Telegram и SEO. Часть 1: как t.me привлечь ещё 150 миллионов посетителей из Яндекса и Google

Telegram уже получает много трафика из поисковых систем, но потенциал роста огромен. В этой статье я расскажу, как платформа может увеличить трафик из Яндекса и Google на дополнительные 150 миллионов посещений в месяц. Мы детально разберём текущее состояние SEO в Telegram и посмотрим, какие шаги помогут достичь этого результата.

Предисловие

Меня зовут Женя Сызранцев. Я развиваю направление Telegram в рекламном агентстве. Знаете, вообще-то я SEO-специалист с 20-летним опытом и IT-предприниматель, а Telegram для меня — это так, для души 😄 Моя суперсила — комплексные стратегии для больших международных проектов. Я хотел бы показать и рассказать, как любимая платформа может увеличить поисковый трафик с текущих ~90-110 млн / месяц до ~250-300 млн в короткой перспективе нескольких месяцев и нарастить до ~500-600 млн / месяц в горизонте 1-1,5 лет вместе с ростом объёмов контента на разных языках.

Для любого UGC-проекта (user-generated content) в SEO критически важны две стороны: техническая оптимизация от платформы для корректной индексации и понимание авторами контента (администраторами каналов) того, как привлекать к себе больше трафика из органики, оптимизировать контент и на этом зарабатывать (читатели, подписчики, деньги). Выйдет серия из трех отдельных статей. В этой я разберу ошибки самой платформы более техническим языком для SEO-специалистов и разработчиков. Во второй — простым языком расскажу администраторам каналов об открытых возможностях по привлечению трафика и напишу о SEO внутри Telegram. А в третьей — о дополнительных источниках органического трафика из сторонних проектов-каталогов (tgstat, telemetr и т.п.) с цифрами и объёмами.

Текущее состояние трафика Telegram из Google и Яндекс

Прежде чем говорить о том, как увеличить трафик, давайте посмотрим, что происходит сейчас.

Цифры и факты

Мы использовали сервис Keys.so — один из самых полных инструментов для анализа поисковой выдачи в рунете. Он показывает, по каким запросам сайт появляется в поиске и сколько людей на него переходит.

По данным SimilarWeb за сентябрь 2024 года, веб-версия Telegram (t.me) собрала около 695 миллионов посещений по всему миру. Впечатляет, правда? А теперь самое интересное:

  • 15% этого трафика — примерно 104 миллиона посещений — приходят из поисковых систем, таких как Google и Яндекс.

  • 73% поискового трафика — это небрендовые запросы. То есть люди ищут не "Telegram", а что-то другое и всё равно попадают на платформу.

  • 23% всего трафика приходится на Россию. На втором месте — Бразилия с 11%.

Google vs Яндекс

По данным Keys.so, в Яндексе у Telegram дела идут намного лучше, чем в Google.

Яндекс:

  • Около 4,5 миллиона переходов в сутки.
  • 25% ключевых слов входят в топ-5 по запросам.
  • Примерно 2,3 миллиона страниц Telegram в индексе с поисковыми запросами в топ50.

Google:

  • Всего 565 тысяч переходов в сутки.
  • Лишь 7% ключевых слов в топ-5 по запросам.
  • Около 1 миллиона страниц в индексе с поисковыми запросами в топ50.

Почему так?

Всё дело в том, как эти поисковики индексируют Telegram.

  • Google сталкивается с трудностями при индексировании из-за технических особенностей платформы. Многие страницы просто не видны его поисковому боту, поэтому трафик небольшой.
  • Яндекс лучше понимает структуру Telegram и умеет индексировать даже те страницы, которые Google пропускает. Поэтому трафик из Яндекса значительно выше.

Как устроены страницы Telegram

Чтобы понять, почему у поисковых систем возникают трудности с индексированием Telegram, давайте взглянем на то, как устроены страницы платформы.

1. Главная страница канала / пользователя

Адрес: https://t.me/ваш_канал

Что на ней есть: название канала, фото, описание и кнопка "Подписаться".

Для поисковиков: эта страница видна и индексируется. Поисковые системы могут увидеть название канала и его описание без проблем.

2. Страница с постами

Адрес: https://t.me/s/ваш_канал

Особенности: это лента всех ваших постов. Пользователь прокручивает страницу вверх, чтобы посмотреть более старые записи.

Технические детали: пагинация (переход между страницами) реализована через параметр ?before= в URL. Прямых ссылок на предыдущие страницы нет.

Для поисковиков: при загрузке страницы видны только последние 20 постов. Остальные подгружаются динамически при прокрутке, что может создать проблемы для поисковых роботов.

3. Страницы тегов

Адрес: https://t.me/s/ваш_канал?q=тег

Что на ней есть: список постов канала, содержащих определённый тег (хэштег). В остальном страница похожа на обычную ленту постов.

Технические детали: теги на страницах постов и пагинации оформлены в коде как прямые ссылки, например: #тег.

Для поисковиков: страницы тегов отлично индексируются поисковыми системами и могут привлекать дополнительный трафик по тематическим запросам. Это отличная возможность увеличить видимость вашего контента.

