{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему регионы все больше проявляют интерес к бизнес-образованию?

Мы прожили этот год в формате digital first. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в привычный жизненный уклад всего мира, вынудив многих перейти на удаленную работу и учебу, а предпринимателей искать новые способы работы или закрыть бизнес. В это время у населения резко возрос интерес к дополнительному онлайн-образованию как к инструменту повышения конкурентоспособности на рынке труда и плацдарму для старта предпринимательской деятельности. Изучив данные аналитических агентств, а также проведя исследование спроса на собственные образовательные программы, мы увидели растущий интерес к бизнес-образованию в регионах. И на это есть три причины.

Причина 1. «Коронакризис» как спусковой механизм

Кризисы всегда были временем больших потерь, но и больших возможностей. Пандемия не отпугнула действующих предпринимателей и подстегнула интерес начинающих к созданию бизнеса. По данным аналитического агентства НАФИ, в ноябре 2020 года 29 % россиян хотели попробовать открыть свое дело. При этом среди тех, кто планирует запускать стартап, 54 % работают по найму в госсекторе, малой, средней или крупной компании, а опыт ведения собственного бизнеса имеют менее половины. Это рождает спрос на бизнес-образование, а в условиях всеобщей самоизоляции — на онлайн-образование. Согласно данным GMAC, доля запросов на онлайн-MBA увеличилась на 43 %, так как многие образовательные учреждения стали предоставлять возможность получения знаний без личного присутствия и дополнительных трат на релокацию. При этом существуют более доступные (как по времени, так и по деньгам) программы, которые помогают получить необходимые навыки для быстрого старта.

Статистика поисковых запросов «как стать предпринимателем», «курсы предпринимательства», «предпринимательство+обучение» в Яндекс Wordstat с октября 2019 г. по октябрь 2020 г., демонстрирует почти кратный рост. Так, количество запросов «курсы предпринимательства» выросло на 85 %, а «предпринимательство + обучение» — в два раза. Почти в 1,63 раза чаще россияне стали искать «как стать предпринимателем» и в 1,9 раз — «обучение предпринимателей». При этом в среднем интерес к открытию собственного дела увеличился более чем в 2 раза к концу октября 2020 г. Эта тенденция продолжится и в 2021 году, так как пандемия коронавируса будет оказывать влияние на рынки еще как минимум два года, и у дел останутся только самые гибкие и готовые к изменениям.

Это понимают не только жители ЦФО, но и Поволжского округа (19,66 % запросов), Сибирского ФО (13,77 %), среди областей и краев которого наибольшую заинтересованность проявляли жители Кемеровской и Новосибирской областей (4,89 %). 10,34–10,59 % запросов были сделаны в Уральском и Северо-Западном округах. Меньше всего запросов было сделано в Южном, Дальневосточном и Северо-Кавказском ФО. Однако жители всех регионов проявляли больший интерес к запросам по обучению предпринимательству по сравнению с другими запросами за тот же период.

Мир меняется стремительно, и людям важно получить новые знания и навыки, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда или запустить свое дело. Именно такую тенденцию мы наблюдаем повсеместно.

Причина 2. Возросший спрос на онлайн-обучение

Статистика Яндекс Wordstat с октября 2019 г. по октябрь 2020 г. показывает 329 тыс. запросов по трем самым популярным словам в сфере онлайн-курсов и вебинаров — «онлайн курсы», «онлайн занятия», «вебинар онлайн». При этом с марта 2020 года количество запросов увеличилось в среднем на 130 % по сравнению с периодом с октябрь 2019 г. по февраль 2020 г. Пик пришелся на март–апрель 2020 года: рост запросов составил 200 %.

Концепция цифрового обучения стала важной частью бизнес-образования. Многие сферы нашей жизни цифровизуются, и онлайн-образование становится естественной частью этих изменений. Главное преимущество, которое оно дает — возможность получить необходимые знания и навыки из любой точки земного шара. Именно поэтому мы наблюдаем спрос на дополнительное онлайн-образование не только в Москве и Московской области, но и в регионах: в октябре 2020 года наибольшее количество обращений было сделано в Центральном (39,35 %) в Приволжском (17,88 %, из которых 2,64 % — Республика Татарстан) и Северо-Западном федеральных округах (12,31 %, из которых 9 % — Санкт-Петербург и Ленинградская область). Реже онлайн-образованием интересовались жители Сибирского, Уральского и Южного округов (7–10 % запросов в каждом округе) и только 2,43–3,38 % запросов сделаны в Дальневосточном и Северо-Кавказском округах.

Анализ спроса в первом и втором полугодии 2020 года на наши массовые онлайн-программы — трехдневный онлайн-интенсив для начинающих и опытных владельцев бизнеса «Концентрат» и 6-недельный онлайн-курс «Скорость» — показал стабильный рост интереса к обучению предпринимательским навыкам. Это вызвано как общей экономической ситуацией, так и необходимостью перестройки продуктов под онлайн-формат и тестирования гипотез для оптимизации бизнес-процессов. Пик интереса приходится на значимые события 2020 года: в марте — всеобщая паника из-за коронавируса и падение фондовых рынков, в ноябре — вторая волна, новые ограничения, закрытые границы. Если сравнить показатели марта и ноября в Москве и регионах, то они будут примерно одинаковыми, а количество запросов в ноябре по сравнению с мартом выросло на 20%. Но если спрос на программы Like Центра во втором полугодии в Москве мало изменился по сравнению с первой половиной года (4,8 %), то в регионах, которые только начинают учиться в онлайне, за второе полугодие 2020 года спрос на «Концентрат» и «Скорость» увеличился на 79 % в Ленинградской области, 31 % — в Уфе и Тюмени, 46 % — в Новосибирской области, а лидером стала Свердловская область — 119 %.

Причина 3. Диджитализация бизнеса

Глобальная пандемия и всеобщая самоизоляция вынудили многие компании не просто перейти на дистанционный формат работы, но и полностью подстроить бизнес-модель под онлайн. Руководителям пришлось быстро учиться выстраивать процессы в компаниях, развивать команды и управлять ими удаленно. Это повысило интерес к краткосрочным программам онлайн-обучения, позволяющим прокачать определенный набор навыков. Пандемия мотивировала предпринимателей научиться вести бизнес эффективно, поскольку только так можно пережить кризис. Многим частным предпринимателям, таким как фитнес-тренеры и преподаватели, также пришлось адаптироваться и оказывать свои услуги онлайн.

Вырос запрос на быстрое получение конкретных недостающих знаний и навыков, особенно в Приволжском Сибирском, Уральском, Южном и Северо-Кавказском ФО, жители которых больше интересуются краткосрочным обучением (вебинарами), чем долгосрочным форматом обучения в виде курсов, который предпочитают жители Центрального округа. Это подтверждает количество заявок на трехдневный интенсив «Концентрат» за I–III кв. 2020 г. и по выручке за II–III кв. 2020 г. Но надо отметить, что средне- и долгосрочные курсы (6-недельная программа «Скорость» и 6-месячный курс «Миллион с Аязом») приносят большую выручку и показывают более быстрые темпы роста за 2019-2020 гг. (210 % в среднем). Данные типы обучения могут стать драйверами развития центра и EdTech отрасли.

Что ждать в 2021 году?

Несмотря на неприятные последствия для экономики и общую нестабильность, интерес к предпринимательской деятельности и дополнительному онлайн-образованию для взрослых достаточно высок: количество запросов на обучение предпринимательству с октября 2019 г. по октябрь 2020 г. по стране выросло не менее чем на 63 % вместе с интересом регионов к онлайн-образованию и получению предпринимательских навыков, где наиболее ярко проявили себя жители Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Уральского и Сибирского федеральных округов.

И мы считаем, что этот интерес будет только расти вместе с рынком EdTech-решений, что в среднесрочной перспективе благоприятно скажется на уровне предпринимательской грамотности и росте доли малого и среднего бизнеса в регионах, а, соответственно, и росте экономики в стране.

0
2 комментария
Евгений Мартынов

Я так понимаю, на vc фильтр для обоссанных инфоцыган отсутствует? 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin

Если верить этому отчету (https://drive.google.com/file/d/1LWKKJVpUTYZCFF9xOs_hzGW7KNmEnWR1/view?usp=sharing), то бизнес-образование это одно из главных направлений, которые внедряют у себя российские EdTech компании.  Значит, что выбор программ будет больше. 

И в целом я рад этому - чем больше в России будет предпринимателей, тем в конечном счете будет лучше всей экономике. 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда