Чек-лист юриста: что проверить перед запуском рекламной кампании
Реклама — это не только креатив, но и юридические риски. Даже крупные бренды регулярно получают штрафы за нарушения общих норм рекламы: от забытой пометки «Имеются противопоказания…» до некорректных сравнений с конкурентами.
Вместе с юристом be all bright! group Авелиной Бикбаувой собрали чек-лист, который поможет маркетологам, авторам контента, блогерам, начинающим юристам проверить рекламу перед запуском.
Сохраняйте себе, чтобы не потерять!
Это база! Проверяем, соблюдаются ли общие требования к содержанию рекламы
✅Информация в рекламе достоверна и прозрачна
✅Есть доказательства рекламных утверждений (например, для медицинских товаров — клинические исследования)
✅ Нет некорректных сравнений
✅Нет информации, которая нарушает репутацию и достоинство конкурентов
✅ Текст рекламы соответствует заявленной возрастной категории
✅Нет явной и скрытой дискриминации социальных групп
✅ Реклама не побуждает к насилию и агрессии, не провоцирует панику
✅ Реклама не порочит государственные символы, а также объекты искусства и культурное наследие
⚡ФАС оштрафовала Альфа-Банк за недостоверную рекламу кредитной карты. (ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
⚡ФАС возбудила дело в отношении Т-Банка за радиоролик о «переводах без ограничений». В рекламе не указали, что лимит на переводы — 20 тыс. рублей, а комиссия составляет 1.5%. Введение в заблуждение (ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
Нюансы для разных площадок
ТВ
✅Перед показом рекламы во время телепередачи зрителей предупреждают сообщением о её начале.
✅Общее время рекламы в эфире (включая прерывания передач, спонсорскую рекламу и бегущие строки) не превышает 12 минут в час (20%) и 3 часа 36 минут в сутки (15%)
✅Реклама не прерывает несколько видов телепередач (детские и религиозные передачи, официальные сообщения, трансляции в дни траура)
✅В детских телепередачах нет рекламы запрещенных товаров (медикаменты, оружие, табак, алкоголь, финансовые услуги)
✅Громкость рекламы и сообщения о ней не превышает громкость прерываемой передачи
✅ Реклама не размещается на платных каналах и (или) с использованием декодирующих устройств.
✅Соблюдаются особые требования к рекламе: алкоголя, лекарств, финансовых услуг и других регулируемых товаров
✅В рекламе алкогольной продукции, лекарств и БАДов есть обязательные надписи: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», «Не является лекарственным средством», «Имеются противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом».
⚡В 2012 году Новосибирское УФАС выявило нарушения в эфире телеканала «МИР/СТС»: превышение лимита рекламы – более 15% в час (ст. 14 ФЗ «О рекламе»)
Радио
✅Перед рекламой в радиоэфире слушателей предупреждают сообщением о её начале.
✅Общее время рекламы в суточном эфире не превышает 20%
✅Реклама не прерывает некоторые виды радиопередач (детские, религиозные) и в некоторые дни (например, в дни траура).
✅Громкость рекламы и сообщения о ней не превышает громкость прерываемой радиопередачи
Наружная реклама
✅ Получено разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
✅У вас должны быть все необходимые документы-основания для размещения рекламы. Основные: заявление на размещение, проектные документы, подтверждение права на размещение, согласие собственника рекламной площади.
✅В документах указаны корректные сроки размещения
✅Конструкции рекламы соответствую ГОСТам
✅Реклама, размещенная на штендерах, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе
⚡УФАС по Тамбовской области установила нарушение при размещении наружной рекламы местного автодилера: транспаранты-перетяжки крепились на опорах дорожных знаков (п. 10.7 ПДД РФ, ГОСТ Р 52289, ст. 19 ФЗ «О рекламе»
Реклама в Интернете
✅Реклама соответствует общим требованиям
✅Реклама соответствует внутренним правилам площадок
✅Вы зарегистрировались в ОРД и внесли необходимые данные о компании
✅Вы или ваш партнер зарегистрировали рекламные креативы: загрузили документы в ОРД и получили уникальный токен
✅В креативах есть пометка «Реклама», информация о рекламодателе и уникальный токен, выданный ОРД.
✅После рекламной кампании вы собрали и загрузили статистику и акт в ОРД.
Маркировка рекламы в digital: разъяснения юриста
С 1 сентября 2022 года действует № 347-ФЗ — поправки в федеральный закон «О рекламе». С этого момента вся реклама в Интернете должна маркироваться через ОРД.
Как отличить рекламу от обычного контента? Важно всегда сверяться с текстом ФЗ «О рекламе». Если контент создан за деньги и продвигает компанию/товар/услугу — это реклама. Даже если она представлена в нативном формате, без явного призыва купить.
Рекламой не считаются посты компаний в своих соцсетях, а также отзывы клиентов. Но если информация размещается в чужом сообществе и/или имеет ярко выраженный рекламный характер — она может считаться рекламной.
Рекламные посты у блогеров в соцсетях (нативная реклама) нужно регистрировать в ОРД и отчитываться о них. С каждым автором или администратором при этом нужно заключать договор.
Важно отметить, что закон уточняет только критерии разграничения рекламы и информации, а способ распространения — нет. Так что не имеет значения, новый это пост или репост чужой записи — если он рекламный, он нуждается в маркировке.
Добавляем в закладки сайт ФАС
Рекламное законодательство — сложная и динамичная сфера, поэтому важно обновлять базу знаний. В том числе знать практику применения законов.Ловите подборку сайтов, где можно изучать кейсы и следть за изменениями:
- Разъяснения ФАС
- Рекомендации Роскомнадзора
- Аналитика от АКАР и РАМУ
- База знаний от консультационного центра АБА
Ставь лайк, сохраняй в закладки, если было полезно! А также подписывайтесь на наш телеграм-канал "Прожектор be all bright! group" - там мы даем еще больше полезной инфы про маркетинг и креатив, а еще иногда постим мемы :)