернуть вложенные средства;
  • дорогое оборудование гарантирует низкую конкуренцию, так как не многие предприниматели решатся на такие серьезные инвестиции.

Помещение для химчистки должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Например, для одного сотрудника требуется не менее 15 кубических метров объема и 4,5 квадратных метра площади.

Создание собственной химчистки — сложное дело, требующее понимания как бизнеса, так и химической промышленности, включая выбор оборудования и химических реагентов. В этом контексте покупка франшизы химчистки решает множество организационных вопросов, предоставляя помощь в подборе персонала, готовую стратегию продвижения.

Владельцы франшизы «Хозяюшка» также предоставляют собственную клиентскую базу, включающую более 1600 клиентов. А еще в цену франшизы включили программное обеспечение, которое поможет автоматизировать бизнес-процесс и освободить время франчайзи для развития стратегии.

Интерьер одного из салонов сети химчисток «Хозяюшка»
Интерьер одного из салонов сети химчисток «Хозяюшка»

Рынок прачечных самообслуживания: возможности и вызовы

Прачечные самообслуживания пользуются значительным спросом среди населения. В странах Европы это стало уже привычным явлением, а в России люди оценили удобство таких услуг особенно благодаря возможности бюджетной стирки крупногабаритных текстильных вещей в промышленных стиральных машинах большой загрузки.

Кроме того, съемное жилье или общежития не всегда оборудованы стиральными машинами. Вместо того чтобы покупать дорогостоящую стиральную машину, можно пользоваться прачечной недалеко от дома.

Открытие франшизы прачечной самообслуживания требует значительных финансовых вложений практически сразу, ведь для запуска точки необходимо инвестировать около 3,5–4 млн рублей, 70% из которых придется потратить на оборудование.

Тем не менее, цена франшизы прачечной самообслуживания начнет окупаться приблизительно через 3 года. В противовес можем сказать, что существуют более бюджетные варианты франшиз, где начать можно с покупки всего одной стиральной машины. Разместить ее можно в здании с постоянным трафиком, например, в общежитии. В таких случаях франчайзер предоставляет модуль для оплаты стирки жетонами или QR-кодом, автоматический дозатор моющего средства и онлайн-кабинет. В этом случае роялти с каждой стирки автоматически поступают на счет франчайзера.

Однако организация прачечных самообслуживания имеет свои сложности:

  • во-первых, на рынке нет известных брендов. А именно бренд привлекает клиентов в первую очередь;
  • во-вторых, для поддержания имиджа прачечной необходимо поддерживать чистоту машин, что требует постоянного контроля и ухода, и, следовательно, наличие персонала сопровождения. Эти расходы включают в себя зарплату;
  • для того чтобы франшиза прачечной самообслуживания приносила прибыль, потребуется приобретение дополнительных машин. Больше машин означает больше вложений и увеличение срока окупаемости.

История основателей сети химчисток «Хозяюшка» начиналась с открытия прачечной самообслуживания. Однако быстро стало очевидно, что работать в таком формате сложно, поскольку клиенты желают стирать различные вещи в одном месте.

«Если клиент приходит с кожаной курткой или шубой, — вспоминает сооснователь франшизы «Хозяюшка» Мария Голикова, — и мы отказываемся их принимать, то рискуем потерять его навсегда. Даже если у него есть пуховик или одеяло, которые нужно почистить, клиент больше не вернется к нам».

Выводы

Франшиза представляет собой отличный способ начать свой бизнес. Ключевое здесь — выбрать подходящий вариант.

Для минимизации рисков следует оценить потенциальную франшизу по пяти основным критериям: наличие зарегистрированного товарного знака, репутация, уровень рентабельности более 20 %, реальные условия франшизы и срок окупаемости.

На сегодняшний день среди наименее конкурентоспособных франшиз можно выделить химчистки одежды, обуви и аксессуаров, а также прачечные самообслуживания.

Для запуска химчистки или прачечной требуются значительные инвестиции. Однако при правильном выборе локации предприятие может полностью окупиться в течение трех лет.

Обычно стоимость открытия химчистки выше, чем у прачечной самообслуживания, но прибыль от первой будет значительно выше.

Чтобы узнать больше о франшизе химчисток «Хозяюшка» — переходите на сайт. Там публикуем статистику по франчайзи, а также подробно рассказываем о начальных инвестициях во франшизу.

Начать дискуссию