Музыкальный маркетинг: самые важные советы музыкантам от руководителя лейбла

Помимо творческих задач, музыканту или группе нужно уметь выстраивать коммуникации и заниматься маркетингом. Тут даже крутой лейбл бессилен – вопрос сугубо личный и стратегический. Наши советы помогут работать эффективнее и чувствовать себя более увереннее во внешней среде.

В данной статье нет ни слова о продакшне, записи и о том, что связано с написанием музыки и песен. Поговорим о внешней стороне — имидже, знаниях и продвижении. О главном и конкретно.

За 12 лет Label Cantroll контактировал с сотнями музыкантов — кто-то стал резидентом, кто-то участвовал в ежегодных сборниках, кто-то играл на наших концертах или просто «писал в личку». Это 100% андерграунд, музыка не имеющая шансов стать популярной и коммерчески успешной (это, кстати, неплохо). Смотря на многих со стороны, лейбл видит одни и те же ошибки в подаче материала, имиджевой составляющей и коммуникациях.

22 совета, чтобы стать лучше.

1. Делайте или заказывайте крутой дизайн. Это «одежда» вашей музыки в интернете

У вас есть всего несколько секунд, чтобы убедить случайного пользователя послушать ваши треки. Поэтому отнеситесь серьёзно к тому, что в первую очередь видит слушатель — обложку.

2. Заполните описание ваших соц.сетей

Поставьте себя на место человека, который ничего не знает о вас. Он хочет понять, в каком жанре вы творите, чем отличаетесь от других исполнителей или, наоборот, на кого похожи. Напишите про участие в фестивалях, коллаборациях с другими артистами, интересные факты или несколько главных цитат. Будьте убедительны, но лаконичны — объёмный трактат вряд ли кто-то будет читать.

3. Придумайте хорошее описание к своему альбому

Это важно как минимум по двум причинам. Вам нужно рассказать немного о себе и про релиз — о чём он, как был записан и кто вы такой. Познакомитесь со слушателем. Небольшой текст из 10 предложений — это то, что в дальнейшем будут копировать или цитировать администраторы пабликов и телеграм каналов. Дайте им пищу для размышлений или готовый текст. Публикаций будет больше — это проверено!

4. Необязательно иметь собственный сайт

В 90% случаев он будет иметь низкую посещаемость и иметь слабый интерес от аудитории. В конечном итоге, вы можете пожалеть то время, которое потратили на создание сайта. Для музыкантов важно наращивать количество постоянной аудитории в соц.сетях — иметь близкий контакт с ними, обратную связь и органическое распространение нового творчества. Но для публикации дискографии (даже в wav) советую зарегестривать страничку на Bandcamp и использовать её как «архив собственной музыки» — ограничений на дисковое пространство нет, а биллинг и надежная инфраструктура есть.

5. Изучите работу сторонних сервисов для музыкантов

Например, SubmitHub. Это сервис питчинга музыки блогерам и независимым кураторам на популярных платформах — YouTube, Instagram, Twitch, SoundCloud и Spotify.

6. Создавайте более менее регулярный контент

Написание треков и альбомов — процесс очень не быстрый. Но и возвращаться в сообщество раз в полгода — тоже не дело. Так вы теряете как старых, так и новых подписчиков. Публикуйте посты хотя бы два раза в неделю. Что можно публиковать? Вот несколько идей: видеозаписи с репетиций; ролики или тексты из жизни участников группы; интересные факты о группе; воспоминания о создании песен или их тексты; анонсы встреч новых выступлений; музыкальные подборки; бытовые или концертные фотографии.

