Как удержать учеников: всё, что нужно знать о снижении оттока в детских онлайн-школах

Как сделать так, чтобы ученики оплачивали свои абонементы до конца учебного года? В статье говорим об основных причинах ухода учащихся и что с этим делать. С этими инструментами вы сможете удержать учеников на несколько обучений вперед, выявить тех, кто вот-вот уйдет и вернуть уже ушедших клиентов.

Как удержать учеников: всё, что нужно знать о снижении оттока в детских онлайн-школах

Привет, это Ирина, редактор маркетингового агентства «Анкер»! В этой статье поговорим об оттоке учеников в детском инфобизнесе.

Отток учеников — это настоящая головная боль для многих детских курсов. Кроме того, что онлайн курсы удобно проходить, их также легко и забросить. Как правило, в среднем до конца обучения доходят 59% учеников. Остальная часть, почти целая половина обучающихся — это наша чистая прибыль, которую мы потеряли.

Давайте разбираться, как не отпускать тех, кто хочет уйти, и как вернуть тех, кто уже ушел.

Оглавление

Что такое отток клиентов и чем это грозит

Представьте: вкладываетесь вы в рекламу, масштабируете программу, набираете новых специалистов и кучу учеников. Запускаетесь на 1 000 учеников и все супер, все рады!

Но — в процессе учебы пропали несколько ребят, затем еще парочка, еще и еще, а под конец оказывается, что отвалилась целая половина. В итоге планируемый оборот сократился с 10 миллионов рублей до 5 миллионов. Сотрудникам платить нечем, аренду продлевать тоже, прибыль испарилась, центр закрывается.

Как удержать учеников: всё, что нужно знать о снижении оттока в детских онлайн-школах

Это была краткая иллюстрация того, что будет, если ничего не делать с оттоком учеников. Если вы думаете, что это не страшно и можно будет просто набрать новых, то сейчас так не работает.

Во-первых, конкуренция и спрос в детской нише растут из года в год. По данным Smart Ranking за второй квартал 2024 года, доходы детского образования выросли на 32,91%.

На рынке много разных предложений и нужно очень постараться, чтобы среди всех конкурентов выбрали именно вас. Поэтому лиды в детской нише будут вам обходится все дороже.

Рис. 1 - Источник - Smart Ranking
Рис. 1 - Источник - Smart Ranking

Во-вторых, смотрите, сколько дохода бы было, если бы получилось сохранить ушедших учеников. По данным GetCourse, начиная с ноября 2023 года, доля повторных продаж превышает долю первичных. В июне этого года она достигла рекорда — 55%!

Это еще раз говорит о том, что работа с уже существующими учениками может принести больше дохода, чем постоянные танцы с бубном вокруг новых.

Рис. 2 - Источник: GetCourse
Рис. 2 - Источник: GetCourse

График говорит о том, что количество повторных продаж увеличивается, значит количество продаж на холодную аудиторию уменьшается. Нужно работать с базой, которая уже есть, которую мы уже купили. Новые лиды будут только дороже.

Мы 8 лет занимаемся привлечением лидов в детские образовательные организации. За последние 2 года мы видим общее подорожании стоимости лида в детские развивашки на +20% и падение конверсии воронки продаж на 15%.

Города миллионники и областные центры с 2022 по 2024 года подорожали с ~700 руб. до ~850 руб. за лид.

Небольшие города подорожали с ~350 руб. до ~450 рублей за лид.

«Я уже с теплотой в душе вспоминаю, когда в 2018 году заявки в Москве на детские курсы программирование обходились в 190 рублей»

Яничкин Александр, руководитель агентства.

Тоже хотите, чтобы больше половины обучающихся оплачивали годовые абонементы и оставались с вами на следующие курсы? Читаем дальше.

Основные причины ухода учеников

Чтобы понять, с чем работать, в первую очередь важно разобраться в основных причинах. Чаще всего можно выделить три главные:

Несоответствие ожиданий и реальности.

Вот, например, менеджер отдела продаж с энтузиазмом рассказывает о курсе:

«Наши курсы разработаны опытными педагогами и…»

Администратор звонит перед пробным занятием и ещё раз напоминает, старается, чтобы мы всеми правдами и неправдами пришли сегодня в класс!

