Продолжение. Начало в предыдущем посте.
Если же попытаться выделить объективные закономерности развития, то я бы предложила рассматривать его как волнообразный процесс в виде синусоиды, хотя ровной и красивой эта линия точно не будет.
☝ Подъемы чередуются со 👇спадами, фазы масштабирования или сокращения сменяются фазами трансформации, часто внеплановой.
Трансформация, как правило, запускается управленческими кризисами, истоки которых могут лежать как внутри компании, так и за ее пределами. Процесс трансформации может сопровождаться как подъемом, так и спадом.
Таким образом, «естественное» развитие компаний обрекает их на неизбежную смерть даже при самом удачном сценарии – от старости и упадка через неизвестный период времени, который может тянуться пять, десять или тысячу лет.
✅ А «реальное» развитие – это квест, в котором можно в любой момент выбыть из игры, а можно и поменять ее правила.
Означает ли это, что компания может жить вечно? В теории да, если не погибнет при очередном кризисе. Но это только при условии, что основатель компании вовремя позаботится о преемственности. Иначе его смерть может стать причиной гибели и для его дела.
В общем, я хочу сказать, что в жизни неживой системы нет предопределенности. Ее судьба и долголетие полностью зависит от того курса, который проводят управляющие ею люди.
Профессионализм, лояльность, стратегическое мышление, предприимчивость, хорошее управление рисками, открытость к новому и чуткость к внешним изменениям, эффективный механизм смены власти и элемент удачи – кажется это все, что требуется, чтобы компания жила вечно.
Если что-то забыла, дополните список.
Как я поступаю с методиками на базе моделей жизненного цикла компании в своей консалтинговой практике? Использую, разумеется, – в качестве метафоры, задающей направление для рефлексии собственника.
И за это им спасибо)