Тренды маркетинга 2025: что реально будет работать, а что нет

Со статьей я не опоздала, да и статья – не копипаста. Здесь будет анализ уже анонсированных трендов от человека, который сам работает «ручками», и несколько необъявленных трендов, которые рвутся наружу.

Для удобства разделим это все на категории «Точно да», «Возможно» и «Точно нет».

«Точно да»-тренды

Ортодоксальный маркетинг

Мы свернули не туда… У каждого из нас есть знания, навыки, какая-то определенная специализация, инновационные инструменты и т.д. Но мы не всегда помним, да и понимаем, что мы делаем и зачем. А мы главным образом помогаем заработать компании деньги, которыми она поделится с нами. Мы не упражняемся в креативности, не занимаемся творчеством. Это все ради денег. Маркетинг – это в первую очередь вполне себе прикладное ремесло, а не искусство. Поэтому мы должны ориентироваться не на себя, а на аудиторию, и делать классический маркетинг из 4P (продукт, цена, распределение и продвижение), а не красивую рекламу и регулярные соцсети.

Почему я отношу это в тренды? Потому что, если смотреть в динамике, за последние 2-3 года все больше компаний уходят от «оболочки» маркетинга в сторону более глубинных понятий и инструментов, больше времени уделяя именно продукту, сегментации аудитории и адаптации всего под конкретный сегмент. Это работает по той простой причине, что результат такого маркетинга понятен каждому представителю каждого сегмента ЦА, он легко соотносит себя с продуктом и компанией и так же легко совершает покупку.

Зумеры и альфа

Если зайти в ТЦ, ресторан или вообще куда угодно, можно обратить внимание, что 30-летние как будто куда-то исчезли. Вокруг только поколение X и поколение Z. Куда делись миллениалы? Работают, растят детей и платят ипотеку. И если вы не специализируетесь на недвижимости, автомобилях и товарах для детей и быта, вам будет очень сложно настигнуть «игреков». И, вопрос, надо ли, если есть аудитория, которая куда проще расстанется с деньгами.

Дальше метолом исключений. Поколение X и бумеры – люди, достаточно инертные в смене своих предпочтений. Да, их доход в среднем выше, но они очень нехотя отказываются от привычных брендов, соответственно, это куда более долгая и сложная работа с аудиторией. Более того, они не так долго будут продолжать активно покупать, поэтому имеет смысл обратить внимание главным образом на зумеров.

Зумеры открыты новому, не имеют «застолбивших» их предпочтения брендов, а действует исходя из того, как им будет комфортно в конкретный момент времени. Как именно им продавать сегодня говорить не будем, об этом у меня есть отдельная большая статья в корпоративном блоге СофтСервис, где я работаю. Главное – попасть в их ценности и быть им понятными. То же можно сказать и про подрастающее поколение альфа. И здесь очень важно не занимать позицию «я знаю, как лучше». По факту, мы, сильно взрослые, ничего не знаем о том, чем живут зумеры и альфа.

Поделюсь анти-кейсом одного из белорусских банков. Компания рекламирует карты для подростков с помощью билборда, где изображен подросток и крупным текстом фразы (цитата): «скейтборд», «жевачка», «улёт» и в том же духе еще пару штук. Мне 35. По соцдему я и есть примерно аудитория покупателя (не пользователя) этого продукта. Но даже я в своем возрасте люто кринжую со слова «улёт». Для меня «улёт» – это что-то из выпуска «Ералаш» конца 70-х. Но, тем не менее, что-то помешало авторам данного креатива получить короткую консультацию у своих детей или внуков, относительно того, какие слова сейчас в обиходе у юного поколения. Если бы они поместили туда какую-нибудь «имбу», события развивались бы так:

1. Родитель видит борд про детей со словом «имба».

2. Родитель спрашивает у ребенка, что это такое.

3. Ребенок объясняет, что есть имба и задает вопрос «а что?»

4. Родитель говорит, что видел рекламу карточки для ребенка с таким словом.

5. Они вместе соглашаются, что это интересно.

6. Дальше беседа ведется уже непосредственно про карточку для ребенка, и вполне вероятно совершается ее покупка.

Все. Готово. А вот «улёт» не сработал.

Говорим короче

Контента стало слишком много. Его производим мы, пользователи, нейросети… а чем больше контента, тем сложнее получить и удержать внимание аудитории. Что можно сделать?

- Говорить короткими сообщениями. Переходим сразу к сути, без долгих «прелюдий», вводных конструкций и т.д. Они не нужны никому кроме вас. А, как уже упоминалось выше, на работе мы должны стараться в интересах аудитории. Вы скажете, что в некоторых индустриях приняты долгие церемонии в самом начале. Это, конечно, так, но, перед тем как к ним приступить, неплохо было бы коротко обозначить, кто вы и чего вы хотите, а дальше уже переходить к массивным презентациям, диалогам и ухаживаниям. Время – ценный ресурс в любой среде.

- Яркое начало. Опять же, обращаемся к классике и берем модель AIDA, где сначала привлекаем внимание, затем вызываем интерес, стимулируем желание обладать продуктом и призываем к действию. Особенно это хорошо работает для эмоционально окрашенных продуктов.

