{"id":4100,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0443\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u044b \u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f-\u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u044b \u00ab\u0420\u0430\u0439\u0444\u0444\u0430\u0439\u0437\u0435\u043d\u0431\u0430\u043d\u043a\u0430\u00bb","url":"\/redirect?component=advertising&id=4100&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/248133&hash=a7b0a088930ad5bdf26d69e10462a67c204c2ce1406f5fed55f5834263220fe6","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как agile-подходы помогают создавать современную стратегию для бизнеса и продукта

Между гибкой разработкой и стратегией есть конфликт: либо мы намечаем долгосрочную цель и идем к ней, либо постоянно подстраиваемся под меняющиеся условия.

Такой тезис можно услышать на конференциях или в разговорах с предпринимателями. На самом деле, стратегия может строиться по agile-принципам. Владимир Алешин, руководитель департамента образовательных инициатив ВКонтакте, рассказал, как принципы гибкой разработки помогают создавать стратегию, которая не устаревает в быстро меняющемся мире.

Стратегия — не золотая пилюля и не универсальный инструмент. Необходимо понимать, зачем она вам и что вы с ее помощью хотите достичь — причем понимать это надо еще до того, как вы начнете что-то делать. Возможно, чтобы добиться бизнес-целей, вам достаточно просто поискать готовые решения или фаундеры уже всё придумали, а вам надо структурировать их мысли и донести до всех сотрудников — то есть внедрить и легитимизировать уже готовую стратегию. Еще нередко стратегию воспринимают как некую обязательную формальность: «Конечно, нам нужна стратегия. Как мы без нее? Ведь она есть у всех».

Поэтому для начала пообщайтесь с ключевыми стейкхолдерами и поймите, зачем вашей компании стратегия. Если окажется, что у вас более простые задачи, то не стоит «стрелять из пушки по воробьям» — реализация стратегического процесса повлечет за собой полную трансформацию компании.

Как раньше создавали стратегию

  • Лидеры собирались на стратсессию и представляли какое-то светлое будущее — фактически, галлюциировали.
  • После стратсессии они несколько месяцев декомпозировали задачи на разные структурные подразделения.
  • Декомпозированные задачи собирали в один документ, синтезировали стратегию.
  • Еще через несколько месяцев совет директоров утверждал стратегию.
  • В итоге к реализации подходили только через полгода — а за это время контекст очень сильно менялся.

Как мы видим, стандартный процесс устарел и уже не отвечает современным вызовам рынка.

Как же поступить иначе? Давайте посмотрим на классику — в ИТ давно существует подход Waterfall. Он состоит из пяти шагов:

  • Requirements. Определение требований.
  • Design. Проектирование.
  • Implementation. Воплощение.
  • Verification. Тестирование и отладка.
  • Maintenance. Поддержка.
Waterfall — каскадная модель управления проектами

Так можно двигаться и в стратегическом процессе — и многие осуществляли это на практике. Но фактически чаще происходило следующее: брали стратегическое видение, быстро декомпозировали его и потом сразу запускали в работу, начинали последовательно реализовывать стратегию. В таком процессе терялся цикл обратной связи — общение с настоящими пользователями и клиентами, петли научения системы. В итоге компания могла оказаться совсем не в том светлом будущем, в которое хотела прийти. Опять не то.

С чего начинается стратегия

Стратегический процесс всегда должен начинаться с видения и миссии, то есть с ответа на вопрос, зачем существует ваш бизнес или продукт. К сожалению, фаундеры часто заканчивают стратегический процесс на этом этапе — особенно в небольших и средних компаниях. Им кажется, что это и есть стратегия. На самом деле такая «стратегия» — просто галлюцинация, потому что не может быть стратегии без нормальной постановки целей.

В разных бизнесах я нередко наблюдал одну и ту же ошибку: в качестве стратегической цели выбирали «кратный рост по выручке с обеспечением безубыточности с учетом фокуса на качестве продукта». Такая цель никуда не годится — необходимо провести нормальное целеполагание, а цели должны быть:

  • понятными;
  • достижимыми;
  • не противоречащими друг другу и самим себе.

И в идеале они должны быть SMART — это не обязательно, но к этому точно стоит стремиться.

Когда цели поставлены, надо разобраться, достижимы они или нет, протестировать их, сверить с рынком, сопоставить свою картину мира с реальностью. Без этого не стоит приступать к стратегии.

