Себестоимость товара: что это такое, как ее рассчитать и снизить

Себестоимость товара: что это такое, как ее рассчитать и снизить

На конечную цену товара или услуги влияет много факторов, среди которых основной — себестоимость выпущенной продукции либо сделанной работы. Ее точный расчет и эффективное снижение позволят занять выгодную позицию на рынке, управляя прибылью в большем диапазоне.

Расскажем, что такое себестоимость, из чего она складывается, как ее правильно рассчитывать и эффективно снижать.

Что такое себестоимость

Себестоимость — сумма затрат на производство и продажу товара либо услуги. Это основной показатель для расчета рентабельности бизнеса: не понимаете, сколько средств тратите на создание и реализацию продукции, — не получится подсчитать возможную прибыль.

Расчет себестоимости также позволяет понять, сколько средств вы тратите на каждом этапе производства и реализации. При анализе каждой затраты можно обнаружить неэффективные элементы — например, использование дорогих расходников вместо бюджетных, но аналогичных по качеству — и дополнительно снизить издержки.

Зачем нужно планировать себестоимость

Подсчет затрат на производство, рекламу, продажу одной единицы продукции необходимо делать еще до старта бизнеса. Планирование себестоимости нужно для достижения нескольких целей:

  • Определить выгодную цену. Знание себестоимости одной единицы товара позволит выставить такую стоимость на него, при которой можно будет получать прибыль от продажи.
  • Контролировать процесс производства и продажи. Зная, сколько средств нужно потратить на выпуск и реализацию продукции, вы сможете следить за расходами, вовремя замечать, если на каком-то этапе начало уходить больше денег.
  • Снизить издержки. При подсчете вы будете видеть, какие затраты требуются на каждый этап производства. Это позволит проверить каждый расход и, возможно, подыскать альтернативу выгоднее. В результате снизите издержки и повысите рентабельность без повышения цены.

На основе подсчитанной себестоимости одного товара и цены на него можно начинать поиск точки безубыточности. Этот показатель отражает, сколько нужно продать товаров, чтобы бизнес отбил все расходы и начал получать прибыль. А уже на основе подсчитанной точки безубыточности — т. е. фактически срока, когда ваш бизнес начнет получать прибыль, — получится запланировать возможную модернизацию, расширение производства, прочие мероприятия по развитию.

Конечно, при предварительном подсчете результат может быть лучше, чем при фактическом производстве, особенно если у предпринимателя недостаточно опыта. Но лучше иметь хотя бы примерный расчет, чем вообще никакого.

Что входит в себестоимость

Себестоимость складывается из всех расходов, так или иначе появившихся в процессе производства. Сюда относятся как прямые, так и косвенные траты, на первый взгляд никак не относящиеся к выпуску продукции или оказанию услуги.

Прямые расходы — всё, что напрямую касается производства. То есть работа и материалы, а также оборудование, амортизация, расходники.

Косвенные расходы — траты на статьи, которые напрямую не касаются выпуска продукции, но нужны для поддержания работы компании.

В себестоимость включаются:

  • Материальные расходы — стоимость материалов, компонентов и упаковки, которые использованы для производства товара или оказания услуги.
  • Трудовые расходы. В этот пункт входит полная стоимость труда, который был затрачен непосредственно на производство товара либо услуги, включая страховые взносы, пособия и прочие расходы на задействованных в процессе сотрудников. Сюда же можно отнести зарплаты работников, которые непосредственно заняты продажей.
  • Прямые накладные расходы. Траты на производство или услугу, которые не относятся к двум предыдущим пунктам: например, приобретение и обслуживание станков, амортизация инструментов, закупка расходников и т. д.
  • Косвенные накладные расходы — издержки, которые напрямую не касаются конкретного товара, но идут на его производство или реализацию. Например, аренда склада, оплата коммунальных услуг, налоги, маркетинг и т. д.
  • Управленческие накладные расходы. Сюда входят зарплаты административных работников, напрямую с производством товара не связанных (бухгалтеры, секретари, управленцы и прочие). Также в этих расходах учитываются затраты на не связанные с производством функции и услуги — например, юридические консультации.

