Агент 007, но в соцсетях. Как отрабатывать негатив на клиентских проектах

Рассказываем на примере ORM для компании-застройщика

Агент 007, но в соцсетях. Как отрабатывать негатив на клиентских проектах

Негатив в социальных сетях одних клиентов пугает до ужаса, а другим кажется чем-то незначительным, что «само пройдёт». На самом деле оба мнения — неверные. Панически бояться негатива в социальных сетях не стоит, это нормальное явление, но к нему нужно быть готовым. Недооценивать его нельзя.

В чём специфика разных соцсетей для ORM

Социальные сети — это ресурс быстрой коммуникации. Появился пост, под ним куча комментариев, а уже на следующий день о нём никто не вспомнит. Но! У многих пользователей в новостной ленте «ВКонтакте» включена ротация новостей по популярности и этот пост с негативными комментариями может попасть в новостную ленту.

Посты в социальных сетях могут попадать и в выдачу поисковых систем. Наиболее опасные социальные сети — «ВКонтакте» и YouTube. У них есть собственная система выдачи пользователям по запросам или по истории использования, а ещё они хорошо ранжируются в поисковых системах.

Сравнительная таблица: как сильно соцсети влияют на аудиторию
Сравнительная таблица: как сильно соцсети влияют на аудиторию

После блокировки Instagram* и Facebook* около 30% пользователей отказалось от их использования — РБК приводит наглядную таблицу по данным Mediascope. Поэтому влияние этих соцсетей на аудиторию стало ниже среднего.

*принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ

Работаем с соцсетями через агентов влияния

Агенты влияния (АВ) — это искусственно созданные аккаунты в соцсетях и на форумах, заполненные фальшивыми данными о пользователе. То есть перед нами не реальный человек, а виртуальный персонаж, который «живёт» в интернете и активно участвует в обсуждениях. Их цель — незаметно внедряться в дискуссии и формировать нужное мнение у окружающих.

Пример, как работают агенты влияния: застройщик нового ЖК анонсирует проект и сталкивается с негативом — кто-то переживает из-за шума, кому-то не нравится идея очередной новостройки рядом с их домом. Вот тут и понадобятся агенты влияния, чтобы вовремя сгладить ситуацию и заставить людей задуматься: «А может, этот ЖК — не такая уж и плохая идея?» Через комментарии и обсуждения они незаметно ведут людей к нужной точке зрения, перекрывая поток эмоций фактами о проекте.

И это лишь 0.1% от негатива в сторону любых застройщиков
И это лишь 0.1% от негатива в сторону любых застройщиков

В отличие от официальных представителей, у агентов влияния есть больше пространства для маневра. При работе от лица официального представителя нужно соблюдать рамки делового общения, tone of voice бренда и не вестись на провокации. С агентами влияния всё проще — таких рамок нет.

Официальные представители — это люди, которые общаются с клиентами бренда и отвечают на их вопросы от лица компании. Представители отвечают на вопросы, разруливают конфликты и сглаживают негатив. Их задача — поддерживать имидж компании и делать так, чтобы у клиентов оставалось хорошее впечатление от коммуникации.

Две главные функции агентов влияния

Во-первых, агенты влияния создают видимость массовой поддержки. Когда пользователь заходит в обсуждение и видит людей, которые поддерживают проект, это подсознательно снижает уровень недоверия и негатива. Люди склонны прислушиваться к мнению тех, кто, на их взгляд, знает больше или просто находится в такой же ситуации.

Во-вторых, грамотно выстроенная работа АВ помогает предотвратить риски ещё на этапе зарождения проблемы. Если жители района начинают выражать недовольство, защитники бренда могут аргументированно объяснить преимущества стройки: улучшение инфраструктуры, облагораживание территории, развитие района и социальной инфраструктуры. Эти комментарии будут казаться заслуживающими доверия, что в итоге снизит уровень негатива.

