Как поставить цели в интернет-маркетинге: пошаговый алгоритм

Андрей Гавриков
Совладелец и генеральный директор маркетинговой группы «Комплето»

Постановка целей в интернет-маркетинге (ИМ) – первостепенная задача. Без понимания целей невозможно выстроить грамотную комплексную работу и сформировать стратегическое видение.

Как раскопать цели или “принцип матрешки”

Как поставить цели в интернет-маркетинге: пошаговый алгоритм

Чтобы докопаться до сути, необходимо пройтись по этапам и раскрыть все матрешки одна за другой. Сначала мы должны понять, какая у бизнеса модель. Затем прийти к пониманию общей стратегии. Из нее вылупляется маркетинговая стратегия, которая становится первоисточником для электронного маркетинга. В самой последней матрешке скрываются цели и задачи ИМ. Пробежимся кратко по ключевым “матрешкам”.

Какая у бизнеса модель?

Рассмотрим понятие “бизнес-модель” на примере системы Canvas.

Как поставить цели в интернет-маркетинге: пошаговый алгоритм

Бизнес состоит из нескольких структурных блоков:

  • что предлагает компания: ваш продукт;
  • для кого работает бизнес: ваша аудитория;
  • как вы взаимодействуете с клиентами и партнерами: интернет-реклама, реклама в СМИ, промомеропиятия и т.д;
  • как строятся отношения с покупателями: клиентская база, email-рассылка, программы лояльности;
  • какие ключевые процессы налажены в компании: производство, маркетинг, логистика, продажи;
  • какие ресурсы есть у бизнеса: производство, склад, транспорт, клиентская база;
  • кто является партнером компании;
  • каковы затраты и их структура;
  • какие основные источники доходов.

Стратегический подход: миссия, цели и задачи

Бизнес – это процесс. И этот процесс нельзя пускать на самотек: важно заранее знать, в каком направлении и для чего мы движемся. Для этого прописываем миссию, цели и задачи бизнеса.

Нужна ли миссия компании? На этот вопрос ТОП-менеджмент разных компаний отвечает по-разному. Кто-то уверен, что без нее не обойтись. Кто-то считает, что это всего лишь малозначимый документ. Миссия компании – это текстовый документ, который определяет, что именно делает компания в контексте общественной значимости и насколько для людей важно то, что она делает. Компания без миссии – это однодневка, которая легко может сбиться с курса, заданного на старте. Кроме того, без ценностей и общественных ориентиров компания не будет иметь значения для большинства людей.

Как поставить цели в интернет-маркетинге: пошаговый алгоритм

А что такое стратегические цели в контексте бизнес-модели?

Обратимся к примеру выше. Фирме “Авион” важно содержать свой авиафлот в прекрасном состоянии. Для компании также важно повышать уровень профессиональной подготовки сотрудников и поддерживать доброжелательный климат в команде. Эти важные вещи и есть те самые стратегические цели по развитию компании. В стратегию также включают производственные моменты, логистические данные, финансовые и маркетинговые показатели.

Цели компании становятся достижимыми благодаря разбивке по задачам. Например, для достижения цели обеспечения комфортных и безопасных авиаперевозок пассажиров необходимо реализовать конкретную задачу: “Наши самолеты должны прилетать в пункт назначения точно по расписанию в 99 процентах случаев”. У Авиона есть другие задачи, которые приведут к достижению этой цели: организация переподготовки персонала раз в году, покупка трех современных самолетов ежегодно.

Маркетинговая стратегия компании

Цель маркетинга проста – получение прибыли через реализацию потребностей клиентов.

Как поставить цели в интернет-маркетинге: пошаговый алгоритм

Маркетинговые цели бывают разными. Вот лишь некоторые примеры таких целей:

  • рост продаж;
  • запуск новых товаров и услуг;
  • лидерство на рынке;
  • расширение дилерской сети;
  • рост клиентской базы, поставщиков, объемов и т.д.

Для стратегических целей нет осязаемых, конкретных показателей. Достижение конкретных показателей оценивается на уровне тактических планов.

