Условие задачи. В центре любой бизнес-модели находится то, что мы называем «потребительской ценностью». Это причина, по которой выбранная целевая аудитория радостно заплатит за предлагаемый продукт.
У рассматриваемой компании потенциальная целевая аудитория достаточно широкая – это большие и малые компании, то есть все предприятия города.
Этой аудитории компания предлагает брендированные корпоративные подарки к праздникам – кружки, подставки и так далее. Надо полагать, что все это красивое, оригинальное и доставляется точно в срок.
Но уже в этой точке следует насторожиться.
Если подарки приурочены к праздникам, то это накладывает на компанию некоторые требования:
1 В сезон подарки должны продаваться по такой цене, чтобы доход покрывал все расходы компании в периоды низкого спроса между праздниками.
2 В сезон подарки нужно продавать в таких количествах, чтобы доход покрывал все расходы компании в периоды низкого спроса между праздниками.
3 Компания должна оперировать как сезонный бизнес - только в периоды подготовки к праздникам, например, как летнее кафе в парке, работающее только летом, чтобы не иметь расходов в периоды низкого спроса.
❌ Первый вариант можно обеспечить только с уникальным или премиальным товаром, но кружки с термопечатью явно к нему не относятся.
❌ Второй вариант требует значительных ресурсов для увеличения имеющейся клиентской базы, объема закупок и производства. А из условий мы знаем, что таких ресурсов у компании нет.
Собственно, в этом и заключается фундаментальная ошибка этой бизнес-модели. Ее успешная работа требует бОльших ресурсов, нежели в ней предусмотрены, и они ниоткуда не возьмутся.
❌ Третий вариант помог бы сбалансировать расходы и доходы, но едва ли устроит владельцев компании.
❓ Что же делать?
✅ Остается выйти за рамки изначальной бизнес-модели. Сделать это можно тремя способами:
1. Предложить фактической клиентской базе компании новую ценность, не связанную с сезонным спросом и максимально использующую имеющиеся ресурсы и процессы.
🧙 Например, это могут быть товары и расходные материалы для офиса, в частности посуда помимо кружек, или зарядные устройства для смартфонов помимо подставок.
Источником новых предложений может послужить ассортимент имеющихся поставщиков.
Да, вырастет объем и разнообразие закупок, но это можно делать планомерно, малой кровью.
2. Привлечь новую целевую аудиторию и предусмотреть для нее новую ценность на базе имеющихся ресурсов.
У нас есть кружки и подставки, а также возможность нанести на них изображения? Кому бы они могли пригодиться?
Новой целевой аудиторией могут стать розничные магазины, причем необязательно магазины подарков. Кружки с забавными картинками могут оказаться востребованными в качестве сопутствующих товаров даже в местных супермаркетах.
Да, придется вложиться в дизайн картинок и хорошо побегать по городу. Скорее всего, придется понести некоторый риск, предоставив магазинам товар под реализацию. Но это тоже малая кровь в сравнении с переходом в премиум-сегмент или с кратным увеличением объема продаж (и производства).
3. Сочетать оба предложенных решения – и это самое правильное.
Смысл обоих в том, чтобы извлечь максимум из предусмотренного бизнес-моделью потребительского сегмента и имеющихся ресурсов – базы поставщиков, технологии и оборудования.
Таким образом, бизнес-модель будет скорректирована – в ней появятся новые потребительские сегменты и новые виды ценности, а в результате она станет более устойчивой, а потоки доходов стабилизируются.
Открытым остается только вопрос о конкурентоспособности этой бизнес-модели.
Но чтобы рассуждать о ней, нужно знать ситуацию на местном рынке, а в условиях задачи об этом ничего не сказано.