{"id":9185,"title":"\u0427\u0435\u0440\u043d\u0438\u043b\u0430 \u0438\u0437 \u0432\u044b\u0445\u043b\u043e\u043f\u043d\u044b\u0445 \u0433\u0430\u0437\u043e\u0432: \u043c\u0438\u0444 \u0438\u043b\u0438 \u0440\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c?","url":"\/redirect?component=advertising&id=9185&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/316632-odezhda-kotoraya-rastet-vmeste-s-rebenkom-biotoplivo-i-bizhuteriya-iz-chaynogo-griba&placeBit=1&hash=a88533bf78285d41072084482619c82803fd6598d1bcc2e142642ff721574ad7","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
TeamMotion

SWOT-анализ. Почему сразу нельзя выделять сильные и слабые стороны по отдельности?

SWOT-анализ был предложен К.Эндрюсом в 1960-х годах для поддержки процесса разработки стратегии.

Задача SWOT-анализа – представить описание существующей ситуации компании во внешней и внутренней среде в рамках заданной структуры.

Методика проведения основана на выделении 4-х факторов, описывающих внутреннюю среду (сильные и слабые стороны) и внешнюю среду (возможности и угрозы) организации. Затем проводится попарный анализ выделенных факторов.

Одна из важнейших задач при разработке и реализации бизнес-стратегии - поддерживать стратегическое соответствие между внутренней средой организации и ее внешним окружением.

Источник Р. Грант

Поддержание стратегического соответствия возможно в случае, если при проведении стратегического анализа внутренняя среда организации и ее внешнее окружение рассматриваются целостно. На следующем этапе могут выделяться отдельные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы и проводиться более дискретный анализ.

Пример.
При наступлении пандемии многие рестораны озаботились онлайн-доставкой еды. Кто-то организовал собственную доставку, кто-то стал использовать компании по доставке. Сразу пришлось изменить внутренние процессы, были приняты новые решения, возможно изменена система стимулирования и т.д. Другими словами, внутренняя среда организации приведена в стратегическое соответствие с изменениями внешней среды.

Анализ внутренней среды компании

Рис. Внутренняя среда организации

Организация – это система, состоящая из взаимоувязанных блоков, которые совместно влияют на получаемые результаты. Выбор отдельных элементов без понимания внутренних связей между ними будет вносить ошибки в результаты анализа.

Например, система стимулирования продавцов, увязанная с их KPI и целями подразделения может быть сильной стороной. Однако система принятия решений такова, что любое отклонение от стандартных процедур нужно обязательно согласовывать с руководителем. Сам процесс заключения крупных сделок длительный и сложный. Взаимное действие этих элементов будет подталкивать продавцов к продаже стандартных продуктов и ориентировать только на стандартные запросы.

Одна из основных трудностей, возникающих при проведении SWOT-анализа классическим способом связана с выбором сильных и слабых сторон на начальном этапе.

Пример.
Допустим, в компании внедрены и работают бизнес-процессы. Это можно считать сильной стороной. В каких ситуациях эта сильная сторона становится слабой стороной? Как только запросы клиентов начинают значимо отличаться от запросов, на реализацию которых настроены существующие процессы. С точки зрения стратегического соответствия наиболее привлекательная внешняя среда для этой компании та, в которой запросы клиентов стандартны и стабильны.

То есть выбранная сильная сторона в зависимости от ситуации во внешней среде может стать слабой стороной или наоборот.

Подход к проведению SWOT-анализа

Этап 1.
Описание внутренней среды организации без отдельного выделения сильных и слабых сторон.

Этап 2.
Описание трендов внешней среды. Определение возможных целевых сегментов.

Этап 3.
Сопоставление внутренней и внешней среды организации с выделением сильных и слабых сторон по отношению к выбранным целевым сегментам.

Важно!
Сильные и слабые стороны – это характеристики компании. Они должны быть сформулированы как факты. Это то, что есть.

Ключевой критерий отнесения характеристики к сильной или слабой стороне – возможность ее использования для реализации ожиданий целевых клиентов или других заинтересованных сторон (поставщики, партнеры, инвесторы)

Пример описания внутренней среды, которое было сделано в ходе реализации проекта по разработке стратегии для одного клиента.

Суть бизнеса – анализ инфраструктуры производственных объектов на предмет соответствия нормативам, установленным государством.

