Маркетинг и UX: эффект IKEA, или как с помощью когнитивных искажений повысить ценность и удобство продукта или сервиса

В результате трех экспериментов профессоров было доказано, что люди, которые вкладывают в создание продукта свои усилия (например, самостоятельно собирают мебель по инструкции) — оценивают дороже такой продукт, чем точно такой же продукт, но собранный за них. И хотя собранный продукт экономит время и силы на сборку, при этом ценится он меньше.

Инструкция по сборке шкафа "Billy" от IKEA ikea.com
3737

Мне кажется, что в ситуации с кроссовками, люди все таки платят не за свой труд, а за персонализированный продукт, за его индивидуальность.

4
Ответить

Вы отчасти правы, платят в том числе и за персонализацию, что лишь усиливает эффект ИКЕА. Поясню: эксперименты описанные выше показывают, что эффект ИКЕА работает даже в том случае, когда продукт остается не видим для окружающих (коробка из ИКЕА хранится в чулане или используется при переезде). Соответственно, если речь заходит про продукт, который виден окружающим (одежда или обувь) данный эффект усиливается. В отчете по эксперименту (ссылка в начале статьи) этому посвящен абзац в котором говорится, что для эксперимента специально были подобраны продукты, на которые не влияют внешние факторы, чтобы не искажать результаты. Надеюсь понятно объяснил :) 

Ответить