Эмоции, чувства… ASMR

По сути, это продолжение предыдущего тренда, где мы даем короткие четкие посылы и наполняем их чувствами. А еще СДВГ накрыло планету. И не важно, так это на самом деле или нет, – сейчас редко можно встретить контент, не наполненный «приятными» в этом плане вещами. Поэтому можно смело записывать создание дополнительных привлекающих звуковых и визуальных компонентов в тренды.

Тренды и ситуационный маркетинг

Тренды в социальных сетях действительно стали трендами в маркетинге. И дело не только в просмотрах. Трендовый контент вызывает положительный эмоции как привычный и понятный.

Самое важное здесь – успевать за трендами. Один из провайдеров сотовой связи запустил рекламную кампанию по мотивам тренда «Turn around» спустя 8 месяцев после того, как сам тренд исчерпал себя. Это было, как минимум, неуместно и показывало скорее, что «мы хотим быть в тренде, но не получается».

Да, мы привыкли делать все дотошно и супер-хорошо, но вопрос, всегда ли это нужно? В том, что касается ситуационного маркетинга, скорее важно «успеть в актуальное», чем сделать идеальный продакшен. Все идеально причесанное – это имиджевая история. В ситуационном маркетинге, будем откровенны, этого не требуется.

Геймификация

Интересная многим тема, в то же время достаточно непростая в самостоятельной реализации. Если коротко, суть в том, чтобы применять игровые механики в неигровых индустриях. Делается это главным образом для того, чтобы вовлечь клиента во взаимодействие, тем самым увеличив глубину и частоту.

Почему сложно делать геймификацию самостоятельно? Казалось бы, достаточно прочитать пару книг – и готово. На самом деле, геймификация куда сложнее и комплекснее, чем просто внедрение конкретных игровых механик. В геймификации многое завязано на психологии, восприятии и мотивации. С первого раза хорошую геймификацию выстроить вряд ли получится.

В качестве анти-кейса здесь можно привести сеть кофеен, которая геймифицировала свою программу лояльности в приложении с помощью «шкалы прокачки». Сам по себе инструмент отлично работает при правильном подходе. Однако в данном случае качестве единицы измерения, которая отображает достижения, была выбрана сумма, оставшаяся для перехода на следующий уровень, которая отображается в приложении пользователя. Таким образом, каждый пользователь может оценить, сколько реально денег тратит в кофейне за неделю, месяц и так далее. Согласитесь, что 10-12 долларов – это трата, на которую попросту не обращаешь никакого внимания. А вот когда приходит понимание, что 70 долларов, необходимые для перехода на следующий уровень со скидкой в 3% были потрачены за неделю, невольно закрадываются мысли о необходимости тратить на кофе 240 долларов в месяц. Это тот самый случай, когда хороший инструмент в неумелых руках дает противоположный ожидаемому эффект.

Видео-маркетинг

Не могла не упомянуть этот тренд, т.к. он есть практически во всех источниках. И это действительно так. Сейчас люди, в большинстве своем считают, что читать – нудно и долго, особенно, если есть альтернатива ознакомиться с материалом в аудио- или видео-формате. Плюс, большинство людей – визуалы, соответственно лучше воспринимают именно видео-контент. Поэтому смело говорим этому тренду: «Да!»

«Возможно»-тренды

Нейросети везде

Безусловно, сложно сейчас найти маркетолога, который никак не пользуется нейросетями, никогда этого не делал и не планирует. По данным исследования, 74% маркетологов уже используют нейросети в своей работе, поэтому, в целом, тренд можно считать состоявшимся.

Разумеется, и нейросети будут развиваться, и варианты их использования. Однако, похоже, что в ближайший год нас вряд ли ждут какие-либо значимые изменения и трансформации в этой области.

Не будем забывать и о том, что результат «дефолтного» использования нейросетей уже стал раздражать многих представителей любой аудитории, что свидетельствует о необходимости более тщательно дорабатывать и «очеловечивать» то, что подготовила нейросеть.

Этика, экологичность и социальная ответственность

Тоже вещь хорошая, но уже ставшая обязательной. И опять же, важно, чтобы те ценности, что вы несете, отвечали интересам ваших покупателей: аудитория 45+ вряд ли массово разделит вашу приверженность новой этике

«Точно нет»-тренды

Дополненная реальность

О ней все активно говорили лет 5 назад, но и на текущий момент многие считают ее трендом. Вероятно, потому что это технологично, а все мы любим технологии. На самом же деле дополненная реальность сегодня – это штука очень нишевая, к которой есть интерес разве что в сфере развлечений для детей и развлечений 18+. Да, некоторые другие индустрии, как бренды одежды, ее также ранее использовали, но она не получила широкого распространения.

Разумеется, применимость любого тренда очень зависит от индустрии, в которой вы работаете. Однако есть некие общие для всех тенденции, которые скорее показывают, «откуда ветер дует и куда». Но они скорее имеют глобальный, а не точечный характер, адаптацию под нашу сферу делаем уже мы сами.

реклама
разместить
Начать дискуссию