4. Отдельные посты

Адрес: https://t.me/ваш_канал/номер_поста

Что на ней есть: содержимое конкретного поста — текст, изображения, видео, ссылки.

Технические детали: контент загружается с помощью JavaScript через специальный скрипт.

Для поисковиков: из-за использования JavaScript Google не видит содержимое этих страниц. Яндекс справляется лучше и может индексировать такие посты.

5. Инвайт-ссылки

Адреса: https://t.me/joinchat/код_приглашения

Особенности: это ссылки-приглашения в чаты или группы.

Для поисковиков: такие страницы редко индексируются и имеют малое значение в общем трафике.

Почему поисковики плохо индексируют Telegram

Теперь, когда мы поняли, как устроены страницы Telegram, давайте разберёмся, почему поисковые системы, особенно Google и Яндекс, не всегда видят содержимое каналов и постов.

1. Контент постов не отображается для Google

В чём проблема:

Когда вы открываете отдельный пост по ссылке https://t.me/ваш_канал/номер_поста, содержимое поста загружается с помощью JavaScript через специальный скрипт:

<script async src="https://telegram.org/js/telegram-widget.js?21" data-telegram-post="[ваш_канал]/[номер_поста]" data-width="100%"></script>

Google не выполняет этот скрипт при обходе страницы. В результате его поисковый робот видит пустую страницу без содержимого поста.

UPDATE: мои коллеги показали посты, которые Google таки рендерит на своей стороне. Глобально контекста статьи это не меняет, но часть постов google все же индексирует.

Яндекс, наоборот, успешно обрабатывает этот скрипт на своей стороне и видит содержимое постов на отдельных страницах.

Что это означает:

Google не индексирует страницы отдельных постов, потому что не видит их содержимое.

Большая часть контента Telegram остаётся недоступной для пользователей Google через поиск.

Как это исправить:

Рендерить содержимое постов на стороне сервера для отдельных страниц.

Если Telegram начнёт генерировать контент постов на сервере (как это уже сделано на страницах с лентой постов), Google сможет видеть и индексировать эти страницы.

2. Проблемы с пагинацией для Яндекса

В чём проблема:

На странице с постами канала https://t.me/s/ваш_канал перейти к более старым записям можно через параметр ?before= в URL.

Но ссылки на предыдущие страницы заданы в коде с помощью атрибутов:

<link rel="prev">` и `<link rel="next">

Яндекс игнорирует эти атрибуты и не использует их для перехода между страницами.

Что это означает:

Яндекс видит только последние 20 постов на странице канала.

Он не может перейти к более старым постам и не индексирует их.

Пользователи Яндекса не находят старые посты через поиск.

Как это исправить:

Добавить на страницу обычные ссылки для пагинации

<a href="...">

Вместо или вместе с атрибутами link rel="prev" и link rel="next" нужно разместить привычные ссылки на предыдущие и следующие страницы.

Например, внизу страницы можно добавить кнопки "Следующая страница" и "Предыдущая страница" с соответствующими ссылками.

Плюсы такого решения:

Яндекс сможет переходить по этим ссылкам и индексировать все страницы с постами.

Это позволит пользователям находить больше контента через поиск, а вашим постам — быть увиденными.

Резюме:

Реализовав эти два решения, Telegram сможет значительно улучшить индексацию контента как в Google, так и в Яндексе. Это значит, что ваши посты станут видимыми для миллионов новых пользователей, которые смогут найти их через поиск.

Другие ключевые моменты для улучшения

Добавить микроразметку дат

Посты в Telegram не содержат микроразметку дат публикации. Поэтому они не отображаются в результатах поиска по событийным запросам, где важна информация о дате. Например, в блоках с актуальными событиями или при поиске свежего контента. Внедрение этой небольшой доработки может принести десятки миллионов дополнительных посетителей.

Исправить работу с изображениями

Сейчас изображения в постах Telegram вставляются как фоновые стили (CSS background), а не как обычные картинки через тег img. Из-за этого поисковые системы не могут корректно индексировать эти изображения, и ваш контент не появляется в поиске по картинкам. Если использовать тег img с правильными атрибутами, изображения будут индексироваться. Это привлечёт дополнительный трафик на платформу и конкретно на ваши каналы.

Добавить Sitemap.xml и карту изображений

У Telegram нет файлов Sitemap.xml и карты изображений. Это усложняет поисковым системам обход и индексацию всего контента. Да, реализовать это для одностраничного приложения (SPA) — задача не из простых, может потребоваться много технических ресурсов (возможно, даже сопоставимых с небольшим дата-центром 😄). Но решение этой проблемы позволит управлять тем, как поисковики обходят сайт, и значительно увеличить полноту и скорость индексации. А это приведёт к росту посещаемости. Дополнительный трафик принесёт больше доходов, что многократно окупит затраты на разработку и инфраструктуру.

Сделать название канала заголовком h1

На странице канала название не оформлено как основной заголовок с помощью тега h1. Это может затруднять понимание структуры страницы поисковыми системами и негативно влиять на ранжирование. Если оформить название канала с использованием тега h1, это улучшит семантику страницы и может повысить её позиции в поиске.