Преподаватель на пробном такой весёлый и задорный, сотрудники центра отвечают на все вопросы.

Момент настал.

Вы подписываете договор.

Перечисляете денежные средства на счет организации.

Высылаете платежку и….

И ничего не происходит.

Отдел продаж забыл про пользователя, как только закончилась его зона ответственности. А зона ответственности отдела работы с клиентами не выстроена, сам продукт хромает, методические материалы не проработаны, из того и получается, что на уроках дети скучают, презентации корявые, а родители узнают о своих детях только из уст своих детей, да и то через пол года, когда обучение уже закончится.

Чтобы избежать такой ситуации, после того, как продали, нужно ещё и оказать услугу на том же уровне, что и в презентационных материалах.

Никогда не заявляйте о том, чего не делаете, потому что 100% найдутся учащиеся, кто потребует с вас всё то, о чем вы говорили на презентациях.

Нет результатов. Родители могут не видеть результатов в обучении. Им может казаться, что за все время обучения ничего не изменилось и ребенок стоит на месте.

Поэтому стоит создать понятную программу роста. Разработайте дорожную карту обучения – план, показывающий путь обучения от начального уровня до продвинутых курсов. Например, если ребенок начал учить английский с нуля, покажите, к какому уровню он может прийти через год, два, три.

Поздравляйте учеников с прохождением каждого блока и отмечайте результаты. Это поможет строить обучение как цельный процесс, мотивируя идти дальше.

Рис. 3 – Пример карты курса от Skillbox
Рис. 3 – Пример карты курса от Skillbox

Плохой сервис. Если вы не заботитесь о клиенте на каждом этапе использования вашего продукта, он может молча решить, что тут не решат его проблемы. Регулярно интересуйтесь успехами, сложностями, причинами пропуска занятий.

Например, в одном из детских центров, если ребенок пропустил несколько занятий подряд, менеджер звонила родителям и интересовалась, все ли хорошо. Спрашивала, что случилось и напоминала, что им будут рады на занятиях. Это в разы уменьшило отток учеников.

Также важно контролировать пропущенные занятия и давать родителям возможность отработать их.

Как правило, загруженность детских центров 70-80% от класса. На уроке всегда есть свободный компьютер, куда можно посадить ученика.

Своим клиентам мы рекомендуем проводить ротацию занятий у учеников, кто пропускает их по уважительным причинам. Таким образом вы заботитесь о пропусках тех, кто пропустил их не по своей вине.

Способы уменьшить отток

Мы уже поняли, что стоит побороться за своих учеников, но как это сделать?

1. Выявляем клиентов в зоне риска

Обращайте внимание на тех, кто возможно копит недовольство. Чем раньше вы выявите клиентов в зоне риска, тем быстрее сможете отреагировать. Вот несколько критериев, за которыми стоит следить:

  • Регулярность работы над курсом – занимается ребенок стабильно или только по настроению;
  • Количество выполненных заданий – выполняются ли все задания, есть ли желание у ребенка делать дополнительные уроки или он из под палки выполняет обязательный минимум;
  • Среднее время выполнения задания – приступает ли ученик к урокам сразу или тянет все до последнего;
  • Количество пропущенных видео или заданий.

В агентстве мы также делим клиентов на разные категории и к каждому заказчику находим подход в зависимости от ситуации.

Если мы видим, что заказчик сомневается в нашей работе, не доверяет нашим тестам, гипотезам, то ставим с ним еженедельные созвоны. Готовим подробные отчеты, статистику и продолжаем в таком духе до тех пор, пока клиент не поймет эффективность работы.

Возвращаясь к сфере образования, стоит также проводить регулярные опросы и сбор обратной связи. Если же ученик решил точно уходить, попросите дать обратную связь и постарайтесь выяснить реальные причины его ухода.

Когда вы поймете, что именно смущает клиента, спросите: «Если бы мы исправили то-то и то-то, вы бы вернулись?» Это поможет вам выявить проблему и показать клиенту, что вы готовы работать над ее решением.

2. Как эффективно общаться с клиентами

Если вы хотите, чтобы ваши клиенты оставались с вами и приносили доход, необходимо регулярно с ними общаться.

