Царь горы фриланса или как использовать слабость конкурентов

Чертовы конкуренты, у них всегда дела лучше, чем у нас. Демпингуют цены или берут больше, чем стоят, делают всякую хрень и портфолио у них так себе. НО чтобы быть в рынке и быть привлекательным для Заказчика, надо изучать своих коллег по цеху Разберем анализ конкурентов и как его использовать в своих целях.

В прошлых материалах рассказала, как сделать анализ целевой аудитории, то есть провести опрос Заказчиков, и сформировать выгоду работать с Вами. Здесь разберем почему без анализа конкурентов невозможно понять, чем Вы “уникальны”.

Независимо от того, какие услуги предлагаете рынку, нужно понимать чем вы отличаетесь от других таких же. Что логично, нужно посмотреть кто эти “другие”. Зачем? Во первых при переговорах с Заказчиком у вас будут дополнительные аргументы, этим можно оправдать высокую цену за ваши услуги, в сложных ситуациях это может быть доводом, когда заказчик говорит “наш дизайнер сделает лучше” или “мой брат дизайном занимается”. Также, это нужно для раздела “о себе”, где надеюсь Вы пишите грамотно о своих сильных сторонах в проектах. И хотя в прямую анализ конкурентов не совсем отвечает на эти вопросы, но он дает данные, из которых это все берется.

Лень читать?! Посмотри видео версию данной статьи <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2F1cRzaCyLCVY&postId=2203531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по ссылке</a>.
Лень читать?! Посмотри видео версию данной статьи по ссылке.

Итак, нам понадобится опять XL табличка. Можете скачать мой шаблон по ссылке.

Удобнее всего разделить на столбцы:

  • ФИО\ нейм\ Название,

  • Портфолио,

  • Где еще размещено портфолио (название ресурса, ссылка),

  • О себе: Профиль,

  • Услуги \ ЦЕНЫ,

  • УТП,

  • Медиаактивность.


ДОП.ПУНКТЫ логотип и страны работы. На случай если Вы планируете или уже работаете как цифровой кочевник. Эта инфо Вам даст понимания как в зависимости от страны меняется позиционирование специалистом и какие штуки там больше интересны. Не ко всем профилям деятельности это подходит, но лучше больше, чем меньше.

Кого берем для изучения.

Нам понадобятся примерно 15 наших конкурентов. Берем 5-7 самых крутых в отрасли, чтобы понимать, чем они козыряют. Потом берем еще 8 примерно, средне проработанных. И можно каких-нибудь новых в рынке. Таким образом нам будет понятно, чем живет рынок и чем в нем отличаются специалисты. А главное куда можно стремиться или нет.

Методика сбора информации.

Находим ФИО\нейм конкурента и идем в гугл или яндекс поисковик, вбиваем: Василий Пупкин web разработчик. Вуаля, у вас все что этот чел, когда либо публиковал и все нужные ресурсы. Если не находит, берем отдельно ник или почту контактную, также вбиваем в поисковик и вот у вас вся инфо есть для сбора данных. В поисковиках легче всего увидеть на сколько хорошо вообще персона или компания себя продвигает. Если вы видите много ресурсов с упоминанием, то скорее всего либо на рынке давно, либо умеет заниматься PR.

Царь горы фриланса или как использовать слабость конкурентов

По шаблону таблички видно, как логически удобно расположены столбцы для организации и аналитики данных. Имя, далее вносим везде, где у конкурента портфолио, следом, как он о себе пишет на каком ресурсе. Информация “Профиль | О себе” интересна двумя моментами, во первых, Вы поймете, как вообще можно рассказывать о себе и примерно к 5 человеку, поймете как Вы бы хотели о себе рассказать. Что стоит писать, а что кринж.