Часть этих пунктов актуальна и для тех, кто товар не производит, а покупает для перепродажи. Да, затрат на его производство не будет, но зато придется учитывать стоимость закупки, транспортировки (возможно, даже из другой страны), все сопутствующие этому денежные вливания.

PromoPult — удобная и современная платформа для рекламы любого бизнеса в интернете. Выводите сайт на первые строчки поиска Яндекса и Google, запускайте рекламу в Яндекс Директе и проектах VK и получайте «горячие» лиды. А если продаете на маркетплейсах, пользуйтесь бесплатными инструментами для селлеров Wildberries — биддером ставок, аналитикой бустера, подбором ключей и мониторингом позиций в поиске WB, отчетом о продажах, выручке и ставках конкурентов.

Виды себестоимости

Методов расчета себестоимости несколько. Каждый вариант нужен на определенном этапе планирования и анализа бизнеса, чтобы отлавливать «проблемные» моменты и вести учет.

В зависимости от включаемых в расчет издержек себестоимость продукции делят на три вида:

  • Цеховая. Включает в себя только прямые затраты на производство: труд рабочих, материалы, расходники.
  • Производственная. Включает в себя прямые и косвенные затраты на производство — не только стоимость труда, материалов, но и амортизацию станков, аренду производственного помещения и подобные расходы.
  • Полная. Включает в себя все прямые и косвенные расходы: на производство, рекламу, продажу и прочие. Именно этот показатель точно отражает, сколько средств затрачивается на единицу продукции от создания до покупки.

Для расчетов рентабельности и поиска точки безубыточности обычно используют полную себестоимость — она включает все переменные, которые влияют на итоговую прибыль.

Зная полные затраты, бизнес способен спрогнозировать срок и размеры прибыли. Цеховая и производственная себестоимость нужны в первую очередь для внутреннего анализа, поиска более выгодных вариантов.

Также себестоимость можно классифицировать по моменту, когда вы планируете ее рассчитать:

  • Плановая. Рассчитывается до начала производства исходя из предполагаемых расходов. На этом этапе предприниматель еще не знает, сколько точно средств будет уходить по факту, планирует затраты на основе найденной информации, статистики или с использованием других источников данных. Плановая себестоимость применяется для планирования бизнеса и принятия решений.
  • Фактическая. Рассчитывается после начала производства на основе реальных данных, которые удалось получить уже в процессе. Отражает, сколько средств уходит на создание и продажу товара или услуги. Фактическую себестоимость можно сравнить с плановой, чтобы определить, насколько результат отклонился от изначально задуманного.
  • Нормативная. Рассчитывается на основе заранее определенных норм на расход материалов, компонентов, топлива, электроэнергии, прочих затрат. Эти нормы, в свою очередь, указываются либо на основе собранной ранее статистики, либо на основе требований, которые выставляет заказчик. Позволяет устанавливать планку «идеальной себестоимости», к которой стоит стремиться в процессе работы, а также служит для сравнения с фактической себестоимостью при поиске отклонений.

Все три вида важны на разных этапах работы бизнеса — каждый нужно просчитывать для любого товара или услуги, которые вы собираетесь производить.

От чего зависит себестоимость

Стоимость производства и реализации товара или услуги не может оставаться одинаковой из года в год. Она зависит от ситуации в политике и экономике, управленческих решений владельца бизнеса, поведения конкурентов на рынке и прочих факторов.

Внешние причины

Инфляция. Чем сильнее обесцениваются деньги страны, тем больше затрат приходится нести бизнесу: увеличивать зарплаты, считаться с повышением цен на сырье, оборудование и расходники.

Курсы валют. Вместе со скачками иностранной валюты меняются и цены на услуги, товары, материалы и расходники, особенно если часть из них импортная.

