Не делайте этих ошибок при составлении ТЗ для копирайтера: секреты кластеризации

Просто о сложном. Почему без кластеризации запросов ваша статья останется невидимой для поисковиков

Привет! Меня зовут Ольга Мацкевич. Я эксперт в интернет-маркетинге и копирайтинге с 20-летним опытом. Работаю в онлайн-школе MAED: обучаю студентов. Особенно нравится объяснять сложное простым языком. И вижу, что у некоторых студентов тема SEO оптимизации идет очень трудно. Ну, не понимают зачем нужна кластеризация запросов при составлении ТЗ копирайтеру. И каждый раз я объясняю и объясняю.

Надоело объяснять студентам одно и тоже. Решила сэкономить силы и нервы: написать статью.
Надоело объяснять студентам одно и тоже. Решила сэкономить силы и нервы: написать статью.

Задачи, которые решает текст от копирайтера

  1. Привлечение целевой аудитории
    Хорошо написанный материал привлекает внимание, будь то потенциальные клиенты, партнеры или инвесторы.
  2. Укрепление доверия к бренду
    Люди покупают у тех, кому доверяют. Статьи, которые демонстрируют опыт и профессионализм, формируют положительный имидж, а это помогает больше продавать.
  3. Поток заявок на услуги или продукт
    Контент может напрямую приводить новых клиентов через формы обратной связи, кнопки или ссылки.

Все это студенты пишут, но почему-то забывают о самом главном.

Ошибка No1: не понимают важности базовой SEO оптимизации

Текст должен продвигать в поиске сам себя: без затрат на SEO.

Он несет пользу: клиенту и бренду, который ее заказал. Но затраты будут выкинуты в «никуда», если копирайтер не напишет индексируемую статью. И, если со смыслом он еще разберется, то, как быть с оптимизацией?

Кому нужен материал, который «не видим» в поисковике, а, значит и для всех потенциальных потребителей. Копирайтер не обязан знать как сработает SEO. Эту информацию выдаете вы.

Поэтому, дорогие друзья, не ждите, что приму ваше ТЗ без подобранного кластера и без включения слов из него в план статьи: как в заголовки, так и в подзаголовки.

Давайте разбираться.

Что такое кластеризация и зачем нужна

Для SEO — это распределение похожих ключевых слов* по группам, связанных между собой по смыслу.

*Ключевые слова — это слова или фразы, которые пользователи вводят в поиске, чтобы найти нужную информацию.

Подбор правильных ключевиков улучшает видимость в выдаче. Поисковые машины – это роботы, у которых нет «сердца и эмоций». Ходят по просторам инета этакие пауки и индексируют, индексируют все подряд.... А потом индексы суммируются и выдаются в виде ссылок.

Основные принципы ранжирования поисковыми системами

  1. Релевантность контента
    Он должен отвечать на запрос пользователя и содержать ключевые слова, которые напрямую связаны с темой.
  2. Качество контента
    Уникальный, полезный и хорошо структурированный материал ценится выше. Важно, чтобы информация была актуальной и информативной.
  3. Оптимизация на странице
    Использование ключей в заголовках, подзаголовках, мета-тегах и правильной структуре URL (имени страницы) помогает поисковикам лучше понимать контент и ставить оценку/ранжировать выше в выдаче.

А включение LSI*- слов: улучшает релевантность и повышает шансы на высокие позиции в выдаче за счет использования естественного языка.

* LSI (Latent Semantic Indexing) — это слова и фразы, которые связаны с основными ключевыми запросами и помогают поисковым системам лучше понять контекст/смысл страницы.
Могут быть синонимами или терминами, которые часто встречаются рядом с основным ключом.

Ошибка №2: не понимают почему нужен один кластер

Важно, чтобы материал охватывала одну тему, основанную на одной группе запросов. Если объединить разные слова с похожими намерениями в одну тематическую группу, это поможет глубже раскрыть смысл и не распыляться.

По-простому: поисковик воспринимает один кластер как одну тему. И если он один, то и двигается по позициям лучше, чем если бы их было больше. Авторитетность/вес больше у одного.
Впрочем, если второй связан с именем бренда, то это даже неплохо. Считаю допустимым.