По активности, реакциям на кейсы конкурентов на ресурсах, где у них "Портфолио", поймете, где стоит разместить свои кейсы, а что стоит почистить. Вообще, если вы не ведете какие то платформы, рекомендую либо вести все, либо удалите, те что не понадобятся. Ведь там наверняка указаны не актуальные контакты для связи. Зачем плодить мусор и усложнять путь Заказчика к Вам?!

Раздел “Услуги \ ЦЕНЫ” нам нужны чтобы понять, как конкурент разделяет свои умения и как их оценивает. С ценой все понятно, смотрим какие услуги сколько стоят и какую сумму можете ломануть Вы, если конечно считали свою себестоимость в моей статье.

А еще нам интересно узнать состав этих услуг, что туда входит. Так как в переговорах с клиентом можно сделать противопоставление типо “специалисты в нашем рынке презентуют обычно только концепты в формате jpg, а я предлагаю Вам презентацию и эскиз баннера к каждому концепту”, например. Вот у вас уже добавленная стоимость, выгоды работать с Вами. Соответственно можно ценник смело повышать без стеснения.

УТП-шки. Это то чем отстраиваются конкуренты от рынка таких же. Обычно это находится в разделе “о себе”, спецы пишут про их уникальные услуги или козыри в рукаве. Например, у веб-разработчика по сайтам УТП: "Внедрение и кастомизация CRM: Битрикс24, amoCRM, МойСклад", или вот: “Непосредственно сам программист-разработчик, не студия и не посредник”. Сразу видно, крутой дядька. Давайте возьму попроще кого-нибудь, вот тоже разраб сайтов. Пишет: “Разработка калькуляторов, создание анимации и дополнительного функционала на jQuery и JS”. Не фига себе, не просто сделает сайт, а может сделать “красиво”, чтоб все двигалось и считалось.

Короче УТП, это то что Вы можете предложить, а остальные специалисты на вашем рынке нет. Уверена, у каждого есть свои фичи и подходы, которые можно и нужно показать. На фоне изучения конкурентов, это более наглядно и быстрее формулируется.

Photo by <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2F%40dmjdenise%3Futm_content%3DcreditCopyText%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dunsplash&postId=2203531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Denise Jans</a> on <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fa-newspaper-with-a-person-holding-a-newspaper-KV3jvxJCoqU%3Futm_content%3DcreditCopyText%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dunsplash&postId=2203531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Unsplash</a>
Photo by Denise Jans on Unsplash

В разделе “Медиаактивность”, это инфо со ссылками на присутствие Ваших конкурентов в сети: SMM, статьи в СМИ, коллаборации, конкурсы, участие в ассоциации, рейтинги. То есть куда можно впоследствии податься, если вдруг Вам захочется стать публичной персоной. Это сейчас Вы думаете “куда мне свой бренд и конкурсы?!”, а потом заскучаете и ОП! а у вас списочек уже лежал с самого начала по конкурентам. Так что лучше всего запишите сейчас, настоится и пригодится потом. Это ваша соломка, чтоб знать куда падать, если надумаете)).

Резюме по теме.

Вот у нас собралась целая табличка информации о конкурентах, куда ее пихать?!

Из раздела “Портфолио” и “Где еще размещено”, выбираем где разместить свое портфолио, там где у конкурентов больше активности клиентов и отзывов.

Из раздела “О себе” и “УТП” берем понимание, что Вы можете делать такого чтоб не как у всех. Как раз можете вернуться к шаблону Анализ ЦА (Заказчиков) на вкладку “ВЫГОДЫ” и пересмотреть выгоды по работе с вами на фоне новой информации. Поверьте, будет супер полная картина)))

Из раздела “Услуги \ ЦЕНЫ” берем за основу описание их работ и услуг, собираем прайс и шаблон Коммерческого предложения для себя.

Вот собственно и всё)))

Спасибо, что прочли статью до конца. Надеюсь она будет Вам полезной. Пишите в комментариях, чего не хватает. А еще пишите, какие темы еще хотите увидеть в моих статьях.

Хорошего настроения несмотря ни на что и вопреки!)

1
Начать дискуссию