Внутренняя среда.

  • имеем право производить предлагаемые услуги (работы) и результаты легитимны

  • всегда обосновываем полученные результаты и выводы перед специалистами заказчика и контролирующих органов

  • разрабатываем индивидуальные технические решения под конкретный проект в случае необходимости

  • мгновенное реагирование на угрозы срыва проекта, сроков, потери качества с целью безусловного качественного выполнения проекта в согласованный срок
  • выполнение функции генподрядчика в сложных проектах

  • наличие разрозненной информации о рынке
  • постоянные метания между задачами, которые начали делать

  • основные заказы - это разовые проекты
  • разрозненность получаемых заказов по решаемой задаче, продукту, уровню сумм, типу и размеру заказчиков, сложности проектов, направлениям услуг

  • рабочие процессы, построены на доверии, а не регламентированы (даже если регламент есть, он не соблюдается)
  • делаем проекты разово, мыслим узко (отсутствует система тиражирования)

Вопрос для размышлений.

Какие из этих характеристик можно отнести к сильным сторонам, а какие к слабым сторонам, не зная целевых сегментов и ожиданий клиентов?

Допустим выберем следующие критерии:

  • Необходима для реализации ожиданий ключевых клиентов

  • Дает значимый вклад в достижение целей компании
  • Сложно воспроизвести конкурентам

Стартовый критерий при выборе сильных или слабых сторон – ожидания целевых клиентов. Как только компания выделяет для себя эти сегменты, можно выделять в рамках описанной внутренней среды сильные и слабые стороны.

В зависимости от выбора целевых клиентов и выделения их ключевых ожиданий, разные характеристики будут восприниматься как сильные или слабые стороны. И при этом они будут одновременно описывать внутреннюю среду компании в целостном виде.

Заключение

  • На каждый момент времени организацию можно описать через набор характеристик
  • Полученный набор характеристик отражает представление участников выполненного анализа о внутренней среде организации

  • Сначала описывается внутренняя среда в целом, а потом проводится определение сильных или слабых сторон
  • Ключевой критерий для выделения сильных или слабых сторон – ожидания целевых клиентов, которые компания удовлетворяет/планирует удовлетворять

  • Важно помнить, что при взаимодействии организации с клиентом контакт происходит одновременно с сильными и слабыми сторонами. Вопрос только в одном: что для этого клиента более важно? Какие его ожидания обладают для него наибольшим весом?

Как провести системный анализ внутренней среды организации будет описано в следующей статье.

Делаете ли Вы в своей организации общее описание ее внутренней среды?
Да
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Александр Тимошин 

Team-партнер компания TeamMotion

Читайте так же:

0
13 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Наконец-то!!! Здравый подход к проведению SWOT-анализа. Рассмотрение бизнеса как целостной системы - единственная возможность выжить и расти в быстро меняющейся среде. Практично, реально, жизненно.

2

Марина, спасибо!  Вы точно отметили суть подхода - бизнес, как целостная система.
Потому что достигать значимых результатов в быстро меняющейся внешней среде можно только за счет изменений в компании.
Эти изменения будут эффективными тогда, когда организация воспринимается как система.
Этой теме мы посвятим следующую статью, которая выйдет в первой декаде января
С  наступающим Рождеством и Новым Годом!

1

Большое спасибо! Буду ждать следующую вашу публикацию с большим интересом.
Мои самые добрые пожелания вашей Команде Движения в Наступающем году !!

1

А в чем тут «наконец-то»? Обычная теория из учебника.

Допустим, в компании внедрены и работают бизнес-процессы. Это можно считать сильной стороной. В каких ситуациях эта сильная сторона становится слабой стороной? Как только запросы клиентов начинают значимо отличаться от запросов, на реализацию которых настроены существующие процессы.

Капитан очевидность: если запросы клиентов не соответствуют процессам, то «выстроенные бизнес процессы» сразу записываем в слабые стороны. В чем тут новаторство? В том что нужно подумать перед тем как заполнять сильные и слабые стороны? Ну тогда да, «наконец-то»:)

Оставим за скобками тот факт, что swot - это такое говно мамонта, которым никто уже не пользуется. Кроме бизнес-консультантов и инфоцыган ред.

