PR-советы предпринимателям

Я когда-то случайно нашла блог PR-специалиста Полины Тараненко, подписалась, и с тех пор черпаю там подсказки и PR-лайфхаки для моих клиентов. А потом пришла идея расспросить Полину о том, чем PR может быть полезен для малого и среднего бизнеса и может ли?

Меня зовут Надежда Чифилева, я стратег и директор по маркетингу. Веду телеграм-канал "в смысле Маркетинг?" для предпринимателей про смыслы в бизнесе и интересные маркетинговые решения.

В каких случаях малому или среднему бизнесу важно обратить внимание на PR-инструменты?

Я всегда рекомендую начинать заниматься PR, когда сформирован минимальный набор: есть сайт, фотосессия спикера (или спикеров), есть новости.
Третье в этом списке главное. Если у вас есть просто некий бизнес — кофейня, ателье, ремонт техники — и вы не заявляете ничего сверх сложного или научного (rocket science) в своем деле, то лучше вложить деньги в маркетинг, рекламу, развитие сети. Либо просто сделать креативную акцию без бюджета, которая также обратит на вас внимание.
PR инструменты, публикации в СМИ, коллаборации, собственные PR-проекты нужно делать, когда операционка работает на 100% и для следующей бизнес-цели вам нужно подсветить имя. Например, если вы выходите в новые регионы или решили продавать франшизу.

С какого минимального бюджета стоит стартовать использовать PR-инструменты?

Вообще PR может быть и вообще без бюджета. Очень часто бренды «выезжают» на креативе. А если у вас есть контакты в лояльных медиа или Telegram-каналах, то можно попробовать даже самостоятельно предложить новость редакторам. Но не расстраивайтесь, если вам не ответят. Журналисты очень перегружены и важно правильно доносить новости. Для этого и нужны пиарщики.
Если именно о бюджетах на PR, то разбег довольно большой. В компании средняя зп начинается примерно от 60 тыс., на фрилансе можно за эти же деньги найти человека на разовый небольшой проект под конкретный KPI, например, выпустить 2 статьи в СМИ. Агентства имеет смысл привлекать на более комплексные задачи, но и бюджет будет в разы больше. Рост зарплаты или бюджетов в PR прямопропорционален ответственности, которую берет на себя исполнитель и руководитель по PR.

Какие ошибки в PR-стратегиях ты чаще всего наблюдаешь у небольших брендов?

Стратегия если есть — это уже хорошо. Самая частая ошибка у небольших брендов — стратегии просто нет.
Вторая ошибка — монолитность стратегии на год. Сегодня мир меняется так быстро, что имеет смысл пересматривать и корректировать стратегию каждые 3-6 месяцев.
Третья ошибка — это сверхожидания. Часто маленькие бренды переоценивают свои инфоповоды. Я бы рекомендовала критично смотреть на новости.

Какие PR-инструменты и ходы ты считаешь «недооцененными» на российском рынке? Какие подходы дают больше результата, чем принято считать?

Смотря что считать результатом. для кого-то результат — попадание в топ СМИ, а для кого-то результат — это рост заказов. PR напрямую не гарантирует рост заказов, этот инструмент работает на бренд, узнаваемость бренда.
На мой взгляд, сегодня компании боятся «говорить». Коммуникации стали очень сдержанными, без изюминки. Мало креативных решений и ярких акций, которые сами по себе привлекают внимание.
Партизанский маркетинг, когда происходит срежессированное событие, которое подхватывают медиа, сегодня явно недооценен. Все аккуратничают и превращают свои коммуникации в обезличенные и «как у всех». Я бы рекомендовала компаниям быть смелее и делать PR-акции более резонансными, но в рамках закона, разумеется.

PR для стартапа, когда нет бюджета на традиционные рекламные инструменты, может быть настоящим искусством. Как бы ты построила PR-кампанию для бизнеса, который только начинает, но уже планирует быстро расти и влиять на рынок?

Если нет реальных дел, не спасет PR-отдел — моя любимая поговорка. Поверьте, если вы делаете реально крутой продукт, о вас напишут и вас узнают. Для начала надо вести свои соцсети: ВК, Telegram, можно выпускать креативные посты в Дзене, он сейчас отлично работает на поисковую выдачу. Также есть много бесплатных блогов, где бизнес может самостоятельно рассказать о себе. Важно сделать это последовательно, интересно, с правильной режиссурой и честно, с цифрами и фактами. Например, такие блоги есть на VC, Sostav, Spark.

Как измеряется влияние PR на бизнес?

Есть множество профессиональных индексов (поиск в помощь), которые показывают эффективность PR, но как правило, они не просчитывают прямой процент влияния на продажи. В лучшем случае можно посчитать охват медиа, где были опубликованы статьи, а также эквивалент стоимости рекламы (AVE). Я рекомендую отслеживать трафик на сайте после выхода важных материалов в СМИ, а также напрямую у клиентов поспрашивать, откуда узнали о компании.

PR-совет предпринимателям

Больше рассказывать о своем бизнесе везде и всегда, не стесняться и не подкармливать свой синдром самозванца. Сегодня личный бренд влияет на продажи и на развитие бизнеса как никогда! Все хотят видеть личную историю у любого бизнеса, покупать напрямую у человека.

Регулярно делюсь пользой с предпринимателями и маркетологами и в моем канале канале "в смысле Маркетинг?"

11
реклама
разместить
Начать дискуссию