Бизнес-модель – это принципиальная схема бизнеса, ошибки в которой могут стоить компании жизни. Или обречь ее на убыточность.
Бизнес-модель отвечает на ряд вопросов:
✅ Кто именно являются клиентами компании?
✅ Какую ценность компания им предлагает?
✅ Как происходит коммуникация с клиентами?
✅ Какие отношения компания выстраивает с клиентами?
✅ На чем компания будет зарабатывать?
✅ Какие для этого нужны ресурсы?
✅ Какие компании необходимо совершать действия для создания ценности, осуществления коммуникаций, выстраивания отношений и поддержания ресурсов?
✅ Какие партнёры помогут компании в создании конкурентных преимуществ?
✅ Какой будет структура расходов компании?
На основании бизнес-модели строится финансовая модель, которая позволяет точно оценить необходимые средства для запуска и поддержания бизнес-модели, и сроки окупаемости вложений.
☝ Но самое главное, что уже на уровне бизнес-модели бизнес можно оценить с точки зрения его сбалансированности, устойчивости (в том числе финансовой), конкурентоспособности.
Если бизнес убыточен, причем не первый день, то анализ бизнес-модели – это первый шаг к пониманию ситуации. Соответственно, оптимизация или корректировка бизнес-модели – это путь к разрешению проблемы.
Ну что же, пора перейти к практике.
✍ Итак, дано:
• Действующий малый бизнес в сфере B2B.
• Специализируется на поставке брендированных корпоративных подарков.
• Собственного производства нет, есть офис, оборудование для термопечати и небольшой склад.
• Сырье (кружки, подставки для телефона и канцтоваров) закупают у оптовых поставщиков.
• Постоянный штат 5 человек, 1 продавец
👉 Предприятие убыточно, поскольку вне сезона праздников заказов слишком мало, а оборот за сезон не позволяет закрыть дыру в бюджете.
❓ Хотят исправить ситуацию, но не знают как. Попытки увеличить продажи сталкиваются с отсутствием штата и бюджета на продвижение.
Можно ли сделать эту компанию прибыльной?