Чек-лист юриста: что проверить перед запуском рекламной кампании

Реклама — это не только креатив, но и юридические риски. Даже крупные бренды регулярно получают штрафы за нарушения общих норм рекламы: от забытой пометки «Имеются противопоказания…» до некорректных сравнений с конкурентами.

Вместе с юристом be all bright! group Авелиной Бикбаувой собрали чек-лист, который поможет маркетологам, авторам контента, блогерам, начинающим юристам проверить рекламу перед запуском.

Сохраняйте себе, чтобы не потерять!

Чек-лист юриста: что проверить перед запуском рекламной кампании

Это база! Проверяем, соблюдаются ли общие требования к содержанию рекламы

✅Информация в рекламе достоверна и прозрачна

✅Есть доказательства рекламных утверждений (например, для медицинских товаров — клинические исследования)

✅ Нет некорректных сравнений

✅Нет информации, которая нарушает репутацию и достоинство конкурентов

✅ Текст рекламы соответствует заявленной возрастной категории

✅Нет явной и скрытой дискриминации социальных групп

✅ Реклама не побуждает к насилию и агрессии, не провоцирует панику

✅ Реклама не порочит государственные символы, а также объекты искусства и культурное наследие

ФАС возбудила дело в отношении Т-Банка за радиоролик о «переводах без ограничений». В рекламе не указали, что лимит на переводы — 20 тыс. рублей, а комиссия составляет 1.5%. Введение в заблуждение (ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

Нюансы для разных площадок

ТВ

✅Перед показом рекламы во время телепередачи зрителей предупреждают сообщением о её начале.

✅Общее время рекламы в эфире (включая прерывания передач, спонсорскую рекламу и бегущие строки) не превышает 12 минут в час (20%) и 3 часа 36 минут в сутки (15%)

✅Реклама не прерывает несколько видов телепередач (детские и религиозные передачи, официальные сообщения, трансляции в дни траура)

✅В детских телепередачах нет рекламы запрещенных товаров (медикаменты, оружие, табак, алкоголь, финансовые услуги)

✅Громкость рекламы и сообщения о ней не превышает громкость прерываемой передачи

✅ Реклама не размещается на платных каналах и (или) с использованием декодирующих устройств.

✅Соблюдаются особые требования к рекламе: алкоголя, лекарств, финансовых услуг и других регулируемых товаров

✅В рекламе алкогольной продукции, лекарств и БАДов есть обязательные надписи: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», «Не является лекарственным средством», «Имеются противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом».

В 2012 году Новосибирское УФАС выявило нарушения в эфире телеканала «МИР/СТС»: превышение лимита рекламы – более 15% в час (ст. 14 ФЗ «О рекламе»)

Радио

✅Перед рекламой в радиоэфире слушателей предупреждают сообщением о её начале.

✅Общее время рекламы в суточном эфире не превышает 20%

✅Реклама не прерывает некоторые виды радиопередач (детские, религиозные) и в некоторые дни (например, в дни траура).

✅Громкость рекламы и сообщения о ней не превышает громкость прерываемой радиопередачи

Наружная реклама

✅ Получено разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

✅У вас должны быть все необходимые документы-основания для размещения рекламы. Основные: заявление на размещение, проектные документы, подтверждение права на размещение, согласие собственника рекламной площади.

✅В документах указаны корректные сроки размещения

✅Конструкции рекламы соответствую ГОСТам

✅Реклама, размещенная на штендерах, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе

УФАС по Тамбовской области установила нарушение при размещении наружной рекламы местного автодилера: транспаранты-перетяжки крепились на опорах дорожных знаков (п. 10.7 ПДД РФ, ГОСТ Р 52289, ст. 19 ФЗ «О рекламе»

Реклама в Интернете

✅Реклама соответствует общим требованиям

✅Реклама соответствует внутренним правилам площадок

✅Вы зарегистрировались в ОРД и внесли необходимые данные о компании

✅Вы или ваш партнер зарегистрировали рекламные креативы: загрузили документы в ОРД и получили уникальный токен

✅В креативах есть пометка «Реклама», информация о рекламодателе и уникальный токен, выданный ОРД.

✅После рекламной кампании вы собрали и загрузили статистику и акт в ОРД.

Маркировка рекламы в digital: разъяснения юриста

С 1 сентября 2022 года действует № 347-ФЗ — поправки в федеральный закон «О рекламе». С этого момента вся реклама в Интернете должна маркироваться через ОРД.

Как отличить рекламу от обычного контента? Важно всегда сверяться с текстом ФЗ «О рекламе». Если контент создан за деньги и продвигает компанию/товар/услугу — это реклама. Даже если она представлена в нативном формате, без явного призыва купить.

Рекламой не считаются посты компаний в своих соцсетях, а также отзывы клиентов. Но если информация размещается в чужом сообществе и/или имеет ярко выраженный рекламный характер — она может считаться рекламной.

Рекламные посты у блогеров в соцсетях (нативная реклама) нужно регистрировать в ОРД и отчитываться о них. С каждым автором или администратором при этом нужно заключать договор.

Важно отметить, что закон уточняет только критерии разграничения рекламы и информации, а способ распространения — нет. Так что не имеет значения, новый это пост или репост чужой записи — если он рекламный, он нуждается в маркировке.

Добавляем в закладки сайт ФАС

Рекламное законодательство — сложная и динамичная сфера, поэтому важно обновлять базу знаний. В том числе знать практику применения законов.Ловите подборку сайтов, где можно изучать кейсы и следть за изменениями:

Ставь лайк, сохраняй в закладки, если было полезно! А также подписывайтесь на наш телеграм-канал "Прожектор be all bright! group" - там мы даем еще больше полезной инфы про маркетинг и креатив, а еще иногда постим мемы :)

8
1
Начать дискуссию