СЭМ, или системный электронный маркетинг

Это понятие объединяет и координирует маркетинг компании. В него входят следующие составляющие:

  • интернет-маркетинг;
  • маркетинг мобильных устройств и приложений;
  • CRM-системы баз данных и аналитики бизнес-процессов;
  • системы Business Intelligence по анализу Big Data;
  • IP-телефония – система мониторинга отдела продаж,
  • web- и бизнес-аналитика.
Как поставить цели в интернет-маркетинге: пошаговый алгоритм

Теперь, когда мы разложили матрешку на составляющие, может показаться, что цели ИМ – это больше не проблема. Что мы имеем: стратегические цели компании и ее маркетинга, цели СЭМ. Добавим сюда суммарный трафик и показатели отказов – и вот у нас уже готовые цели ИМ. Но на деле эта задача куда сложнее, чем можно подумать.

Выстраиваем пирамиду электронного маркетинга изнутри

Как поставить цели в интернет-маркетинге: пошаговый алгоритм

На многочисленных обучающих вебинарах сотрудники “Комплето” часто рассказывают про пирамиду СЭМ. Пирамида включает стратегический уровень, который состоит из цели, уникальности, ценностей и способностей.

Стратегический уровень развития компании включает в себя:

  • цели,
  • позиционирование,
  • УТП – уникальное торговое предложение,
  • сегментация ЦА;
  • конкурентный анализ;
  • анализ ситуации.

Стратегический уровень выстраивает стратегию электронного маркетинга. Вот тут и появляются цели ИМ. Затем цели разбиваются на задачи, которые необходимо решить с использованием разных инструментов: сайта, рекламы, CRM-систем.

Подобрались к самому интересному. С целями и задачами интернет-маркетинга более-менее понятно, но интересно, а как это работает на уровне B2B -компаний.

Скачать чек-лист разработки стратегии интернет-маркетинга от “Комплето” можно тут.

B2B, да что с тобой не так?

В B2B все куда сложнее, чем в B2C секторе. На это есть ряд причин. Вот лишь некоторые из них:

  • сложно выделить сегменты ЦА,
  • долгий цикл сделки – от нескольких месяцев до нескольких лет,
  • несколько людей могут принимать решения,
  • прямые продажи - их может не быть,
  • ключевое звено – отдел продаж,
  • сложно измерить эффективность проекта.

Подобрались к сути: как вычислить и сформулировать цели ИМ.

Как поставить цели в интернет-маркетинге: пошаговый алгоритм

Цели интернет-маркетинга

Рассмотрим классические цели ИМ:

  • Увеличение продаж компании:— прямые продажи через торговые точки;— прямые продажи в интернете;— опосредованные продажи офлайн (через дилерские и партнерские сети);— опосредованные продажи онлайн (через дилерские и партнерские сети).
  • Рост вторичных продаж.
  • Укрепление базиса бренда: ценности, миссия, лояльность клиентов и т.д.
  • Вывод товара на рынок.
  • Заход на другие рынки, в новые регионы.
  • Успешность оказания услуг и повышение индекса удовлетворенности клиентов.

Это общие цели, которые нужно расписать по модели SMART.

Уникальность предложения и позиционирование

Цели ИМ зависят от позиционирования компании, то есть по сути от образа компании в глазах потребителей. Что думают о вас ваши клиенты? Тема позиционирования отлично раскрыта в книге Дж. Траута “Маркетинговые войны”.

Уникальное торговое предложение формируется на основе уникальности компании и особенностей ее предложения. Чем хорош именно ваш продукт? Почему стоит покупать именно его? Чем вы лучше ваших конкурентов? Ответив на эти вопросы, вы будете на полпути к формулировке собственного УТП.

Убеждения и ценности

Сегментирование ЦА

Чтобы понимать, как именно нужно продвигать ваш товар, вы должны очень хорошо знать, кому он может быть нужен. На кого будет рассчитана ваша рекламная кампания в поисковых и в социальных сетях? Каким должно быть SEO-продвижение? На эти и другие вопросы поможет ответить сегментирование целевой аудитории.

После того, как вы составите портрет вашей аудитории, ответьте на вопросы для каждого сегмента в отдельности.

