Не делайте этих ошибок при составлении ТЗ для копирайтера: секреты кластеризации
Просто о сложном. Почему без кластеризации запросов ваша статья останется невидимой для поисковиков
Привет! Меня зовут Ольга Мацкевич. Я эксперт в интернет-маркетинге и копирайтинге с 20-летним опытом. Работаю в онлайн-школе MAED: обучаю студентов. Особенно нравится объяснять сложное простым языком. И вижу, что у некоторых студентов тема SEO оптимизации идет очень трудно. Ну, не понимают зачем нужна кластеризация запросов при составлении ТЗ копирайтеру. И каждый раз я объясняю и объясняю.
Задачи, которые решает текст от копирайтера
- Привлечение целевой аудитории
Хорошо написанный материал привлекает внимание, будь то потенциальные клиенты, партнеры или инвесторы. - Укрепление доверия к бренду
Люди покупают у тех, кому доверяют. Статьи, которые демонстрируют опыт и профессионализм, формируют положительный имидж, а это помогает больше продавать. - Поток заявок на услуги или продукт
Контент может напрямую приводить новых клиентов через формы обратной связи, кнопки или ссылки.
Все это студенты пишут, но почему-то забывают о самом главном.
Ошибка No1: не понимают важности базовой SEO оптимизации
Текст должен продвигать в поиске сам себя: без затрат на SEO.
Он несет пользу: клиенту и бренду, который ее заказал. Но затраты будут выкинуты в «никуда», если копирайтер не напишет индексируемую статью. И, если со смыслом он еще разберется, то, как быть с оптимизацией?
Кому нужен материал, который «не видим» в поисковике, а, значит и для всех потенциальных потребителей. Копирайтер не обязан знать как сработает SEO. Эту информацию выдаете вы.
Поэтому, дорогие друзья, не ждите, что приму ваше ТЗ без подобранного кластера и без включения слов из него в план статьи: как в заголовки, так и в подзаголовки.
Давайте разбираться.
Что такое кластеризация и зачем нужна
Для SEO — это распределение похожих ключевых слов* по группам, связанных между собой по смыслу.
*Ключевые слова — это слова или фразы, которые пользователи вводят в поиске, чтобы найти нужную информацию.
Подбор правильных ключевиков улучшает видимость в выдаче. Поисковые машины – это роботы, у которых нет «сердца и эмоций». Ходят по просторам инета этакие пауки и индексируют, индексируют все подряд.... А потом индексы суммируются и выдаются в виде ссылок.
Основные принципы ранжирования поисковыми системами
- Релевантность контента
Он должен отвечать на запрос пользователя и содержать ключевые слова, которые напрямую связаны с темой. - Качество контента
Уникальный, полезный и хорошо структурированный материал ценится выше. Важно, чтобы информация была актуальной и информативной. - Оптимизация на странице
Использование ключей в заголовках, подзаголовках, мета-тегах и правильной структуре URL (имени страницы) помогает поисковикам лучше понимать контент и ставить оценку/ранжировать выше в выдаче.
А включение LSI*- слов: улучшает релевантность и повышает шансы на высокие позиции в выдаче за счет использования естественного языка.
* LSI (Latent Semantic Indexing) — это слова и фразы, которые связаны с основными ключевыми запросами и помогают поисковым системам лучше понять контекст/смысл страницы.
Могут быть синонимами или терминами, которые часто встречаются рядом с основным ключом.
Ошибка №2: не понимают почему нужен один кластер
Важно, чтобы материал охватывала одну тему, основанную на одной группе запросов. Если объединить разные слова с похожими намерениями в одну тематическую группу, это поможет глубже раскрыть смысл и не распыляться.
По-простому: поисковик воспринимает один кластер как одну тему. И если он один, то и двигается по позициям лучше, чем если бы их было больше. Авторитетность/вес больше у одного.
Впрочем, если второй связан с именем бренда, то это даже неплохо. Считаю допустимым.
Но лучше:
один кластер=одна статья
А статью, уже размещенную в сети, поисковик воспринимает как одну страницу сайта, для которой действуют все законы оптимизации.
Меня иногда спрашивают: а как быть, если в тексте есть и другие слова из этой же тематики. Их что - нельзя использовать?
Можно, просто следите за тем, чтобы они не образовывали еще один конкурирующий кластер.
Ну а теперь, когда разобрались с самым важным, то вот что надо делать.
Пошаговая инструкция по подбору кластера
1. Определите основную тему
Начните с четкой идеи, которую текст будет раскрывать. Сформулируйте так, чтобы она отвечала на вопрос пользователя.
Четкое определение темы поможет сфокусировать текст и обеспечит релевантное ранжирование в поисковой выдаче.
Можно идти по-другому: собрать все ключевики по теме, выбрать группу запросов с хорошим спросом, потом придумать тему. Тогда шаг 2.
2. Проведите сбор ключевых слов
Используйте такие инструменты, как Яндекс Вордстат, Rush Analytics, Megaindex или Key-collector, чтобы собрать семантику.
3. Разделите запросы на подгруппы
Проанализируйте собранное и сгруппируйте. Убедитесь, что слова в группах связаны между собой по смыслу. Принципы группировки могут быть разными.
