Вернутся ли ушедшие от нас бренды электроники и как это будет?
Несмотря на громкие заявления и уход многих западных брендов из России в 2022 году, появляются признаки возможного возвращения некоторых из них. В частности, Intel и Microsoft зарегистрировали товарные марки в Роспатенте. К чему бы это? И легко ли будет именитым брендам вернуть долю в российском рынке?
Что подтолкнет компании к возвращению? Кто откроет двери первым?
Ключевые факторы – спад политической напряженности и желание снова работать на большом рынке. Законы экономики всё ещё в силе: наш спрос – их потенциальная прибыль. К тому же, полностью заменить импорт в электронике нашим соотечественникам пока не удалось.
В первую очередь, скорее всего, вернутся те, кто больше всего потерял при уходе. Плюс мощные бренды, чью долю не смогли занять другие. Такие, как Apple и Microsoft.
Легко ли будет именитым техно-брендам вернуть позиции в России?
Действительно, после ухода западных компаний, во многих нишах их место заняли российские и китайские производители. Ситуация в конкретных сегментах может различаться, однако тем, кто планирует вернуться на рынок, важно осознавать, что он не остался в той же точке. Укрепившиеся конкуренты точно не будут рады. Самый яркий пример сейчас назревает в сфере FMCG – у «Черноголовки» очень большие претензии к возвращению Coca Cola. Никто не захочет терять прибыль и уступать долю рынка, которую уже освоил.
Смогут ли наши бренды отстоять место под солнцем?
Несмотря на попытки импортозамещения, у российских брендов плохо получилось выстроить отношения со своей аудиторией. По крайней мере, на рынке электроники. Товары либо не дотягивали до требований потребителя, либо вообще не получилось создать удобоваримый продукт. У китайских брендов получилось чуть лучше, и если когда-то Китай ассоциировался с фабрикой дешевых подделок, то сегодня мы понимаем: это страна, которая совершила технологический прорыв. Понятное дело, что обилие китайских брендов, которые хлынули на российский рынок, совмещает в себе как хороших игроков, так и ширпотреб, но опять же – никто не захочет терять свою долю рынка или отдавать ее западным аналогам.
К сожалению, российский бизнес – это российский бизнес. И он (в большинстве своем, не в абсолюте, конечно) до сих пор не понимает и не принимает такое явление как PR для выстраивания отношений со своей целевой аудиторией. Китай в этом плане прогрессивнее, но в стремлении сэкономить, они часто берутся делать всё сами, внутренними ресурсами, даже на неродном рынке. Иногда это заканчивается плачевно.
Западные же бренды отлично знают, как и зачем дружить со своим потребителем, как создавать ценность продукта, как обеспечивать сервис и поддержку. И если импортозамещающие бренды не научатся так же, то даже агрессивные попытки не пускать Запад обратно не приведут ни к чему хорошему для их бизнеса.
Насколько вероятно возвращение западных товаров в ближайшем будущем?
Вопрос возвращения зарубежных брендов электроники на российский рынок остается открытым. Сейчас этот момент как будто снова отдаляется. Но, так или иначе, возвращение не исключено, и российским производителям будет не лишним заранее разработать стратегию конкурентной борьбы.
Ольга Харитонова, CEO и совладелец коммуникационного агентства 2L (основано в 2002 году, специализируется на PR-поддержке и продвижении технологичных брендов, гаджетов, микроэлектроники).