Кто такие «тролли» и защитники бренда

На эти два вида обычно делят агентов влияния. «Тролли» — это одноразовый инструмент. Их аккаунты недолго живут, потому что их могут быстро вычислить и заблокировать. Это нормально: тролли создаются не с целью вызывать долгосрочное доверие. Их основная задача — отвлечь внимание, преуменьшить проблемы, о которых пишут люди, иронизировать над ними или собрать дополнительную информацию.

Защитники бренда выглядят, как реальные аккаунты. У них есть своя «история», увлечения, реальные фотографии и активность в соцсетях, создающая иллюзию, что перед вами обычный человек. Они выглядят так правдоподобно, что вызывают доверие.

Примерно так обычно выглядит происходящее в комментариях
Примерно так обычно выглядит происходящее в комментариях

Защитники вступают в дело там, где нужно обсуждать серьёзные вопросы. Они не бросаются на защиту бренда с места в карьер и не встревают в каждый спор. Они ведут себя как обычные люди, которые реагируют только на важные проблемы, влияющие на их жизнь. Например, если в районном паблике обсуждают экологический вред от стройки, защитник бренда может привести факты и документы, которые покажут, что всё под контролем.

Чем больше защитник бренда похож на реального жителя района, тем больше ему доверяют. А значит, аргументы, которые доносят через такого человека, окажут гораздо большее влияние на мнение аудитории, чем официальные пресс-релизы.

Стратегии использования АВ в работе с негативом

Эффективная работа агентов влияния требует чёткого плана. Важно заранее продумать темы, которые могут вызвать обсуждение, и распределить между агентами их «роли» в этих темах.

Ситуации бывают разными, и подходы тоже должны меняться в зависимости от уровня негатива. Если на форумах или в соцсетях разгорается массовое обсуждение с большим количеством негативных комментариев, тролли — ваш выбор. Их задача — отвлекать внимание, размывать ключевые моменты и добавлять объёма в обсуждение, чтобы снизить остроту дискуссии.

Защитники бренда, в свою очередь, нужны для более тонкой работы. Если обсуждение ушло в конструктивное русло или тролли уже снизили градус, именно защитники могут появиться с серьёзными аргументами. Они не будут спорить, но помогут направить разговор в нужное русло, добавив конкретики: факты, документы, личный опыт.

Стратегия должна быть такой, чтобы сообщения агентов выглядели органично, а не как спланированная акция. Например, тролли могут начать задавать вопросы вроде «А кто знает, Пятерочку будут открывать или уже передумали?» или «Кто нибудь планирует с УК договориться и свои цветы во дворе посадить?». Это создаёт шум, но не требует серьёзных аргументов. Защитники же отвечают уже на более содержательные вопросы с доказательной базой: «По официальным документам, планируют открывать второй выезд, со стороны Маяковского, так что пробок не будет».

Кого нужно больше — троллей или защитников?

Идеальное соотношение для работы с негативом — это 70% троллей и 30% защитников бренда. Почему так? Потому что тролли — это своего рода фоновый шум. Они нужны, чтобы на первых порах уменьшить накал страстей, отвлечь внимание, но их сообщения не задерживаются в обсуждениях надолго.

Защитники бренда — основная сила, которая действительно меняет мнения. Их задача — аккуратно и последовательно внедрять аргументы, подкрепленные доказательствами. Их нужно хорошенько прорабатывать.

Почему нельзя игнорировать негатив

Негатив — это вирус для репутации любых, в том числе строительных компаний. Один недовольный комментарий может запустить цепную реакцию, и вуаля — вместо конструктивного диалога вы получаете лавину обвинений и недовольства.

Например, житель выкладывает в паблике «ВКонтакте» пост о том, что новостройки закроют вид на парк, а чтобы освободить место под здания, рабочие вырубят деревья. и снесут детскую площадку Через несколько часов это будет обсуждать весь район. Если с таким негативом не работать, репутация может серьезно пострадать.

Негатив не исчезает сам по себе. Его либо подавляют, либо он накапливается и превращается в настоящую PR-катастрофу. Поэтому работа с негативом должна быть продуманной и активной. Используя агентов влияния, можно не просто «подчистить хвосты», а сформировать новый, более позитивного взгляд на ситуацию.

