{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Чат в маркетинговых исследованиях — новая реальность

Мессенджеры и чаты в приложениях станут основным каналом общения исследователя и респондента, а рассылка опросов по e-mail будет постепенно уходить в прошлое, так же как «квартирники», «уличники» и «телефонники».

Николай Коротков, руководитель отдела маркетинговых исследований банка «Открытие», поделился несколькими фактами из совместного с компанией Tiburon Research исследования про удобные для клиентов каналы коммуникации.

Николай Коротков
Руководитель отдела маркетинговых исследований банка «Открытие», автор книги «Другой маркетинг: Как меняется маркетинг в банках»

Не думаю, что что-то фундаментально изменилось в человеческой психологии за столетия. Вот например — все были в Турции и знают, что там есть древняя традиция начинать продажи с «чата» — живой беседы с клиентом за стаканчиком чая или чашечкой кофе.

Люди любят разговоры, любят отвечать на вопросы, любят делиться мнением. Это мнение обладает предиктивной силой. Оно определяет будущее поведение, структуру спроса и выбор. Определяет продажи. Это было доказано экспериментально — три фактора определяют долю рынка: осведомленность, доступность и предпочтения.

Лучше всего об этом пишет Байрон Шарп в своей книге «Как растут бренды». Те, кто считает, что мнение людей можно игнорировать, опираясь только на исторические «большие данные» — смотрят в прошлое, в «зеркало заднего вида». Нет такого факта, как «все респонденты врут». Есть факт — «исследователь что-то делает не так». В современном мире важно уметь правильно узнавать и интерпретировать мнение клиентов. Знать, в какой обстановке и как лучше проводить интервью.

Посмотрим на близкую мне банковскую сферу. Как мы общались с клиентами 10 лет назад? Классический «квол», классический «квонт». Глубинки, фокус-группы, опросы — по телефону, e-mail. Это было удобно для респондентов. Вот данные из моего исследования в Райффайзенбанке, проведенного 7 лет назад. E-mail — самый удобный канал для контакта, если дело касалось «опросов».

Технологии того времени формировали привычки массовой аудитории и определяли организационную структуру банков в сфере исследований и CRM. Эта оргструктура по инерции работает в банках и поныне. Почти все банки увлечены «рассылками» и «обзвонами» на исследовательские темы. В нашем банке за последние полгода они по объему равны всей клиентской базе.

Удобно ли это клиентам? И если нет — то что делать? Как лучше общаться сейчас? Мы провели небольшое исследование с Tiburon Research, опросили «рынок» и клиентов банка «Открытие». Люди говорят — нам удобней в чате. Это понятно и ожидаемо. Мессенджерами Whatsapp, Viber, Telegram пользуются более 90% взрослого населения России (по данным Deloitte, 2020). А чаты в мобильных приложениях банков уже попробовали более 50% клиентов (по данным Finalta за 2020 год).

Это говорит о том, что банкам — да и не только банкам — стоит перестроить контактную политику. Я думаю, следует сократить объем «звонков» и «рассылок» на исследовательские темы. Возможно это слишком радикально, но к этому нужно стремиться. «Телефонники» сильно раздражают клиентов.

Нам нужно учиться работать в чате. Я верю, что в чаты скоро будут интегрированы быстрые исследовательские решения — такие как Fastuna. Клиенты готовы делиться мнением и отвечать на короткие анкеты из 3−5 вопросов. Особенно, если эти вопросы задаются в моменте — в связке с жизненной ситуацией, в которой находится респондент. Это может быть пользование банковским продуктом или какая-то покупка, заказ услуги. Идеально для CX и UX.

Чат в мобильном приложении — это бесконечно длинное интервью с респондентом или группой респондентов, в котором вопросы можно задавать порциями, в разных форматах — видео, текст. И получать ответы в разных форматах — текст, фото, голос, видео. Это и «квол» и «квонт». Клиенты охотно согласятся на «глубинное интервью» с «продактами» в чате. Это возможно даже в видео-формате.

Чат — это идеальный инструмент для рекрута клиентов — приглашений на очные интервью или демо-дни, на мероприятия банка, для краудсорсинга.

Более 70% респондентов согласились с тем, что чаты в мобильных банках нужно развивать в сторону активной обратной связи и делать это как можно быстрее.

Я уверен, что скоро мы увидим активное развитие исследовательских возможностей в чатах. Эти изменения органично встроятся в Agile — формат работы и будут доступны для всех исследователей в банке — в маркетинге, продуктовых командах, UX лаборатории, CX. Думаю, в банковских чатах будут развиваться:

  • Собственные конструкторы опросов для «внутренних клиентов — исследователей».
  • Голосовой помощник AI для проведения интервью, голосовые сообщения.
  • Вопросы в реальном времени — интеграция в жизненные ситуации, контекстно-зависимые интервью — например от покупок или параметров поиска, мобильная этнография.
  • Видео- интервью, видео фокус-группы, форумы, аналоги Clubhouse.
  • UX/UI тесты в реальном времени.
  • API для внешних сервисов, таких как Fastuna или Яндекс.Взгляд.
  • Интеграция с CRM и бизнес-аналитикой, продажами.
  • Интеграция с программами лояльности — «инсентив» и вознаграждения.

Больше мыслей и опыта про маркетинг и исследования в книге Николая Короткова «Другой маркетинг: Как меняется маркетинг в банках». Книга актуальна и для специалистов из других сфер бизнеса.

0
2 комментария
Санан Фатуллазаде

Шлю вам сердечки, Tiburon :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Moroh Ferma

Что толку от исследований для г0вн0 банка, если они простой клиентский сервис наладить не могут.
 Мой кейс с Открытием:
- заказал перевыпуск карты с доставкой карты в офис Открытие рядом с работой.
- пока доставляли карту, офис Открытия закрылся (само сочетание слов умиляет) безвозвратно - ппц мля, Карл, они не могли предупредить, что офис закроют, это не вагончик у метро, а целый этаж в историческом центре Питера рядом с метро
- в их мобильном приложении, которое они нахваливают, функция поменять офис доставки карты не предусмотрена от слова <совсем>
- отменить перевыпуск и сделать новый запрос на выпуск карты с доставкой в действующий офис - зачем такими мелочами криворуким разрабам голову забивать - в ТЗ эффективные манагеры не написали - и так сойдёт!
- звоню в поддержку с просьбой изменить офис доставки или перевыпустить заново карту - мля sцуко нет такой опции 
- высочайший уровень sцуко млять сервиса  гребаного Открытия: надо ехать 3 дня на оленях в ж0пу мира, чтобы написать заявление, в какое отделение я хочу перенести доставку карты
-и вся эта камасутра млять для участников зарплатного проекта, а простых людей эта гребаная Открывашка, наверное, с пола грязь есть заставляет 
- чуть не забыл: офис, где надо написать заявление о изменении адреса доставки, работает только до 18:00 - пidorы мля, так над людьми издеваться
Как результат: отпроситься на пол дня с работы и доехать до офиса, чтобы написать заявление о переносе доставки моей зарплатной карты не получается уже 2 месяца
Тому, кто такой клиентский сервис разработал и утвердил в наше время, надо памятник поставить, посоветуйте место для установки памятника?

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда