ПМЭФ 2025: как неудачи становятся катализаторами успеха
В 2018 году в США из-за вспышки кишечной инфекции всемирно известная сеть быстрого питания потеряла миллионы долларов потенциальной прибыли. Вместо отрицания в McDonald’s провели расследование, изменили систему контроля качества и публично признали вину. Результат — восстановление репутации.
Ежедневно предприниматели допускают ошибки, вопрос только в том, сможет ли бизнес оправиться после падения и как быстро получится восстановить процессы. Но одно дело, если бизнес крупный, и совсем другое — если он только начинает свой путь.
В 23 года сложно управлять компанией. Но меня это не остановило: вместе с партнёрами я основала агентство и начала делать крупные проекты в сфере digital-маркетинга. Например, одними из первых клиентов были Сбер, МФТИ и Сколково.
Затем произошло то, что можно назвать страшным сном предпринимателя.
«Ночь. Телефон молчит. Партнёры тебя предают. Ты сидишь перед ноутбуком, на счёте минус. Внутри — паника».
В этот момент пришлось выбирать: сдаться или действовать.
Кризис как старт перезагрузки
Когда партнёры оставили «в подарок» долг в 10 миллионов рублей и попытались разрушить имя и репутацию, я не стала мстить им или оправдываться перед клиентами. Вместо этого с новым проверенным партнёром провела аудит процессов, укрепила команду и заново упаковала бизнес. Но главное — задала себе вопрос: «Кто я, если у меня всё отняли?».
Брать на себя ответственность за происходящее вокруг — это взрослое решение. И, несмотря на молодой возраст и поистине стрессовую ситуацию, я сумела сохранить контроль над ней.
«Если не можешь остановить процесс — возглавь его» — с этими словами начался новый этап в развитии креативного digital-агентства TMG Agency.
Бизнес — это зеркало
Бизнес — это отражение того, чем живет и во что верит его лидер. Если ты хаотичен внутри — хаос в стратегии. Если ты не умеешь говорить «нет» — это скажет рынок. Поэтому в любой непонятной (читай — кризисной) ситуации начинать нужно с себя.
Я установила чёткие границы и выстроила свою систему координат: где работает не только work-life balance, но и философия качественно другого уровня — work-life synergy.
Сегодня я не только основатель и генеральный директор креативного digital-агентства TMG Agency, но еще и мама — воспитываю двоих сыновей и продолжаю покорять рынок цифрового маркетинга яркими проектами, которые в свою очередь получают признание профессионального сообщества и международные награды.
Вот 7 принципов, которые стали фундаментом и помогают бизнесу развиваться:
- Доверие к себе важнее внешних обстоятельств.
- Партнёр — это не спасатель, а союзник. Иметь право уйти — часть зрелости.
- Пауза — это сила. Иногда лучше остановиться, чем проломить стену лбом.
- Репутация — это не реакция. Это система действий и поступков.
- Границы — это не барьер. Это форма любви к себе.
- Внутренний порядок всегда отражается во внешнем.
- Маркетинг — не витрина. Это твоя система координат.
Честность как новая валюта и дети как источник вдохновения
Всё больше и больше женщин уходят из найма и открывают своё дело. По данным Корпорации «МСП» (Федеральный институт развития малого и среднего предпринимательства), за 2024 год в России число женщин — индивидуальных предпринимателей — выросло до 1,8 млн, что увеличило долю женского бизнеса до 41,4% (по сравнению с 39% по итогам 2023 года). Многие из них совмещают бизнес с воспитанием детей: одних это утомляет, других — мотивирует.
«Секрет в том, что дети — это не помеха. Это якорь. Именно в момент, когда мне было хуже всего — я не развалилась. Потому что знала: я должна быть целой не ради бизнеса, а ради них. И когда у тебя есть этот фокус — ты не тонешь. Ты идёшь, даже если медленно, даже если в одиночку. Но идёшь!».
Честность с собой также помогла оставаться честной перед клиентами. За время кризиса проектов не стало меньше, а наоборот, прибавилось. Потому что, когда ты транслируешь силу и знаешь себе цену, это конвертируется в крепкие отношения — как с клиентами, так и с сотрудниками. Сегодня команда больше и сильнее, нас знают на рынке и доверяют реализацию самых невероятных идей.
Можно оставаться в позиции жертвы и требовать справедливости — но это точно не путь предпринимателя. Узнавайте себя, учитесь предвидеть обстоятельства, повышайте насмотренность и качайте не только hard и soft, но и meta-навыки. Потому что сегодня клиент покупает не продукт, а энергию, с которой ты его создаёшь.