Когда я рассказываю предпринимателям о стратегии, подчеркивая важность системного, то есть научного подхода к управлению, в качестве антипода я часто упоминаю «метод тыка» и «чуйку».
Это у меня такие любимые страшилки) Но действительно ли эксперимент и интуиция – всегда зло? Вовсе нет.
Весь вопрос в том, какое именно место в цепочке принятия решения они занимают.
Если вы вложили 3 миллиарда в строительство завода, потому что «нутром чуяли», что успех неизбежен, а потом проект вылетел в трубу, я вас жалеть не буду. Уж простите.
💯 Чем больше сумма инвестиции, тем более научным должен быть подход к оценке целесообразности этого вложения.
И тут нельзя перестараться с исследованиями рынка, построением финмоделей, прогнозами спроса, применением разнообразных аналитических инструментов, формированием гипотез и разработкой стратегических альтернатив.
⚡ Категорически настаиваю и на научном подходе к выбору показателей эффективности проекта и моделированию сценариев развития и рисков.
Таким же излишеством можно посчитать и детальное планирование проекта.
Тут обычно все цитируют фон Клаузевица: «На поле боя первым гибнет план боя». Или радостно заявляют: «Война план покажет».
Но на деле, показывается совсем другое. А именно множество непредусмотренных подводных камней и неожиданных обстоятельств. Хороший план хорош не тем, что будет исполнен до последней запятой, а тем, что не оставит места беде, которая «пришла откуда не ждали».
❓ Долго, трудно, дорого? Стоит ли оно того?
Да, потому что экономит вам кругленькие суммы, годы жизни и мегатонны нервов.
И вот после всей этой огромной работы, когда начинается реализация проекта, можете включать чуйку и метод тыка. Самое время!
Вроде все идет хорошо, люди работают, успех не за горами, но у вас сосет под ложечкой и кажется, что вот-вот случится что-то нехорошее? Отлично!
❌ Не игнорируйте интуицию.
Докопайтесь до истины, убедитесь, что причин для беспокойства нет, а если вдруг окажется, что есть, примите меры согласно антикризисному плану, не дожидаясь пока проблема станет очевидной для всех.
Включите режим максимальной интуитивной восприимчивости по отношению к клиентам.
Действительно ли продукт, который вы продвигаете, соответствует их истинным потребностям? Перебдеть тут нельзя, а самонадеянная влюбленность в свой продукт похоронила тысячи многообещающих бизнесов.
💪 А теперь про опыт (друг ошибок трудных).
Если состоялся «тык», результаты которого вас не удовлетворили, значит стоит пересмотреть тактику, а то и не один раз.
Эксперименты это конечно страшно, поскольку неудачи ведут к убыткам. Но куда хуже экспериментировать на уровне стратегии, где находятся те самые 3 миллиарда на завод.
Если же цена вопроса заключается в 20000 рублей, потраченных на тест рекламы ВКонтакте, то лучшее решение - обзавестись маркетинговым бюджетом, допускающим некоторый объем экспериментальных расходов.
Да, они могут не окупиться, или не сразу окупиться. Но в любом случае вы получаете бесценный опыт малой кровью. Соответствующее маркетинговое исследование, которое научно докажет, что в вашем случае лучше использовать Яндекс.Директ, обойдется куда дороже.
💫 Стратегическая гибкость хороша именно на этом этапе, когда реализация плана каждый день сталкивается с реальными вызовами, которые нельзя предусмотреть на 100% даже при очень качественном планировании (но это все равно лучше, чем действовать наобум в полной слепоте).
Получается, если действовать всегда строго по науке – наломаешь дров из-за собственной негибкости, косности и медлительности.
Если действовать всегда строго на импульсах – наломаешь дров гарантированно. Потому что имеешь очень отдаленное представление о том, во что ввязался и что тебя ждет.
Вывод: стоит сочетать оба подхода: сначала наука, потом интуиция.
Именно в таком порядке. И следить за поддержанием баланса, не скатываясь ни в одну крайность.
⛱ Да пребудет с вами гармония)