Обсуждайте с родителями прогресс их детей. Они должны видеть пользу от уроков. Отправляйте родителям персональные отчёты об успехах ребёнка, его достижениях и рекомендациями по улучшению. Это даст родителям ценную обратную связь и укрепит их уверенность в качестве обучения.

Собирайте обратную связь, проводите опросы. Спрашивайте, что им нравится, что они хотели бы поменять. Легкий способ сделать это — использовать Google Формы. Создайте опрос с несколькими вопросами, например:

  • Что мы можем сделать, чтобы вам было комфортнее заниматься?
  • Что вам больше всего нравится или не нравится в работе с нами?
  • Какие проблемы мы можем решить?
  • Какие дополнительные решения или продукты вам бы пригодились?

Не забудьте поблагодарить родителей за прохождение анкеты. Предложите им бонус, дополнительный урок или скидку на следующую подписку.

Например, в агентстве мы также в конце месяца проводим короткий опрос для сотрудников. Это помогает оценить атмосферу в команде, узнать как дела:

Рис. 4 – Опрос сотрудников в агентстве «Анкер»
Рис. 4 – Опрос сотрудников в агентстве «Анкер»
Рис. 5 – Также можно провести опрос в любом мессенджере
Рис. 5 – Также можно провести опрос в любом мессенджере

Чтобы не пропустить никаких звоночков проблем, сверяетесь по оптимальной частоте и формату для общения с родителями и детьми:

1. После первых трёх недель обучения. Позвоните родителям через три недели после первого занятия и спросите:«Как проходит адаптация? Есть ли какие-то трудности?». На начальном этапе главное не упустить момент, когда у клиента могут возникнуть сложности. Лучше узнать о них до того, как семья примет решение отказаться от обучения;

2. Раз в квартал. Организуйте более детальные опросы через Google Forms или встроенные опросы в платформе. Спросите о пожеланиях и возможных улучшениях;

3. Короткая обратная связь после уроков. Узнайте опросом по шкале от 1 до 10 был ли ученику полезен урок, узнал ли он что-то новое и как идет его прогресс;

Рис. 6 – Пример опроса по шкале
Рис. 6 – Пример опроса по шкале

4. Индивидуальные созвоны или подробные анкетирования. Их стоит проводить после завершения больших модулей или блоков, чтобы обсудить достижения и дальнейшие цели.

3. Сохраняйте долгосрочные связи

Продлевайте жизнь клиента в продукте, стройте как можно более долгосрочные отношения. Вот что можно сделать:

Предлагайте расширенные пакеты услуг

- Вместо стандартных месячных или краткосрочных пакетов предложите клиентам выгодные условия на длительные курсы. Например, годовая подписка может включать дополнительные занятия, скидки или доступ к эксклюзивным материалам;

- Предлагая более крупные пакеты (например, 10 или 20 уроков вместо 4), вы даёте сразу более глубокое погружение ребенка в обучение, за это время можно выстроить доверительные отношения и интерес к учебе. Привлекайте родителей выгодными скидками за покупку большого пакета.

Рис. 7 – Как меняется цена при оплате сразу за год от ежемесячного платежа
Рис. 7 – Как меняется цена при оплате сразу за год от ежемесячного платежа
Рис. 8 – Выгода при покупке сразу всего курса занятий
Рис. 8 – Выгода при покупке сразу всего курса занятий

Создайте программы лояльности

- За каждое посещение, завершенное задание или покупку родителям и детям начисляются баллы, которые они могут обменять на скидки, бонусы или маленькие подарки;

- Поощряйте родителей за рекомендации друзьям.

Например, в онлайн школе «Фоксфорд» есть своя система баллов – «Фоксик»:

Рис. 9 – Пример бонусной системы в Фоксфорде.
Рис. 9 – Пример бонусной системы в Фоксфорде.

Они начисляются за приглашение новых участников, за отзывы. Ими можно пользоваться внутри школы:

Рис. 10 – Бонусная система в Фоксфорде.

Разработайте гибкие условия оплаты и систему автоплатежей

- Подключите рассрочку с автоплатежом на несколько месяцев, чтобы сделать оплату более удобной. В среднем, подключая рассрочку в сфере образования, прирост чека вырастет на 44% по данным Т-Банка.

