Взгляд на контент в 2024 году: будущее наступает — кто в нем главный

До конца года остается чуть больше месяца. Любопытно оглянуться и вспомнить, чего ждали ведущие игроки медиаотрасли от 2024 года, как планировали свои стратегии, а заодно посмотреть, как под влиянием трендов эволюционирует контент.

Взгляд на контент в 2024 году: будущее наступает — кто в нем главный

Ежегодно в январе аналитический центр Reuters Institute публикует тренды и прогнозы на предстоящий год. Перед этим аналитики опрашивают представителей крупнейших медиакомпаний из разных стран. Исследование проводится совместно с Оксфордским университетом. Какие надежды и опасения в начале года озвучили игроки рынка?

Коварная зависимость от рекламы

Нейросети изменили правила игры в отрасли, и это не преувеличение. Генеративный поиск подарил пользователям принципиально новый опыт — возможность получать готовые ответы сразу, минуя переходы по ссылкам. Вместе с голосовым управлением это стало главной фишкой колонок и других носимых гаджетов, которые «умнеют» день ото дня с такой скоростью, что скоро вполне могут заменить смартфон.

Взгляд на контент в 2024 году: будущее наступает — кто в нем главный

А теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны: какой от этого прок медиа? Издания с монетизацией через рекламу в явном проигрыше. Поисковики больше не приводят трафик, а значит, рекламодатели быстро теряют к ним интерес.

Что еще, если не реклама

Какие еще способы монетизации остаются у издательств? Большие надежды возлагались на подписки, которые в новых условиях выглядели перспективнее показов рекламы или нативной рекламы.

Взгляд на контент в 2024 году: будущее наступает — кто в нем главный

Вопреки всем опасениям, аудитория сохраняет лояльность. Большинство опрошенных отмечали, что несмотря на экономические сложности, число подписчиков за 2023 год немного выросло или оставалось стабильным.

Взгляд на контент в 2024 году: будущее наступает — кто в нем главный

Главный тренд в подписках — пакетный доступ к разным видам контента, степень полезности которого варьируется от очень нужного до откровенно развлекательного: спорт, игры, рецепты, путешествия и т.д.

И это логично, ведь гораздо проще привить привычку к основному контенту, если сперва заручиться любовью подписчиков там, где это ничего не стоит, — в играх, рецептах, кинообзорах и т.п.

Параллельный тренд — разнообразные облегченные виды подписок, с приставками Espresso, Lite и т.п., и кастомные подписки на основе предиктивной аналитики.

Чтобы снизить зависимость от рекламы, издатели намерены предлагать больше платных услуг. Не исключено, что в ближайшее время появится возможность ощутить свободу от рекламного преследования платформ, которые научились подслушивать, читать мысли и прочими способами предугадывать намерения пользователей. Кажется, можно рассчитывать на то, что за отдельную плату можно будет не только отключить рекламу, но и включить режим приватности без отслеживания активности и таргетирования, а, может, даже и опцию узнавать последние новости первыми.

Больше видео, больше подкастов — больше золота

Долгое время текст оставался королем цифровых медиа, но в последние годы интерес аудитории, в особенности молодого поколения, все активнее смещается в сторону видео и аудио. Отчасти этот тренд двигают новые гаджеты — всевозможные беспроводные наушники и умные колонки, отчасти новые форматы — короткие видео, стриминг, видеоблогинг, подкасты.

Некоторые игроки обратили свой взгляд на мессенджеры, давно ставшие местом естественного обитания пользователей. Стримы в мессенджерах неплохо показали себя в качестве способа наладить прямую коммуникацию с аудиторией, так что кое-кто уже задумывается о создании там каналов с постоянным вещанием.

Старые добрые статьи все еще остаются надежным способом удерживать аудиторию. Так что их пока никто не списывает со счетов, но и увеличивать ресурсы на этом направлении не планирует.

Взгляд на контент в 2024 году: будущее наступает — кто в нем главный

Без плохих новостей

Новые форматы — безграничное поле для новых идей. Но есть две беды: аудитория устала от избытка контента и избегает плохих новостей. Пришло осознание, что важно не просто привлекать внимание к контенту, но и заботиться о том, чтобы подавать его в удобном и понятном виде.

Большинство опрошенных видели выход в том, чтобы объяснять аудитории сложные темы более доступным языком и рассказывать пользователям не просто красивые и вдохновляющие, но и полезные истории с примерами решения конкретных задач. Подробно о том, откуда растут ноги у этого тренда и что с этим делать, как раз писала недавно.

Взгляд на контент в 2024 году: будущее наступает — кто в нем главный

ИИ повышает эффективность или риски — в чем сила, брат?

Внедрение ИИ-технологий идет полным ходом. И хотя этическая сторона все еще вызывает вопросы, соблазн сэкономить ресурсы очень велик. Черновую и чисто техническую работу уже без всякой опаски поручают нейросетям. Более креативные и ответственные задачи тоже дают, но уже в соавторстве с человеком.

Автоматические субтитры, перевод аудио в текст и суммаризация — примеры того, как прямо сейчас ИИ улучшает пользовательский опыт без серьезных дополнительных усилий.

Взгляд на контент в 2024 году: будущее наступает — кто в нем главный

Главный козырь, который пока никто в медиа так толком и не разыграл, — отсутствие предвзятости. Да, появляются виртуальные дикторы и даже целые программы, но пока это выглядит скорее как хайп, чем как тренд.

При этом издатели опасались, что создание контента с помощью ИИ приведет к серьезным репутационным рискам. Решится ли этот вопрос маркировкой ИИ-контента и ужесточением регулирования и насколько синтетический контент вообще интересен пользователям, покажет время.

Что дальше?

2024-ый подходит к концу. Главное, что сейчас, на мой взгляд, происходит с контентом — это стирание границ. Все форматы так или иначе заимствуют всё, что могут, друг у друга. Текст в виде субтитров становится частью видео. Подкасты выходят с текстовыми транскриптами и перетекают на видеохостинги. Статьи публикуются вместе с аудио-версией. Всё, для того, чтобы соответствовать потребностям как можно большего числа пользователей.

Суперпластичность и супергибридность, пожалуй, сейчас самые главные свойства контента. Думаю, в ближайшем будущем разные форматы будут еще сильнее проникать друг в друга. Современный контент будет стремиться быть похожим на всё, везде и сразу. При этом всё еще больше будет смешиваться со всем — профессиональное с развлекательным, деловое с разговорным, человеческое с синтетическим, черно-белое с цветным и так далее. Что из этого получится — скоро увидим.

Интрига следующего отчета — какой формат станет главным и перетянет на себя львиную долю бюджетов в 2025 году?

Важно: данные графиков взяты из исследования, являются собственностью Reuters Institute и University of Oxford и приводятся исключительно для иллюстрации.

11
Начать дискуссию