Стоимость материалов. На цену сырья могут также влиять рыночные изменения — например, появление нового конкурента у поставщика или рост спроса на материалы.

Положение на рынке труда. Недостача квалифицированных сотрудников, рост зарплатных ожиданий вынуждают либо брать недостаточно компетентных работников, обучать их на месте, либо повышать зарплаты уже опытным мастерам — все это ведет к увеличению затрат на ФОТ и, соответственно, себестоимости.

Геополитическая ситуация. В ряде случаев на стоимость производства также влияют санкции или цены нужных материалов/расходников/оборудования, завышенные из-за сложностей с приобретением внутри страны.

Новые законы. Если государство вводит послабления для бизнеса или наоборот новые налоги, сборы, вместе с этим меняется и себестоимость в меньшую или большую сторону.

Географическое положение производства. Если цех расположен неудобно, больше денег понадобится потратить на транспортировку сначала сырья, а затем готового товара.

Рыночные условия. Поведение конкурентов в нише или повышение/снижение спроса на товары или услуги может заставить бизнес пересматривать издержки.

Климатические и календарные условия. В разное время года меняется спрос на товары и услуги, что вынуждает менять загруженность производства. Кроме того, в холодное время растут затраты на отопление, а в жаркое — на электричество.

Развитие науки и техники. Прогресс может удешевлять некоторые материалы и расходники, делать оборудование доступнее. В то же время устаревшие технологии со временем могут стать дороже — становится меньше специалистов, способных их обслуживать, а также меньше деталей и расходников.

Внутренние причины

Внедрение новых технологий. Своевременная и разумная модернизация производства в перспективе позволит снизить издержки, если новое оборудование позволит экономить силы, материалы и время. Но если внедрять его только ради самого факта внедрения, велик риск себестоимость увеличить — новые станки нужно окупать.

Повышение производственной мощности. Чем больше единиц товара производство успеет выпустить за промежуток времени, тем ниже будет их себестоимость. Поэтому при наличии спроса имеет смысл загружать линию по полной. Но если закупать новые станки без соответствующего спроса на продукцию — они будут простаивать.

Контроль издержек. Если производство стремится снизить расходы на выпуск продукции, себестоимость закономерно снижается. При отсутствии контроля издержки рано или поздно начнут расти, в том числе из-за халатности работников или даже воровства.

Эффективность работы сотрудников. От нее зависит производительность: чем она выше, тем больше товара будет произведено и тем ниже будет себестоимость при наличии фиксированных издержек за определенный период (аренда, зарплаты и т. д.).

Качество инструментов, оборудования. Хорошие станки с расходниками снижают количество брака, увеличивают скорость производства.

Степень загруженности производственной линии. Если количество работы соразмерно возможностям рабочих и станков (не меньше и не больше), это позволяет не увеличивать себестоимость продукции. При чрезмерной же загрузке может вырасти количество брака продукции, поломок станков или больничных у рабочих.

Продолжительность цикла производства. Чем дольше товар проводит на линии, тем больше на него тратится времени и сил, что повышает его цену.

Как рассчитать себестоимость

Порядок расчета и включаемые в него переменные варьируются в зависимости от сферы деятельности — например, он отличается для товаров и услуг. Приведем несколько формул, по которым можно рассчитать себестоимость в разных сферах.

Расчет себестоимости производства товаров

Самый простой расчет себестоимости базируется только на прямых затратах, которые можно легко отследить:

Неполная себестоимость = Материальные и трудовые расходы / Количество товара

Например, вы произвели 200 деревянных полок, потратив на материалы и упаковку 20 000 рублей. Также заплатили сотруднику, который весь месяц эти полки делал, ещё 35 000 рублей с учетом всех налогов и взносов. Итого ваши расходы составили 55 000 рублей, а неполная себестоимость одной полки — 275 рублей:

НС = (20 000 + 35 000) / 200 = 275

Но в этом расчете не учитываются накладные расходы — например, на амортизацию оборудования. Не включены аренда помещения, склада, работа маркетологов.