Рис. 11 – Разница между средними чеками при покупке по карте и в рассрочку (по данным Т-Банка)
Рис. 11 – Разница между средними чеками при покупке по карте и в рассрочку (по данным Т-Банка)

- Предложите автоматическое продление подписки с возможностью отмены, чтобы не прерывать обучение и избегать этапа повторной продажи.

Продвигайте дополнительные курсы и образовательные продукты

- Предложите клиентам, уже прошедшим базовые курсы, дополнительные уровни или специализированные программы, которые помогут углубить знания ребёнка в интересное ему сфере;

- Создайте ограниченные предложения на период каникул или выходных. Это может быть, например, спецкурс по творчеству или мини-программа по подготовке к олимпиадам.

4. Игровые механики для вовлечения в обучение

Внедряйте в обучения игры, баллы, уровни, награды — это сделает процесс обучения более увлекательным и даст азарт к продолжению занятий.

Пример: За каждое успешно выполненное упражнение дети получают баллы и поднимаются на следующий уровень. На каждом уровне их ждут новые слова и фразы, а также специальные награды — например, виртуальные медали, значки или сертификаты. Эти значки можно копить и обменивать на какой-нибудь мерч, что добавит еще и элемент соревнования.

Как мы реализовали подобное у учащихся курсов программирования в одном из Подмосковных детских центров:

Мы внедрили баллы за:

  • успеваемость
  • посещаемость
  • активность
  • внеурочную деятельность
  • дополнительные заслуги

Баллы записывали в электронный дневник, успеваемость вели преподаватели. Контролировали заполнение дневников администраторы.

Баллы в течение или конце учебного года учащиеся могли обменять на ценные призы: начиная от лицензионных ключей к майнкрафту заканчивая игровой клавиатурой.

Порядка 30-40% от всех детей приняли участие в гонке за этими призами.

Рис. 12 – Прохождение уровней в Duolingo
Рис. 12 – Прохождение уровней в Duolingo

Для примера о системе уровней и регулярности на ум сразу приходит приложение Duolingo по изучению английского языка. Прыжки с уровня на уровень, открытие новых блоков мотивирует и завлекает не то что детей, но и взрослых.

Также советуем попробовать для интерактивов Kahoot! и Quizizz — сервисы, где можно сделать квизы и добавить в обучение больше живости и интереса.

Когда я училась в ВУЗе, Kahoot! использовал один из преподавателей в конце каждой пары. Нужно было быстро и правильно отвечать на вопросы по прошедшей теме, зарабатывать баллы, и каждый хотел попасть в тройку победителей. Угадайте, у кого была самая высокая посещаемость? К нему приходил весь поток, потому что все хотели в этот раз отыграться и занять первое место!

Рис. 13 – Интерфейс приложения, тройка победителей по итогам игры

Например, урок литературы у 5-ых классов. В течение недели вы прошли новых авторов, обсудили разные произведения и в конце недели как раз можно устроить викторину по срезу знаний. Узнать, вся ли информация отложилась у детей, чего они не поняли, к каким темам стоит вернуться. Вот как это может выглядеть:

Рис. 14 – Пример использования сервиса для урока литературы.

Времени разобраться и сделать это у меня заняло 15 минут, для создания полноценной викторины возможно займет 30 минут и больше. Но зато вместо скучного теста ребята с удовольствием вовлекутся в игру и посоревнуются друг с другом.

5. Персонализируйте подход к каждому ученику

Многие забрасывают курсы из-за того, что не успевают за программой, отстают от других и сдаются. Подстраивайтесь под уровень знаний и темп обучения каждого ученика.

Если один ребенок быстро понимает материал, он может двигаться дальше, а кому нужно больше времени, пройдет дополнительные уроки для закрепления.

В конце урока можно задать вопросы: «Что тебе понравилось в уроке?» или «С чем тебе было трудно?». Это поможет ребенку почувствовать поддержку и понять, что его мнение важно.