Схема стратегического процесса

Лучше всего — agile-подходы

Чтобы стратегия не превратилась в неповоротливую махину, необходимо совершить внутренний переход от последовательной реализации стратегии к пониманию стратегического процесса как процесса постоянных инкрементов. И такой процесс для ИТ не является чем-то новым и неизведанным — на этой логике основаны lean startup и agile-методологии. В них приоритет отдается удовлетворению потребностей заказчика, а изменение требований приветствуется даже на поздних этапах разработки.

Agile-манифест говорит о том, что наивысший приоритет — это удовлетворение потребностей заказчика (в случае стратегии — всех стейкхолдеров). Еще манифест описывает изменяющуюся систему, в которой наша задача — находить ответы на вызовы каждого конкретного момента. Тогда возникает закономерный вопрос: а зачем вообще разрабатывать стратегию — надо сразу действовать, ничего не планируя. Но такой подход не работает.

Говоря об agile, я имею в виду логику формирования стратегии, в которой появляются инкременты, цикл обратной связи и бэклог. В этом случае процесс работы со стратегией полностью меняется: из стратегического бэклога мы собираем спринты, реализуем стратегию через итерации и быстро получаем инкременты в продукте. А если что-то меняется, мы подстраиваем методы формирования следующих итераций под новый контекст.

В agile-стратегии Product Owner становится стратегом и отвечает за то, чтобы в конце каждого спринта был какой-то бизнес-результат. Причем не просто фича или фрагмент кода, а именно то, что влияет на бизнес: выход на новый рынок, новое продуктовое направление, оптимизированный бизнес-процесс.

Чтобы реализовать такой подход понадобится agile-трансформация ролей.

  • Product Owner — стратег.
  • Стейкхолдеры — все пользователи стратегии, а не только пользователи продукта.
  • User story включают потребности всех стейкхолдеров.
  • Спринт приносит бизнес-результат.
  • В конце спринта система учится, получает обратную связь.

В стратегическом процессе спринты должны быть длиннее, чем в классическом SCRUM, — до трех месяцев. Но самое главное изменение в работе со стратегией не в этом: если стратегический блок понятен, направлен на конкретные цели и согласуется с видением и миссией компании, то стратегию надо сразу брать в работу, а сама стратегия становится своеобразным бэклогом, задачи из которого можно выполнять параллельно.

Раньше стратегия была монолитом, а предложенный концепт предполагает изменение по аналогии с эффективными agile-механиками. Стратегия трансформируется в процесс работы со стратегическим бэклогом — живым и связанным с актуальными потребностями всех стейкхолдеров.

Как работает agile-стратегия

  • Стратег отвечает за стратегический бэклог и циклы.
  • По мере приоритизации в команды отдаются блоки стратегий или целей, которые сразу берутся в работу.
  • Короткими циклами до квартала закрываются бизнес-спринты и собирается обратная связь от стейкхолдеров.
  • Каждый закрытый блок реализованной стратегии — новый виток S-curve.

В этом случае задача организации — добавлять витки S-curve, это и будет цикл реализации стратегического бэклога.

Витки S-curve в реализации стратегии по agile-подходам

Если у компании есть разные продуктовые направления, то надо декомпозировать стратегию до их уровня: сделать так, чтобы в каждом был свой стратег, который наполняет стратегический бэклог. Еще хорошее решение — создавать мобильные команды для быстрого запуска продуктовых стратегий.

Чтобы agile-стратегия на самом деле работала, недостаточно просто «сделать домашнюю работу» и все прописать. Для этого есть два обязательных условия.

  • Надо полностью трансформировать компанию и перейти от понимания организации как механизма к пониманию организации как организма.
  • Синхронизация на уровне лидерства. Если приоритеты расставлены правильно, то уже не надо постоянно отвлекать руководителя согласованиями и вопросами, потому что логика принятия решений включена в процесс и все должны синхронизироваться друг с другом и понимать, в какой точке они сейчас находятся.
Трансформация механизма в организм

Пять слонов agile-организации

  • Стратегия. Единый вектор и целеполагание. North Star Metrics, общее видение, помощь и аллокация ресурсов.
  • Структура. Сеть empowered-команд. Плоская структура и четко выстроенные роли. Партнерство и экосистема. Fit-for-purpose-функции.
  • Процесс. Быстрые циклы принятия решений и обучения. Короткие продуктовые циклы, стандартные процессы, прозрачность, постоянное обучение.
  • Люди. Динамичная модель, поощряющая страсть к делу. Развитое лидерство, предпринимательский дух, мобильность ролей. Искать лучших на рынке или выращивать их самим.
  • Технологии. Свежая архитектура, новейшие процессы разработки и внедрения. Нельзя сделать agile-организацию на устаревших технологиях и инфраструктуре.