Чтобы учесть все расходы, нужно считать себестоимость по усложненной формуле:

Полная себестоимость = (Материальные и трудовые расходы + Прямые и косвенные накладные расходы) / Количество товара

Допустим для упрощения, что помимо полок в этом месяце вы больше ничего не произвели, а всю партию решили продать оптовику в своем городе. Тогда на их производство и реализацию фирма понесла следующие расходы:

  • ФОТ рабочего — 35 000 рублей.
  • Материалы, упаковка — 20 000 рублей.
  • Аренда производственно-складского помещения — 10 000 рублей.
  • Оплата коммунальных услуг — 3000 рублей.
  • Доставка полок оптовому покупателю — 2000 рублей с учетом бензина.
  • Контекстная реклама, которая привела оптовика — 5000 рублей.
  • Амортизация оборудования — 5000 рублей.

Тогда расчет полной себестоимости с учетом прямых и косвенных затрат будет выглядеть следующим образом:

ПС = (35 000 + 20 000 +10 000 + 3000 + 2000 + 5000 + 5000) / 200 = 400

Следовательно, полные расходы от производства до продажи покупателю составили 80 000 рублей на партию товара. А полная себестоимость одной полки — 400 рублей, или примерно на 45,45% выше неполной себестоимости.

Это значит, что ставить цену ниже 400 рублей за одну полку нельзя — так вы будете работать в минус. Плюс с полученной прибыли придется заплатить налоги (допустим, УСН 15% «Доходы минус расходы») — это тоже необходимо учесть при реализации партии товара.

Расчет осложняется еще больше, когда нужно учитывать не полный размер косвенных накладных расходов, а лишь какую-то его часть — например, если у вас обширный ассортимент разноплановых товаров.

Расчет себестоимости оказания услуг

В случае услуг расчет сильно зависит от того, что именно вы предлагаете. Не получится по одной формуле рассчитать себестоимость услуги репетитора, строителя и парикмахера.

Один из вариантов расчета — калькуляция: в нее включается перечень всех расходов на оказание услуги, что и составляет себестоимость. Например, выездной репетитор будет считать цену часа занятий, отделочные фирмы часто указывают стоимость за квадратный метр помещения, а таксисты — стоимость километра пути.

Штучные расходники и материалы считаются по затраченному количеству единиц либо пар, а нештучные (например, сыпучие материалы или жидкости) — по весу или объему. Либо поштучно, если на оказание услуги уходит полная упаковка.

Помимо непосредственно работы и материалов в расчет услуги нужно включить также косвенные издержки — аренду помещения (если оно есть), зарплату управленцам, обслуживающему персоналу предприятия, коммунальные услуги. Если для оказания услуги используется техника или инструменты, не забудьте подсчитать их амортизацию тоже.

Например, учитель частной школы приезжает к школьникам, которые не могут посещать занятия, со школьным ноутбуком для показа презентаций, прохождения тестов. Рассчитаем себестоимость услуги за час:

  • Зарплата учителя: 1000 рублей в час.
  • Амортизация ноутбука: 100 рублей в час.
  • Часть зарплаты школьного руководства и административные расходы: 300 рублей в час.
  • Часть расходов на рекламу школы: 200 рублей в час.
  • Стоимость проезда до школьника с учетом времени учителя: 400 рублей.

Итого себестоимость услуги выездного школьного учителя составляет 2000 рублей за первый час занятий и по 1600 рублей за каждый последующий час, поскольку не нужно будет дополнительно тратиться на дорогу.

Как снизить себестоимость

Снижение стоимости производства и продажи продукции оставляет больше маневра для выставления цен и в перспективе поможет получить больше прибыли. Бизнес сможет эффективнее «продавливать» конкурентов на рынке, привлекать новых покупателей и удерживать старых. Для уменьшения себестоимости можно использовать несколько инструментов и стратегий:

  • Оптимизировать процессы. Подробно рассмотрите этапы производства: сколько времени уходит на каждый шаг, сколько расходников и материалов тратится на работу и т. д. Возможно, от части процедур и манипуляций можно отказаться без вреда для продукта или объединить несколько действий в одно.
  • Снизить расходы. Из-за скачков цен и конкуренции цены на сырье и расходники постоянно меняются. Имеет смысл периодически мониторить рынок, чтобы вовремя находить замену поставщикам.
  • Сократить лишних сотрудников. Проанализируйте производительность работников и пользу, которую они приносят. Возможно, штат слишком раздут — например, всем не хватает объема работы. В таком случае можно сократить ставки или подумать над расширением производства и загрузить его новой работой, если есть спрос.
  • Повысить производительность труда. Если работники не мотивированы работать в полную силу, может вырасти процент брака, а скорость производства либо оказания услуги наоборот снизится. Плюс сотрудники могут работать хуже на устаревшем, неисправном или неудобном оборудовании. В таком случае снизить издержки в перспективе помогут системы мотивации работников или модернизация производства.
  • Увеличить объемы производства. Постоянные затраты на производство не зависят от количества выпущенного товара. Поэтому их доля в себестоимости будет уменьшаться с каждой последующей партией продукции. Так что увеличение объемов выпуска — хороший вариант немного снизить себестоимость за счет «размазывания» коммуналки и зарплат по большему количеству товара.
  • Контролировать спрос. Если вы видите, что можете продавать больше продукции — имеет смысл расширить производство, чтобы покрывать образовавшийся дефицит товара. Но важно следить и за колебаниями спроса: бывает, что он проседает. В таком случае «лишний» товар остается на складах и «тратит» деньги на содержание, увеличивая себестоимость. Для эффективного ее снижения важно точно попадать в спрос — не производить ни больше, ни меньше продукции.
  • Экономить электричество. Коммунальные расходы на производстве могут составить серьезную статью бюджета. По возможности стоит приобрести энергоэффективное оборудование, заменить лампочки накаливания на светодиодные и т. д.
  • Автоматизировать процессы. Если какую-то функцию можно автоматизировать — это следует сделать. Это позволит снизить количество персонала, ускорить процесс работы или принятия решений.
  • Планировать. Составьте четкий план хотя бы на ближайший период, это позволит не тратить лишние средства на закупки, поставки либо другие расходы, экономя ресурсы и силы работников. Также по итогам периода можно будет оценить, насколько реальные показатели отклонились от запланированных.

В то же время нужно не перестараться, снижая себестоимость до минимума. Не получится бесконечно урезать расходы, поскольку тогда рано или поздно в бюджет перестанут «помещаться» качественные материалы, долгоиграющие расходники, своевременное обслуживание оборудования и зарплата опытным работникам. В итоге это приведет к увеличению количества брака и общему падению качества продукции или оказания услуги, а в результате — к потере клиентов.

Главное о себестоимости

Себестоимость — сумма всех затрат, понесенных на производство и продажу товара либо оказание услуги. В нее входят не только прямые затраты вроде материалов и рабочей силы, но и накладные расходы: аренда помещения, зарплата администраторов, стоимость рекламы и т. д.

Подсчет себестоимости необходим, чтобы спрогнозировать прибыль, определить справедливую цену. Без знания, сколько денег уходит на товар или услугу, будет сложно не уйти в убыток.

Себестоимость нужно периодически пересчитывать, ведь это непостоянная величина — цена на материалы, рабочую силу, инструменты, расходники колеблется из-за множества причин.

Рассчитывать себестоимость можно по-разному, но только полный ее размер (включая все накладные и косвенные расходы) может помочь в расчете стоимости и прибыли.

При четком контроле бизнес-процессов и производства можно добиться снижения себестоимости за счет уменьшения издержек.

Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqwV9scD

Начать дискуссию