Как вернуть ушедших пользователей

Если клиент ушел с обучения, это еще не значит, что он совсем перестал с вами взаимодействовать. Обычно он остается вашим подписчиком на рассылку и в соцсетях. Используйте каждое касание с таким клиентом, чтобы доказать ценность продукта, напомнить о ваших плюсах, новинках. Что еще может сделать отдел маркетинга:

  • Догонять email-рассылками — рассказывайте о новых бонусах, мероприятиях, курсах, предлагайте льготные условия для вернувшихся учеников. Например, рассылка «мы скучаем по вам» со скидкой на первый месяц возвращения.
  • Сегментировать аудиторию по интересам или активности — предлагайте персональные предложения под запрос. Тем, кто интересовался роботизацией, отправляйте программы по этой сфере;
  • Отрабатывать возражения через контент — регулярно ведите соцсети, выкладывайте обучающие материалы, успехи учеников;
  • Позвонить и рассказать о спецпредложении — новогодние и прочие акции, каникулярные программы – повод узнать, как дела у клиента и предложить вернуться на выгодных условиях.

Возвращать пользователей в детском онлайн образовании можно разными способами! Главное — не терять с ними связь и маячить перед ними с лучшими предложениями.

Какие метрики помогут отслеживать эффективность удержания

Для оценки успеха снижения оттока рекомендуем отслеживать следующие метрики:

1. Коэффициент удержания клиентов (Retention Rate): показывает, сколько пользователей остаются на платформе за определённый период.

Рис. 15 - Формула
Рис. 15 - Формула

Возьмем для примера следующие данные:

  • Количество клиентов в начале периода (начало месяца): 500
  • Количество новых клиентов за этот период: 100
  • Количество клиентов в конце периода (конец месяца): 450

Теперь подставим их в формулу:

  • Количество клиентов в конце периода - Количество новых клиентов = 450 - 100 = 350
  • Retention Rate = (( 350 / 500 )) × 100% = 70%

Коэффициент удержания клиентов за месяц составляет 70%. Это означает, что 70% изначальных клиентов остались с вами на платформе к концу периода.

2. Уровень удовлетворенности клиентов (Net Promoter Score (NPS)): измеряет лояльность клиентов и их готовность рекомендовать сервис с помощью опроса по шкале от 1 до 10.

Рис. 16 – Пример опроса
Рис. 16 – Пример опроса

Сначала среди пользователей проводится опрос по шкале от 0 до 10, где:

  • 0-6 — Детректоры (недовольные клиенты)
  • 7-8 — Нейтралы (удовлетворенные, но не лояльные)
  • 9-10 — Промоутеры (лояльные клиенты, готовые рекомендовать)
Рис. 17 – Формула расчета NPS
Рис. 17 – Формула расчета NPS

Предположим, вы провели опрос среди 100 клиентов и получили следующие результаты:

  • Промоутеры (9-10): 50 клиентов
  • Нейтралы (7-8): 30 клиентов
  • Детректоры (0-6): 20 клиентов

Теперь мы можем рассчитать NPS по следующей формуле:

NPS = % Промоутеров - % Детректоров

1. Находим процент промоутеров = (( 50 / 100 )) × 100% = 50%

2. Находим процент детекторов = (( 20 / 100 )) × 100% = 20%

3. Теперь подставим эти значения в формулу: NPS = 50% - 20% = 30%

Ваш NPS составляет 30%. Это означает, что у вас больше промоутеров, чем детекторов, что является положительным знаком. Соответственно, чем выше NPS, тем лучше.

3. Коэффициент возврата ушедших клиентов: помогает измерить эффективность стратегии по возвращению пользователей.

Рис. 18 – Формула
Рис. 18 – Формула

Предположим, что за определенный период вы потеряли 200 учеников (это ваши ушедшие клиенты). В этом же периоде вам удалось вернуть 50 из этих учеников.

  • Количество ушедших клиентов: 200
  • Количество возвращенных клиентов: 50

Теперь подставим эти значения в формулу:

Коэффициент возврата = (( 50 / 200 )) × 100% = 25%

Коэффициент возврата ушедших клиентов составляет 25%. Это означает, что из всех клиентов, которые ушли, вам удалось вернуть четверть.

Заключение

Следуя советам выше, вы сможете выстроить доверительные отношения с детьми и родителями, получить душевное спокойствие и сохраненные нервные клетки в виде постоянных учеников.

А как вы измеряете отток учеников? Если мы что-то не раскрыли в статье, давайте обсуждать в комментариях. Пишите, есть ли у вас такая проблема и как вы с ней работаете.

44
Начать дискуссию