Как оказаться в agile

Трансформация — это часть стратегии. Начать надо с видения и правильного целеполагания: что будет, если мы окажемся в конечной точке? Менеджер должен смело брать на себя ответственность и говорить, что мир изменился, что надо идти к новому, быть стать евангелистом новых подходов, постоянно раскачивать систему, менять ее под запросы времени.

{ "author_name": "Олег Ростовский", "author_type": "self", "tags": ["\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435_\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438","\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0435\u0433\u0438\u044f","\u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442","\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u043c\u0435\u043d\u0435\u0434\u0436\u043c\u0435\u043d\u0442","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","productsense","agile"], "comments": 2, "likes": 7, "favorites": 38, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 167559, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 16 Oct 2020 11:23:20 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
–1

Как правило, в нормальном  бизнесе - заказчик хочет поиметь подрядчика по все щели, потом хочет чтобы подрядчика поимели его юристы, и в заключении эксплуатация. 
Вы тут серьезно предлагаете добровольно удовлетворить заказчика?)))

Ответить
1

Это еще давно предложили делать!

Наивысшим приоритетом для нас является удовлетворение потребностей
заказчика, благодаря регулярной и ранней поставке ценного программного
обеспечения.

https://agilemanifesto.org/iso/ru/principles.html

Ответить
Читать все 2 комментария
Что такое пассивное инвестирование. Рассказывает персональный брокер

Как правильно вкладывать деньги на годы или даже десятилетия, и как Уоррен Баффет выиграл пари

Пацаны, у меня насущный вопрос: вы читаете или нет?

Короче, где-то увидела инфу, что из всего взрослого населения читает книжки более-менее регулярно только 10-15 процентов.

Облачные игры стали доступны клиентам Yota
Создатели Maps.me запустили сервис Organic Maps с офлайн-картами без трекеров и регистрации Статьи редакции

В приложении есть велосипедные маршруты, автомобильная навигация и места, которые не отмечены на других картах.

Робототехника и облачные мощности: почему роботам нужны облака

Настроить автопилот квадрокоптера и запрограммировать коллаборативного робота проще с виртуальными серверами.

Что такое Яндекс.Директ?

Яндекс.Директ — рекламная система, с помощью которой вы можете размещать контекстные объявления на страницах Яндекс.Поиска и на партнёрских сайтах Рекламной сети. Объявления в Директе показываются исключительно тем людям, которые уже заняты поиском похожих услуг и товаров на Яндексе и других сайтах. Размещая рекламу в Яндекс.Директе, вы платите…

Анализ рынка телеграм-каналов

Мне случайно попалась на глаза табличка из сервиса аналитики одной биржи телеграм каналов, где в явном виде есть дорогие ниши с высокой ценой рекламы и малым количеством каналов, которые очевидно должны являться "золотой жилой", если запустить там канал и пригнать траффик. На деле все оказалось не совсем так.

Сотрудник «Сбербанка» авторизовался в моём аккаунте — это было сделано без моего согласия

Привет. Недавно я купил дом в ипотеку через «Домклик». На этапе сделки произошло кое-что странное — менеджер Сбербанка со своего компьютера авторизовалась в моем аккаунте в «Домклике», чтобы написать самой себе хороший отзыв.

Минтранс предложил авиакомпаниям верифицировать пассажиров по сертификату о вакцинации — РБК Статьи редакции

Правило может распространиться и на другие виды транспорта, указывает издание.

О русском HR

Кто эти люди? Как они туда попали? Какое у них "образование"? Зачем они вообще нужны?
Уже достаточно долгое время приходится сталкиваться с русскими ИТ-рекрутерами/HR и вот какие впечатления о них набрались:

Лето с HONOR: скидки до 60 000 рублей на ноутбуки и не только

HONOR объявляет о специальных летних скидках на ноутбуки и другую продукцию бренда. С 18 июня пользователи смогут приобрести устройства HONOR с выгодой до 60 000 рублей. Подробнее об условиях акции вы можете узнать на официальном сайте интернет-магазина HONOR и в официальных монобрендовых магазинах HONOR в Москве и других городах России.

Комментарии
null