Как составить УТП с использованием корреляционного анализа

типа философский камень
типа философский камень

Как известно, УТП должно отражать ту самую ценность, которую клиенты хотят больше всего. Но как ее определить?

В данной статье мы не будем углубляться в многократно описанные правила составления Уникального Торгового Предложения, а рассмотрим способ, несущий в себе наибольшую информативность и точность.

Статья будет разделена на две части: Математическую и Практическую

Предпосылки

На практике мы сталкиваемся с трудностями, когда хотим определить черты нашего продукта, наиболее удовлетворяющие потребностям клиентов. Очевидно, характеристики продуктов можно разделить на физические и синтетические:

  • Так, для анализа реальных продуктовых качеств используется карта QFD (Quality Function Deployment), которая требует глубокого анализа как инженерной составляющей, так и проведения опросов аудитории.
  • Для оценки искусственного дифференцирования используется модель EST, однако и здесь без опросов не обойтись.

В конечном счете, при создании УТП нас интересует выручка с продукта. Здесь нам на помощь приходит корреляционный анализ.

Корреляция — анализ направленности движения выручки при наличии тех или иных характеристик продукта.

Математика

основная формула корреляции
основная формула корреляции

Для простоты дальнейшего повествования стоит уточнить:

  • В числителе расположена формула ковариации. Она отражает как две переменные одновременно изменяются, а также указывает на направленность: положительную или отрицательную.
  • В знаменателе — стандартные отклонения переменных, которые, выступая общим знаменателем, обеспечивают нормализацию данных в пределе от -1 до 1.

множители 1/n из обеих формул взаимосокращаются

В нашем случае за x принимается выручка с продукта, за y — одна из продуктовых характеристик.

Практика

Как провести анализ? -- главный вопрос. Для начала необходимо составить таблицу в Excel, по примеру на изображении, где строки отвечают за определенный продукт, а колонки за его характеристики. Последняя колонка будет выручкой с продукта.

пример таблицы Excel для корреляционного анализа
пример таблицы Excel для корреляционного анализа

Данные можно брать из собственной базы (для внутреннего анализа) либо из открытых источников о выручке конкурентов, например РусПрофайл. В каждой строке, вне зависимости от типа выбранного продукта, вам будут встречаться различные виды переменных:

  1. Количественные (числовые).
  2. Категориальные (качественные) — цвета, различные оценки, рейтинги, etc. Для работы с ними может понадобится энкодинг: да/нет преобразуются в 1/0, и так далее.

После заполнения таблицы и преобразования всех переменных в числовой формат необходимо использовать встроенную функцию Excel:

=КОРРЕЛ(массив1;массив2)
пример реализованной модели
пример реализованной модели

Преимущества и интерпретация

Как упоминалось во вступлении, существуют различные "продвинутые модели" оценки потребительских предпочтений, однако, главным преимуществом использования корреляционного анализа при формировании УТП является экономия времени и достоверность.

Основанный на исторических данных существующих транзакций, метод позволяет определить наиболее предпочтительные нашими клиентами продуктовые характеристики, исключая лишние траты и оптимизируя операционные и производственные издержки.

Концентрация наших усилий на наиболее доходных областях нашей деятельности определяет контур развития компании.

Полезные ссылки:

подписывайтесь на телеграм-канал, там я разбираю маркетинговые и аналитические инструменты

1
Начать дискуссию