Из чего должен состоять отдел маркетинга?
Собрал в статью 17 аспектов реально работающего отдела маркетинга.
Привет, я Руслан — b2b маркетолог в сером пиджаке и черной водолазке. В своей работе решаю сложные задачи, лутаю инсайты и делюсь ими в своем Telegram канале.
1. Орг. схема отдела маркетинга. Система подчинения между специалистами и подрядчиками.
2. Должностные инструкции. Чтобы сотрудники знали их зону ответственности, что делать, как делать и на каким метриках держать фокус.
3. Сами сотрудники отдела маркетинга с правильной мотивацией к зп. Например, от кол-ва привлеченных заявок и их стоимости.
4. Система быстрого найма и введения в должность новых специалистов. Описанный портрет идеального маркетолога. Документ со всеми маркетинговыми материалами компании от кастдевов до юзабилити сайта.
5. Таскер. Простой задачник, удобная гугл таблица, СРМ-система. Кому как удобно.
6. Огромный массив информации о рынке (рабочей информации, а не просто так). По ЦА: кастдевы, ICP, SQL/MQL, JTBD. По конкурентам: Анализ пройденных воронок конкурентов с их КПшками и диагностиками, анализ всех прямых, косвенных и замещающих конкурентов и папка с конкурентами на которых нужно подписаться, чтобы регулярно следить. Еще анализ емкости рынка.
7. Четкое описание продукта, что поймет даже новичок.
8. Продуктовая матрица. Чтобы допродавать, повышать средний чек и быть круче конкурентов.
9. Сформулированное УТП и позиционирование. Простой ответ на вопрос «Почему вы, а не конкуренты?»
10. Посадочная страница под продажу продукта.
11. Посчитанная юнит-экономика и есть аналитика конверсий воронок. Чтобы понимать по какой стоимости можно приводить клиентов и сколько мы с них зарабатываем. Какие источники приносят клиентов, а какие только убытки.
12. Таблица для оценки и планирования теста маркетинговых гипотез. Кстати, шаблон здесь.
13. Четкая выстроенная воронка продаж по каждому из источников и описанная CJM. Чтобы знать как ведет себя клиент и что нам делать на каждом из этапов.
14. CRM-система в отделе продаж. Маркетинг не будет работать эффективно, пока так не начнет работать отдел продаж. Кто разрешит спор по качеству лидов? Только CRM с ее функциями.
15. 1-2 соц. сети с регулярным ведением. Есть контент-стратегия, контент-план хотя бы на 2 недели и понятны цели. Все это привязано к KPI сотрудников и не делается по остаточному принципу.
16. Сформулирована маркетинговая стратегия до конца года. На основе этого составлен план с целями и есть система отслеживания план/факт или РНП. Весь план декомпозирован в задачи.
17. Регулярные сессии по маркетингу и еженедельные планерки.
Друг, спасибо, что дочитал. Хочешь еще? Читай мою статью про то, как повысить средний чек в b2b: