Тренды 2021

Это был сложный год и очень интересный, темпы трансформации общества и бизнеса ускорились невероятно, вот несколько скромных наблюдений.

скромное предвкушение будущего
скромное предвкушение будущего

Экономика одиноких

В прошлом году я говорил о Великой Электронной Стене Одиночества, которую мы выстроили сами вокруг себя, окружив приложениями и онлайн сервисами, чтобы спрятаться от прямых контактов с людьми. И вот она оказалась единственным нерушимым барьером между ковидной реальностью и личным (уютным и безопасным) пространством.

Диджитал инфраструктура оказалась готова не только к тому, чтобы заключить нас в заточение на месяцы (приложение Роспотребнадзора, электронные пропуска и QR коды), но и содержать нас в замкнутом пространстве на достаточном уровне комфорта. Она оказалась настолько эффективной, что курьерам даже поставили памятник.

Памятник курьерам

Но особенность этой истории в другом. Потребитель изменил свои привычки. Привык не ездить в торговые центры и удовлетворять все потребности онлайн. Магия единственной локации, где встречается человек и все удовольствия на свете (от продуктов до одежды, от кинотеатра до катка), исчезла. Люди забыли зачем им нужно одно единственное место, эта точка притяжения. Все теперь онлайн. Захотел мебель? Поесть? Продукты впрок? Одежду? Топор? Даже топор!

Я думаю стоит ждать бум интереса к локальному бизнесу, брендам, авторам (например, этим воспользовался уже Aliexpress). Теперь покидать на целый выходной день свой микрорайон точно нет смысла, а вот выйти из своего убежища и на прогулку — самое оно. За самым крайне необходимым. А все остальное, конечно, онлайн.

Роботы на улицах

Никогда мы не были так близки к тому, чтобы открыто пустить роботов в нашу жизнь. Даже при соблюдении социальной дистанции, мы не можем избежать контакта с человеком, например, с представителем сервиса. Боты же позволяют избежать контакта. И вот Яндекс запускает свою рободоставку, самоуправляемые тачки во всю разъезжают по городу (пока с человеко-контролем), комбайны ночью собирают урожай, на полигонах тестируют дронов спасателей, в Нью Йорке используют робопса от Boston Dynamics, а концерн Калашников тестирует летающий дрон АК47 (ну не полицейским же усмирять толпы недовольных). Нет сомнений, сайберпанк вокруг нас, а не в игровом мире от CD Project. Поэтому так естественно и узнаваемо смотрится ролик про нашу родную кибер деревню.

Зум на всех нас

Мы настолько стали бояться людей, что, если раньше все говорили о потребности заботы, ухода за собой, теперь рассуждаем прежде всего о тренде внимания к собственной безопасности. Безопасность личности, мнения, пространства. Настолько разделили свою жизнь и общественную, что вся реальность за дверью нашей квартиры перешла в зум.

зум пати

зум скринлайф (целый день просто стримите свой рабочий стол, работаете в прямом эфире для всех желающих)

зум секс (пробовали?)

зум роды (зачем?)

зум церковь

зум коворкинги (это когда вместе с незнакомыми или знакомыми людьми работаете и друг друга мотивируете работать)

зум увольнения

зум поощрения

зум фестивали

зум конференции

зум драки

зум встречи (боже! как стало мало бессмысленных встреч и сколько высвободилось времени, ведь не нужно тратить его на дорогу!)

зум все

Позумитьпровести полчаса-сорок минут в компании ничего незначащих тебе людей с выключенной камерой (возможно и микрофоном), демонстрируя свою деятельную сопричастность рабочему процессу, ради получения компенсации в формате псевдодостойной заработной платы.

Тренды 2021

Мой личный аватар

Ковид повлиял на рабочие процессы офисного планктона — мы стали работать дома. Дом стал настоящим офисом, уютным, милым, любимым. Даже придумали специальные зум пижамы — удобно и комфортно.

Но случилось и необратимое — мы забыли про ворк-лайф-баланс. Работа полностью поглотила жизнь. И чтобы облегчить себе жизнь мы все ринулись создавать себе цифровые аватары: 1) сначала ИИ гугла научился создавать неотличимые о реальности фотокопии людей, 2) впереди продажа ваших псевдо-копий для зума, 3) и вот уже Microsoft патентует возможность ваше виртуальное существование после смерти (вот ведь будет забавно, когда копии копий будут общаться друг с другом после смерти). Моделирование тела в ритейле, маски и боты вместо меня на встречах, и вот мужеский долг исполняет бот в телеграме, пока я бегаю в Fortnite.

Индустрия аватаров и виртуальной моды в следующем году покажет себя конкурентом индустрии реальной моды. Вот хороший пример коллаба Levis и Snapchat.

Дипфейк сохраняет нервы агентствам

Мой личный фаворит этого рекламного года — ролик Сбера.

И фиг с ним, что в главной роли вор, круто продемонстрирована возможность технологии на службе у агентства. Вы только представьте какая экономия, не денег, нет, НЕРВОВ. Все знают какие капризные селебы, блогеры и актеры. Ограниченный тайминг, странный райдер, истерики — все в прошлом. Теперь нужно полчаса, ну максимум час, — просто сделать фотосет на хромакее, и твое лицо на актере-болванке. Он сыграет все сцены, отбарабанит все смены, да еще и сверхурочно. В итоге, отличное видео без каких-либо лимитов и ограничений. Все довольны. Технология в деле.

ИИ и креативная индустрия

Возможно впервые искусственный интеллект доказал свою существенное влияние на креатив. Артемий Лебедев запустил своего бота, который в течение нескольких лет рисовал логотипы, и некоторые из них использовались заказчиками.

Конечно, в этом есть некоторая подмена понятий: многие покупали результат работ именно из-за своей скандальности и невнятной презентабельности. Так, молодой неизвестный бизнес мог оказаться в заголовках федеральных СМИ, то есть покупали не графику, покупали хайп. Конечно, такого бы не случилось, если все изначально знали бы, что автор не человек.

Но бот успешно работал и продавал услугу. Генеративная графика уже давно существовала и применялась от кейса к кейсу. Тут же оказалось, что у генеративной графики может быть имя и востребованность рынком. Невнятный результат компенсировался отсутствием вкуса у заказчика.

А раз это работает, стоит ждать рост спроса на услуги креативных роботов. И вот уже Алиса рисует под любой запрос (только в Яндекс.Браузере), а Яндекс.Переводчик переводит книги.

Демократия vs тотальный контроль

И, конечно, этот год — год тотальной победы телеграма и youtube над тв как рупором пропаганды. Вот пример, свежее расследование Навального: 6 млн просмотров за первые сутки. Все всё понимают.

Все всё знают. Люди, которые подобное сотворили у нас в стране, и не думали, что диджитал технологии, их же собственные постоянные сливы, торговля нашими данными (а уже в скором времени начнется и официальная торговля нашими данными, а основным игроком на рынке станет налоговая), позволяют найти их собственный след… Глупость и торжество диджитал.

NEXTA — канал, который смог скоординировать и закрепить успех противостояния режиму в Беларуси. Телеграм канал, Карл! Организовал протестное движение в целой стране. Именно поэтому Politico назвала Павла Дурова дизраптером номер один!

Тви и ФБ (Инста) помогли вызвать полемику вокруг убийства Джорджа Флойда и поспособствовали огромной волне протеста, выразившегося в движении BLM.

Государство отвечает все большей дигитализацией и контролем — в этом году тотальное и триумфальное возвращение qr кодов (в том числе для контроля передвижения в ковидный период). Правда, кроме специальных масок, которые борются с поисковыми алгоритмами распознавания лиц, народ может вообще остановить этот процесс. Например, Портленд проголосовал за запрет использования распознавания лиц полицией и городскими службами.

Барахолка

Интернет превратился в огромную барахолку. Продажа всего и вся везде, где только можно. Бизнес всегда стремится к тому, чтобы оказаться на людском потоке. Люди перестали выходить, и поток переместился сейчас в разных каналах диджитал медиа. Поэтому и в тик-ток появился старый добрый офлайн бизнес. Яндекс.Лавка поменяла рынок — магию доставки в 15 минут теперь требуют от всех. И вот мы видим рост даркитчен и дарксторов.

Даже шоу бизнес научился зарабатывать в диджитал. Тревис Скотт заработал в Fortnite в несколько раз больше чем если бы отправился в тур. В первую ночь на его выступлении побывало более 12 миллионов игроков!

Да и что нам остается, стараться продавать, работать, восстанавливаться после этого страшного и уникального 2020 года.

5858
40 комментариев

Хотел бы я тоже привет тренды, но почти во всем меня воротит от того, что нравится большинству

8
Ответить

Наверное, ты не молод

4
Ответить

Вот пример, свежее расследование Навального: 6 млн просмотров за первые сутки. Все всё понимают. Все всё знают

Ну и обобщение... Вообще-то, нет: не все и не всё. Навальный и его деятельность вызывают совершенно разную реакцию, иногда прямо противоположную, у большого количества людей. Странно, что автор этого не знает

6
Ответить

Обожаю комментаторов, домысливающих за автора - что он знает, а что нет

10
Ответить

вы сами себе противоречите, вы говорите что навальный и его деятельность вызывают разную реакцию.
но автор говорит не про реакцию а про "все все понимают и все знают".
то есть он говорит о разделении людей на тех кто знает и кто не знает, а не на тех кто относится хорошо/плохо. очевидно что те, кто не знает, не относятся никак.

Ответить

Интернет превратился в огромную помойку

5
Ответить