0

Евгений, приклеить ярлык "инфоцыган" легко.
Вопрос не в заполнении клеток "сильные или слабые стороны"
Вопрос в том, что когда начинают заполнять  эти клетки, осознают ли, что организация - это система и выбранные стороны между собой находятся в постоянном  взаимодействии.
Или это  на Ваш взгляд заморочки бизнес-консультантов?

Относительно того, что никто не пользуется.
Думаю, что этого  Вы не знаете, такой статистики в принципе нет.
Вопрос к Вам для моего понимания:

Какие инструменты стратегического анализа Вы, лично, считаете наиболее полезными на сегодня?
По своему опыту использования

1

SWOT анализ уже как лет 20 не работает. 
Это настолько устаревший подход к анализу, что живу даёшься 

0

Илья,  он безусловно уже в возрасте.
Согласен.
А что означает  Ваш вывод - "уже лет 20 не работает"?

1

В менеджменте качества, в частности в автопроме,  часто применяется данный вид анализа, в остальных отраслях тоже, но не так повсеместно как в автопроме

2

Serg, спасибо за полезную информацию по сути обсуждения с Eugene!

1

Ну да, так это делается, не увидел ничего для себя нового. Вывод то как обычно один. Все это будет в 90% случаев слито в унитаз и объект анализа продолжит работать, как работал в последние 10-20-30 лет. Нужное подчеркнуть.

–1

Вячеслав,  я рад, если Вы  при проведении SWOT-анализа  изучаете внутреннюю среду организации целиком, а не останавливаетесь на отдельных характеристиках.
Что касается действий с полученными результатами анализа, так это  на усмотрение каждого - что с этим делать.
Можно и в унитаз.
Только вряд ли получится продолжить работать так как прежде даже 10 лет.
Внешняя среда с таким бизнесом разберется гораздо быстрее.
Исход будет летальным.

1
Крошечный холод

Обожаю такие статьи)) Спасибо)

0

Илья, каждый  прочитывает то, что для него важно!
Есть известная фраза - "Красота в глазах смотрящего" Оскар Уайльд
Поэтому смысл у каждого  читающего свой:)
Спасибо)

0
Читать все 13 комментариев
Мне стало стыдно не знать столицу Сенегала и я создал бота, который помог мне выучить все столицы мира

Теперь я знаю и флаги стран, и их столицы. Хотя с географией всегда было не очень.

«Вещи должны быть не только функциональными, но и красивыми»: как устроена ландшафтная архитектура Карла Сёренсена

Он дал детям площадку, которую они могли оборудовать так, как хотели, и создал овальные и геометрические сады.

Овальные садовые участки в Неруме Metropolis
Лучшие стартапы «Трибуны» – Ноябрь 2021 года

Подборка пяти лучших проектов от канала @vchunt.

И сотрудников тоже касается: кибербуллинг на рабочем месте
Design vector created by pikisuperstar - www.freepik.com
Яндекс.Маркет не выплачивает деньги за заказы

В нашем случае история началась 16 ноября, когда нам по магазинам ID 1112344, 1366786, 1246337, 1366785 (договора №1947529/21 от 20 мая 2021 и №2282294/21 от 18 авг. 2021) когда не пришли по плану средства за заказы по всем указанным магазинам (примерная сумма выплаты 4,5 миллиона рублей)

Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Как мы отправили 2000 распечатанных фото вашим мамам за 1 неделю после запуска

Как это получилось и сколько заработали. Без фейлов не обошлось.

Это моя сестра - Таня. Пришла на помощь, пока срочно искали еще одного менеджера
Маленький стартап против гигантов: Kytch может починить ломающиеся машины для мороженого McDonald's — сети это не нужно Статьи редакции

Джереми О’Салливан и Мелисса Нельсон придумали устройство, которое предотвращает поломку автоматов для мороженого — проблемы с ними есть в 10% ресторанов McDonald’s. Несмотря на убытки франчайзи, сеть его запретила и почти уничтожила Kytch.

Wired
IPO HashiCorp и Nu Holdings

На бирже пролив уже вторую неделю подряд. Обычно компании переносят IPO в такие моменты до начала роста. Но две компании не побоялись выйти на биржу в нисходящем тренде, давайте их разберём.

SkillFactory раздает подарки: повышенная ставка и новогодний марафон для вебмастеров

В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.

null