Добавить в title страницы тега сам тег

Нужно включить в шаблон тэговых страниц сам тэг в title. Это повысит релевантность страницы по запросам, связанным с этим тегом, и поможет привлечь пользователей, которые ищут информацию по конкретным темам из поиска.

Исправить редиректы на поддоменах каналов

У каждого канала в архитектуре есть поддомен вида [ваш_канал].t.me, но перенаправления настроены некорректно. Сначала происходит 301 редирект на URL с двумя слешами, затем временный 302 редирект на https://t.me/s/[ваш_канал]. Это создаёт лишние переадресации и может негативно влиять на SEO.

Статью можно продолжать бесконечно, перечисляя мелкие улучшения. Но важно понимать, что они не принесут такого значительного прироста трафика, как описанные выше основные изменения. Десятки или сотни тысяч ежемесячно упущенного трафика от небольших доработок — ничто по сравнению с десятками миллионов, которые можно получить, реализовав ключевые рекомендации.

Заключение

Мы рассмотрели ключевые технические моменты, которые мешают Telegram получать максимум трафика из поисковых систем. Если реализовать предложенные улучшения, платформа сможет увеличить посещаемость на дополнительные 120–150 миллионов пользователей в месяц. Это выгодно всем:

  • Telegram получит мощный прирост трафика и новых пользователей. Платформа укрепит свои позиции и сможет предложить рекламодателям и партнёрам ещё большую аудиторию.
  • Авторы каналов привлекут больше подписчиков, повысят вовлечённость аудитории и смогут лучше монетизировать свой контент.
  • Пользователи смогут проще находить интересный им контент через поисковые системы.
  • Поисковые системы выиграют, получив больше качественного и актуального контента для своих пользователей.

Это ситуация, где выигрывают все: платформа, авторы, пользователи и поисковики.

Уважаемый Павел Дуров, если вы дочитали до этого места, мой Telegram: @syzrantsev. Буду рад помочь с SEO вашего детища и добавить в экосистему дополнительные 120–150 миллионов целевого трафика в месяц. Вместе сделаем Telegram ещё лучше!

Продолжение следует

В следующей части статьи, которая выйдет на следующей неделе, я поделюсь простыми и понятными советами для администраторов каналов. Расскажу, как эффективно использовать теги для привлечения трафика из поисковых систем и увеличить аудиторию своих каналов. Мы рассмотрим практические рекомендации и фишки, которые вы сможете применить уже сейчас.

Чтобы оставаться на связи и не пропускать новый контент, подписывайтесь на мой блог на VC и на мой Telegram-канал:

Спасибо за внимание! До скорого!

1919
6 комментариев

Женя, спасибо, отличное исследование, интересное, буду ждать следующую часть. И желаю, чтобы Дуров тебе написал))

3
Ответить

Как пришла идея этой статьи? Задумка - огонь!!!

Ты говоришь про сложность генерирования сайтмапа, но кмк рендер постов - ещё более ресурсоёмкая задача, хоть она и даст больше трафика. При этом нужно продумать логику, по которой посты будут отдаваться в рендер: если отдавать всё подряд, то это овердохрена ресурсов серверов, а если брать, например, по количеству просмотров поста, то это накручиваемый параметр, ноторым можно манипулировать.

1
Ответить

Как часто бывает, всё началось с интересного вопроса от наших замечательных клиентов: Как наши Telegram-каналы могут привлекать трафик из органики? Далее сработала моя любознательность ) Ответ на этот вопрос давно был известен из опыта продвижения каналов, но я решил копнуть глубже — посмотреть на архитектуру и технические аспекты самого Telegram, а не отдельных каналов.

Используя сервис keys.so, я обнаружил в Google сотни тысяч страниц с параметром `?before=` и трафиком. А в Яндексе — сотни тысяч постов, которые Google полностью игнорирует. Одна увлечённая ночь на анализ, ещё одна на написание статьи.

По поводу рендеринга, возможно, я не совсем точно раскрыл масштаб недоработки. Telegram рендерит весь контент каналов на страницах со списками постов /s/, и Google отлично их индексирует и ранжирует. Но на самих страницах постов этого не происходит. SSR работает для всего объёма контента, но отдаётся только на страницах со списками, а не на отдельных постах.

Я обновил статью, потому что коллеги подсказали примеры каналов, где Google тоже справляется с рендерингом постов на своей стороне, но делает это значительно хуже, чем Яндекс. Это сказывается на индексации и трафике: многие посты остаются незамеченными Google, что ведёт к упущенному потенциалу трафика. По причинам точного ответа нет, но из опыта — краулинговые бюджеты на рендеринг всегда были в пользу Яндекс. Связываю с технологическими особенностями рунета.

4
Ответить

Интересная статья, буду ждать продолжения. Спасибо!

2
Ответить

Женя, прикольно, даже не думал о ТГ как об источнике именно SEO-трафика. Наверное, как раз по указанным тобой причинам :)

2
Ответить

Любопытно, у Дурова в команде нет сеошников или это сделано намеренно.
В любом случае скиньте ссылку на статью им на почту, может поможет)

1
Ответить