Ошибка №3: Неправильная группировка
Я предпочитаю выделять основу слова и собирать группу под нее. Это самое простое.
Группировка семантики помогает упорядочить запросы и определить, что можно охватить в статье, а что — возможно, потребует отдельного освещения в еще одной.
4. Выберите кластер для статьи
Определите, какая группа ключей наиболее соответствует теме и имеет наибольший потенциал по частотности и конкурентности. Кластер должен объединять все запросы, отражающие главную идею статьи.
Помним, что одна статья – один кластер.
Выбор одного кластера помогает сосредоточиться на ключевых аспектах, повышая релевантность и улучшая ранжирование в поиске.
Если статья пишется для блога, то стоит выбирать кластер, содержащий информационные запросы, которые являются геонезависимыми* и будут видны во всех регионах в поиске.
Помним, что коммерческие слова – геозависимые* и выдача по ним идет по регионам, а это означает, что и показов по ним будет меньше. Выдача по ним идет по региону к которому приписан сайт, где размещен текст.
*Геозависимые — запросы, результаты которых зависят от местоположения пользователя.
Примеры: "SEO-агентство Москва", "Оптимизация сайта в Екатеринбурге", "Настройка рекламы СПб".
*Геонезависимые — запросы, результаты которых не зависят от местоположения.
Примеры: "Что такое SEO-продвижение", "Как подобрать ключевые слова", "Инструменты для анализа сайта".
Геозависимые запросы чаще используют для продвижения локального бизнеса, а геонезависимые подходят для статей, обучающих материалов и сервисов, доступных онлайн.
5. Проведите финальный анализ и корректировку
Проведите проверку на группы на вхождение в один кластер.
Можно использовать такие инструменты, как Rush Analytics, Just-magic, Topvisor.ru или Key-collector, чтобы убедиться, что запросы входят в один кластер.
Но лично мне больше нравятся бесплатные сервисы Артура Корсакова «Умная кластеризация» или Кластеризация Кулакова.
6. Распределите запросы кластера по структуре статьи
Более высокочастотные используйте в заголовках, а менее — в тексте и подзаголовках.
Это органично интегрирует ключевые слова, сохраняя естественное повествование. Грамотная структура улучшает восприятие и упрощает анализ релевантности для поисковых систем.
Ну, вот и все.
Надеюсь не забыли написать правильную структуру статьи в ТЗ?
SEO- специалисты рекомендуют ее повторять из ТОП-10 выдачи поиска по вашему базовому ключевику.
А для тех, кто хочет получить идеал, нужен еще один шаг.
7. Написать в ТЗ N-граммы*
N-граммы* — это последовательности из N слов или символов, которые идут друг за другом.
N-граммы и ключевики — это не одно и то же, хотя между ними есть связь.
В чём разница?
1. Ключевые слова — это отдельные слова или фразы, специально подобранные для SEO, чтобы текст был релевантен запросам пользователей.
Они могут состоять из одного или нескольких слов. Например, "SEO-продвижение" или "как настроить рекламу".
2. N-граммы — это технический термин из анализа текста.
Например, из "настройка рекламы онлайн" можно выделить биграммы: "настройка рекламы", "реклама онлайн".
Ключевые слова формируют семантическое ядро текста, а N-граммы помогают анализировать текст для выявления часто встречающихся фраз или для поиска новых идей ключевых слов. N-граммы — это скорее инструмент, а ключевые слова — результат.
Из словосочетаний N-грамм можно составить готовые фразы и использовать в тексте.
- Их можно склонять, видоизменять, дополнять.
Встречаются у многих топовых конкурентов. - N-граммы помогают копирайтеру лучше понять семантическое ядро текста.
Они показывают, какие словосочетания нужно использовать, чтобы текст был релевантным для поиска.
Где взять N-грамммы
- Яндекс. Вордстат
- Key Collector (программа, которую стоит купить)
- СловоЁб (не ругательство, а название простой и бесплатной проги).
- Rush Analytics
- Pixel Tools
- Just-Magic
- MegaIndex
- Артур Корсаков — Умная кластеризация
- Topvisor
И теперь, когда все шаги пройдены и вы готовы написать правильное ТЗ - берите шаблон ТЗ из вашего урока и заполняйте его осознано.
Выдавать учебные материалы я не имею право. За это мне грозят конские штрафы, но дать ТЗ от коллеги SEO-оптимизатора Антона Величко могу.
Переходите в мой TG канал "AI да Мацкевич | Маркетинг и копирайтинг" и забирайте его по ссылке 👉 под этим постом. В канале у меня сейчас мало народу, зато "ламповая обстановка" и несложный и веселый контент.
Да, ну и про продажи.
А то, тема, то была про то, чтобы контент продавал.
Есть у меня Таплинк, там примеры работ: кейсы, соц. сети, чат-боты, нейроаватары и прочая "вкусная" работа.
Заходите, буду ждать.
➡ Еще мои статьи по теме копирайтинга здесь на VC: Почему не каждый SEO-копирайтер сможет повысить ваш трафик — как выбрать лучшего?
С любовью к вам, AI да Мацкевич.