Ошибки при работе с агентами влияния

Перебор с троллями

Всё хорошо в меру, и тролли — не исключение. Если увлечься их использованием, обсуждение может стать перенасыщенным спамом. Люди довольно быстро замечают, когда однотипные или странные комментарии начинают лезть изо всех щелей.

Защитники не внушают доверия

Защитники бренда — не просто фейковые аккаунты. У них должны быть реальные, достоверные «личности», и аудитория должна им верить. Если защитник бренда выглядит слишком искусственно, например, у него мало друзей, не хватает фотографий или контент на странице состоит из нескольких постов подряд, накопированных откуда-то за пару дней — это мгновенно бросается в глаза. Люди замечают такие детали и начинают сомневаться в том, что с ними общается настоящий человек.

Как оценить результат после работы АВ?

Это можно сделать в три шага.

1. Посмотреть на количество негативных упоминаний.

Здесь нужно обратить внимание на изменение тональности дискуссий. Уменьшение негатива легко заметить, если поначалу в соцсетях или на форумах много людей высказывались резко против новостроя, а потом ситуация изменилась — отрицательных упоминаний стало меньше, а позитивных или нейтральных обсуждений больше.

2. Понять, что лайки и комментарии — не всегда показатель.

Перебор с троллями

3. Оценить долгосрочный эффект на репутацию.

Для этого нужно следить за общим фоном дискуссий в течение нескольких месяцев. Если сначала обсуждение было резко негативным, а потом люди стали говорить нейтрально или даже положительно, это значит, что агенты выполнили свою работу на ура.

Коротко о главном

Агенты влияния — инструмент, который может кардинально изменить ход информационной войны вокруг застройки. Когда негатив в соцсетях и на форумах начинает нарастать, именно агенты помогают сбить волну негодования и направить её в более контролируемое русло.

Как тролли отвлекают внимание от острых тем, так и защитники бренда помогают сделать обсуждения конструктивными, подкрепляя слова фактами. В итоге вместо неконтролируемого хаоса мы получаем организованное управление репутацией.

Что стоит учесть при отработке негатива:

  • Чётко разделяйте роли. Тролли для отвлечения и массовости, защитники — для серьёзных дискуссий.
  • Не переусердствуйте с количеством троллей. Слишком много спама = подозрения.
  • Прорабатывайте защитников бренда, их аккаунты должны выглядеть правдоподобно и убедительно.
  • Оценивайте эффективность работы. Главное — это изменение тональности обсуждений и долгосрочное влияние на репутацию.

С социальными сетями работать нужно, но без фанатизма, и уделять больше внимания тем, что сильнее влияют на мнение аудитории. Под фанатизмом мы подразумеваем реакцию на каждый мало-мальски негативный комментарий, угрозы судом и «статьями», споры с пользователями — особенно от лица официального представителя.

И главное — работу с негативом лучше доверить профессионалам, в распоряжении которых есть качественная база агентов влияния и другие инструменты. Чтобы снять с себя эту головную боль :)

Если вам нужна помощь с управлением репутацией — можете обратиться к нам. Оценим ситуацию, подберём инструменты и разработаем стратегию решения проблем.

1010
11
11
21 комментарий

Кстати, нейросети могут тут помочь — вести аккаунты агента для прогрева?

Мне кажется нейросети еще не дотягивают до такой работы, временами сразу видно где писала нейронка, иногда прям такой кринж, что диву даешься как некоторые такое пропускают. Это уже не социальная инженерия а что то за гранью))

2

И много у вас таких агентов влияния?

1

Сейчас более 100 и этого мало)

1

Так вот кто это в комментариях — агенты влияния)))

1

Александр, Вас не проведешь)

Тема рабочая, но, как говорится, главное без фанатизма. Есть тонкая грань между грамотной работой с негативом и спамом от подозрительных аккаунтов, а то и это может перерасти в негатив)

1