Кому нужен ментор — результаты исследования
Некоторое время назад у себя в канале «Стратегия 360» мы запустили ряд интервью по теме менторства. Настало время поделиться результатами.
Мы провели более 20 глубинных интервью по методологии Jobs To Be Done и выявили, что запрос на менторство гораздо шире, чем просто «найти наставника по работе».
Оказалось, что менторы нужны в девяти ключевых ситуациях:
1. Студенты, которые хотят найти первую серьёзную работу.
2. Студенты, которые получили специализацию и хотят определиться с профессией (например, в маркетинге около 100 профессий от smm менеджера до исследователя, стратега и управления продуктом)
3. Запрос на точечную прокачку навыков для текущей работы.
4. Желание открыть свой стартап, даже не имея опыта работы.
5. Переход из найма в предпринимательство и наоборот.
6. Смена профессии — от «хочу что-то новое» до полного разворота карьеры.
7. Поиск карьерной траектории и своего пути.
8. Управление конфликтами, командой и психологическая поддержка.
9. Развитие бизнеса и масштабирование.
Какие ценности менторства назывались? Оказалось, что от ментора ждут от подготовки к собеседованию до понимания рынка, рекомендации по обучению, разбор карьерных ниш, наставничество от экспертов, помощь в проверке идеи, разработке MVP, выходе на инвесторов, психологическая поддержка, диагностика сильных сторон, выбор направления развития, разбор сложных ситуаций.
Контекст у всех свой, но, как правило, чаще всего встречается просто отсутствие людей, с которых можно брать пример, разочарование в текущей профессии или ее неактуальность на рынке труда в будущем, неосознанный выбор первой профессии и обучения по ней, идеи своего стартапа и нежелание работать в найме, даже если там еще и не работал, выгорание, тупик, амбиции и много еще других «тараканов».
Как выбирают ментора? Почти все говорили о вайбе, психологической совместимости, далее – это реальный опыт и кейсы, энергия, открытость, последовательность, умение сложное объяснять простым языком, нестандартное мышление.
Какой результат ждут от ментора? Конечно же, увидеть больше перспектив, получить интеллектуального собеседника, понять, куда двигаться дальше, убрать страх, реализовать себя, найти подтверждение своих шагов и минимизировать риски, получить конкретный план действий и инструменты в поиске работы, формирования команды, развития бизнеса, контакты, сообщество.
Стоит отметить, что мы разговаривали с разными людьми: у которых был опыт работы с ментором и без этого опыта. Но все достаточно точно определили разницу ментора от других «ХХХ-оров» 😊
Вывод: менторство – точечный инструмент для решения конкретных карьерных и бизнес-задач.
Чем ментор отличается от других форм поддержки:
- Ментор — передаёт свой опыт, помогает избежать ошибок, ведёт к результату на основе личной практики.
- Наставник — обучает конкретной профессии или процессу внутри компании.
- Тьютор — помогает выстроить индивидуальную образовательную траекторию, подбирает ресурсы для обучения.
- Коуч — не даёт советов, а задаёт вопросы, чтобы вы сами нашли решение.
А вы кого бы выбрали для своей задачи — ментора, наставника, тьютора или коуча? Почему?