  • Какую “боль” мы закрываем у этого сегмента?
  • Какой из ваших продуктов/услуг наиболее подходит для этой аудитории?
  • В каком регионе проживает?
  • Из какой отрасли ваша ЦА?
  • Кто принимает решение о покупке?
  • В каких количествах покупают?
  • Как часто покупают?
  • Какие возражения могут быть?
  • Какие есть мифы и штампы?
  • Почему покупают ваш товар и только ли ваш?
  • Выгодно ли вам работать с этой нишей?

Конкурентный анализ

Невозможно понять, в каком направлении двигаться отделу маркетинга, если вы не знаете, чем и как живут конкуренты. Следует выяснить вот что:

  • как себя позиционируют ваши конкуренты;
  • какова их ценовая политика;
  • каков ассортимент;
  • как они обслуживают клиентов;
  • какие методы продвижения используют;
  • сколько денег тратят на продвижение;
  • как удерживают и вовлекают клиентов, как конвертируют заявки в продажи.

Узнайте, как грамотно провести конкурентный анализ из инструкции.

Автопортрет: а что у нас?

Перед постановкой целей, необходимо провести анализ своей компании. Какова актуальная ситуация? Если вы ранее проводили рекламные кампании или делали иные шаги в ИМ, то необходимо проанализировать их и найти сильные и слабые стороны этих действий.

  • Анализ рекламных интернет-кампаний.
  • Аудит сайта: технические параметры, SEO и маркетинговый аудит, анализ юзабилити.
  • Веб-аналитика: настроена ли и правильно ли работает?
  • Проверка качества лидов.
  • Проверка качества обработки заявок отделом продаж.
  • CRM-система, IP-телефония: внедрены ли и как используются.

Создание стратегии ИМ

Существует четыре базовых этапа воронки продаж. Для начала необходимо продумать, что вы предложите клиенту на каждом из этих этапов.

Как поставить цели в интернет-маркетинге: пошаговый алгоритм
  • Привлечение клиента

Следует решить, как направлять ЦА на нужные площадки: на сайт, в группы в пабликах. Ваша цель – выход в ТОП в поисковых системах, рост трафика, CTR.

  • Вовлечение клиента

Мы не просто должны “заманить” аудиторию на свои площадки, но и зацепить ее чем-то, заставить провести максимально долгое время на сайте, подписаться на новости и т.д. Задача в том, чтобы клиент увидел потенциально интересный ему контент, заинтересовался предложением.

  • Конвертация в заявку

На этом этапе клиент из простого посетителя превращается в лид. Цель этапа – добиться от клиента совершения целевого действия: подписаться на новости, оставить заявку, прислать контакты.

  • Удержание клиента

На этапе воронки мы подогреваем интерес новой аудитории и удерживаем старую. Целью этого этапа будет совершение нужных вам действий, например, повторной покупки или попадания в базу рассылки.

В идеале вы должны расписать шаги от вовлечения до удержания для каждого сегмента вашей ЦА.

Цели ИМ – это цели воронки продаж

Вот небольшой пример, который иллюстрирует то, какими могут быть цели интернет-маркетинга.

Как поставить цели в интернет-маркетинге: пошаговый алгоритм

Стратегия компании: пошаговый алгоритм

Как поставить цели в интернет-маркетинге: пошаговый алгоритм

Подытожим. Для формирования стратегии и выявления целей ИМ, необходимо выполнить следующие действия пошагово.

  • Исследовать бизнес-модель компании.
  • Сформулировать цели бизнеса.
  • Составить портрет аудитории и провести сегментирование.
  • Составить представление о товарной матрице.
  • Провести аналитику по сформированному спросу.
  • Сделать анализ конкурентов.
  • Разработать стратегию ИМ для вашей компании.

Цели должны быть умными

Как поставить цели в интернет-маркетинге: пошаговый алгоритм

Ваши цели должны:

  • быть измеримы,
  • быть достижимы,
  • быть желаемы,
  • быть конкретны,
  • иметь конкретные сроки.
1212
6 комментариев

Это оригинальная статья или рерайт с блога?

1
Ответить

Это обновленная информация которую следует донести до широких масс.

Ответить

Спасибо за полезную инфу👍🏻

1
Ответить

Образщайтесь ;)

Ответить

Статья-огонь!

1
Ответить

Рады что вам понравилось))))

Ответить