Если у Красной шапочки 2 корзины с запросами и вторая - по бренду, то это допустимо. Вторую ручку у корзины "съел" Шедеврум.  Я не знаю почему.
Если у Красной шапочки 2 корзины с запросами и вторая - по бренду, то это допустимо. Вторую ручку у корзины "съел" Шедеврум.  Я не знаю почему.

Но лучше:

один кластер=одна статья

А статью, уже размещенную в сети, поисковик воспринимает как одну страницу сайта, для которой действуют все законы оптимизации.

Меня иногда спрашивают: а как быть, если в тексте есть и другие слова из этой же тематики. Их что - нельзя использовать?

Можно, просто следите за тем, чтобы они не образовывали еще один конкурирующий кластер.

Ну а теперь, когда разобрались с самым важным, то вот что надо делать.

Пошаговая инструкция по подбору кластера

1. Определите основную тему
Начните с четкой идеи, которую текст будет раскрывать. Сформулируйте так, чтобы она отвечала на вопрос пользователя.

Не делайте этих ошибок при составлении ТЗ для копирайтера: секреты кластеризации

Четкое определение темы поможет сфокусировать текст и обеспечит релевантное ранжирование в поисковой выдаче.

Можно идти по-другому: собрать все ключевики по теме, выбрать группу запросов с хорошим спросом, потом придумать тему. Тогда шаг 2.

2. Проведите сбор ключевых слов

Даже Красная шапочка знает, что для сбора семантики для сайтов в РФ лучше использовать свои российские сервисы.
Даже Красная шапочка знает, что для сбора семантики для сайтов в РФ лучше использовать свои российские сервисы.

Используйте такие инструменты, как Яндекс Вордстат, Rush Analytics, Megaindex или Key-collector, чтобы собрать семантику.

Не делайте этих ошибок при составлении ТЗ для копирайтера: секреты кластеризации
Скрин из сервиса Яндекс Вордстат. Не забудьте выбрать регион, чтобы спрос был адекватным именно региону сайта, где размещается текст.
Скрин из сервиса Яндекс Вордстат. Не забудьте выбрать регион, чтобы спрос был адекватным именно региону сайта, где размещается текст.

3. Разделите запросы на подгруппы
Проанализируйте собранное и сгруппируйте. Убедитесь, что слова в группах связаны между собой по смыслу. Принципы группировки могут быть разными.

Ошибка №3: Неправильная группировка

Я предпочитаю выделять основу слова и собирать группу под нее. Это самое простое.

Не делайте этих ошибок при составлении ТЗ для копирайтера: секреты кластеризации
Обычно в Яндекс Вордстате они так и выдаются рядом.
Обычно в Яндекс Вордстате они так и выдаются рядом.

Группировка семантики помогает упорядочить запросы и определить, что можно охватить в статье, а что — возможно, потребует отдельного освещения в еще одной.

4. Выберите кластер для статьи
Определите, какая группа ключей наиболее соответствует теме и имеет наибольший потенциал по частотности и конкурентности. Кластер должен объединять все запросы, отражающие главную идею статьи.

Помним, что одна статья – один кластер.

Выбор одного кластера помогает сосредоточиться на ключевых аспектах, повышая релевантность и улучшая ранжирование в поиске.

Если статья пишется для блога, то стоит выбирать кластер, содержащий информационные запросы, которые являются геонезависимыми* и будут видны во всех регионах в поиске.
Помним, что коммерческие слова – геозависимые* и выдача по ним идет по регионам, а это означает, что и показов по ним будет меньше. Выдача по ним идет по региону к которому приписан сайт, где размещен текст.

*Геозависимые — запросы, результаты которых зависят от местоположения пользователя.
Примеры: "SEO-агентство Москва", "Оптимизация сайта в Екатеринбурге", "Настройка рекламы СПб".

*Геонезависимые — запросы, результаты которых не зависят от местоположения.
Примеры: "Что такое SEO-продвижение", "Как подобрать ключевые слова", "Инструменты для анализа сайта".

Геозависимые запросы чаще используют для продвижения локального бизнеса, а геонезависимые подходят для статей, обучающих материалов и сервисов, доступных онлайн.

5. Проведите финальный анализ и корректировку

Проведите проверку на группы на вхождение в один кластер.
Можно использовать такие инструменты, как Rush Analytics, Just-magic, Topvisor.ru или Key-collector, чтобы убедиться, что запросы входят в один кластер.
Но лично мне больше нравятся бесплатные сервисы Артура Корсакова «Умная кластеризация» или Кластеризация Кулакова.

Скрин из сервиса Артура Корсакова. Если зарегистрироваться в нем, то можно группировать больше ключей бесплатно.
Скрин из сервиса Артура Корсакова. Если зарегистрироваться в нем, то можно группировать больше ключей бесплатно.

6. Распределите запросы кластера по структуре статьи
Более высокочастотные используйте в заголовках, а менее — в тексте и подзаголовках.
Это органично интегрирует ключевые слова, сохраняя естественное повествование. Грамотная структура улучшает восприятие и упрощает анализ релевантности для поисковых систем.
Ну, вот и все.

Надеюсь не забыли написать правильную структуру статьи в ТЗ?

SEO- специалисты рекомендуют ее повторять из ТОП-10 выдачи поиска по вашему базовому ключевику.

А для тех, кто хочет получить идеал, нужен еще один шаг.

7. Написать в ТЗ N-граммы*

N-граммы* — это последовательности из N слов или символов, которые идут друг за другом.

N-граммы используются для анализа текста, оптимизации контента, создания LSI-ключей и понимания частотности словосочетаний.
N-граммы используются для анализа текста, оптимизации контента, создания LSI-ключей и понимания частотности словосочетаний.

N-граммы и ключевики — это не одно и то же, хотя между ними есть связь.

В чём разница?
1. Ключевые слова — это отдельные слова или фразы, специально подобранные для SEO, чтобы текст был релевантен запросам пользователей.
Они могут состоять из одного или нескольких слов. Например, "SEO-продвижение" или "как настроить рекламу".
2. N-граммы — это технический термин из анализа текста.
Например, из "настройка рекламы онлайн" можно выделить биграммы: "настройка рекламы", "реклама онлайн".

Ключевые слова формируют семантическое ядро текста, а N-граммы помогают анализировать текст для выявления часто встречающихся фраз или для поиска новых идей ключевых слов. N-граммы — это скорее инструмент, а ключевые слова — результат.

Из словосочетаний N-грамм можно составить готовые фразы и использовать в тексте.

  • Их можно склонять, видоизменять, дополнять.
    Встречаются у многих топовых конкурентов.
  • N-граммы помогают копирайтеру лучше понять семантическое ядро текста.
    Они показывают, какие словосочетания нужно использовать, чтобы текст был релевантным для поиска.

Где взять N-грамммы

  1. Яндекс. Вордстат
  2. Key Collector (программа, которую стоит купить)
  3. СловоЁб (не ругательство, а название простой и бесплатной проги).
  4. Rush Analytics
  5. Pixel Tools
  6. Just-Magic
  7. MegaIndex
  8. Артур Корсаков — Умная кластеризация
  9. Topvisor

И теперь, когда все шаги пройдены и вы готовы написать правильное ТЗ - берите шаблон ТЗ из вашего урока и заполняйте его осознано.
Выдавать учебные материалы я не имею право. За это мне грозят конские штрафы, но дать ТЗ от коллеги SEO-оптимизатора Антона Величко могу.

Переходите в мой TG канал "AI да Мацкевич | Маркетинг и копирайтинг" и забирайте его по ссылке 👉 под этим постом. В канале у меня сейчас мало народу, зато "ламповая обстановка" и несложный и веселый контент.

Да, ну и про продажи.
А то, тема, то была про то, чтобы контент продавал.

Есть у меня Таплинк, там примеры работ: кейсы, соц. сети, чат-боты, нейроаватары и прочая "вкусная" работа.
Заходите, буду ждать.

Мне это видео нравится, хотя некоторых оно пугает. Ничего. Привыкнуть можно).

С любовью к вам, AI да Мацкевич.

66
2 комментария

Ольга, спасибо за полезную статью!

1

Была рада помочь. К этой статье есть пример ТЗ от классного SEO-шника. Скачать можно у меня в ТГ канале.

1