Ответ тех.поддержки ВК на вопрос про ведение группы от одного из нашего резидента (вопрос был про то, почему с недавнего времени посты в группе совсем потеряли охват):

7. Изучайте особенности соц.сетей и сервисов

Существует много нюансов. Например, Facebook блокирует укороченные ссылки вида vk.cc, а ВКонтакте плохо ранжирует посты с ссылками на сайты-конкуренты (например, YouTube, Яндекс.Музыка или Apple Music). Используйте редактор статей для больших текстов — такие записи привлекают больше внимания, есть возможность сохранить статью. Используйте хэштеги, но не злоупотребляйте ими — если тегов будет больше десяти, запись не отобразится в поиске ВКонтакте. А вы знали, что сокращённые ссылки от популярного clck.ru не открываются у пользователей с Украины? Изучайте технические особенности сервисов, которыми пользуетесь!

8. Снимите хотя бы один хороший видеоклип или live видео

Атмосфера, которую создают музыканты на сцене, для поклонников не менее важна, чем сами композиции. Добавьте на страницу видеозаписи ваших выступлений — и новые слушатели из других городов ощутят часть эмоций, которые рождались в зале. Полноценный художественный видеоклип — это ещё один способ заявить о себе на популярном YouTube. Кроме того, не у всех СМИ на сайте есть плагины для встраивания аудио, поэтому они прикрепляют только видеоконтент.

9. Публикуйте только полностью готовые треки

Интернет помнит всё. Возможно через несколько лет, вам не понравится версия трека, а изъять с некоторых ресурсов его будет невозможно или очень трудоёмко.

10. Запишите хотя бы одну совместку для предстоящего альбома

Работа в команде даёт интересный опыт (что полезно уметь делать в любой сфере). Плюс новые имена украсят и разнообразят ваш альбом.

Также, вы можете появиться в клипах своих друзей, тем самым обратив на себя внимание их аудитории. Или можно выйти во время их выступлении на сцену — и исполнить что-то совместно. Это ещё один способ получения новых слушателей.

11. Выступайте на хороших мероприятиях

Больших и маленьких, локальных или в соседних городах. Любой организатор тратит деньги на продвижение мероприятия, распространяя анонс и афишу. Чем круче мероприятие — тем больше бюджет. Кроме того, для вас это всегда новая аудитория слушателей — они послушают треки перед концертом или, возможно, оценят выступление.

12. Отправляйте заявки в участие в плейлистах

Такие плейлисты чаще всего тематические и больше всего распространены в Spotify и Apple Music. Свои подборки есть у крупных муз. сообществах, сайтах про новую музыку, и у блогеров. Иногда такие плейлисты — редакционные (по типу «главные новинки месяца»), а иногда открытые, и заявку на вклчение в плейлист может отправить любой желающий. Такого очень много, нужно искать! Два примера: Инструментальный хип-хоп и чиллхоп.

13. Чаще сохраняйте проект и имейте мультитрек в WAV

Это очень банальный совет. Однако, общаясь с нашими музыкантами, мы поняли, что около 70% альбомов, которые записаны всего 7-8 лет назад не имеют исходников или версию в WAV. Разместить альбом, например в Apple Music или Deezer, имея только mp3 — практически нереально. А сделать ремикс — тем более.

14. Хороший трек — запоминающийся и выразительный трек

Подчёркивайте в треке те элементы, которые кажутся вам важными и крутыми. Не забывайте, что сейчас мир перенасыщен музыкой — многие слушают неизвестных авторов с перемоткой или только по 20-30 секунд от трека. Важно зацепить слушателя сразу. Это не относится, например, к эмбиенту, но думаю суть понятна — «главную фишку» трека нужно показать с первых тактов или акцентировать на этом внимание в композиции трека.

15. Подпишитесь на важные емейл-рассылки и музыкальные паблики и каналы

Нужно быть в курсе не только о новой музыке в жанровых пабликах, но и знать что происходит — большие фестивали, городские праздники, блоги музыкальных корпораций, конкурсы ремиксов и творческие контесты. Общайтесь и пишите письма людям, которые кажутся вам интересными.

Справка: Label Cantroll — это музыкальный лейбл, занимающийся выпуском trip-hop, downtempo, ambient и abstract hip-hop релизов. Лейбл продюсирует самый интересный присланный материал, как от молодых, так и от зрелых музыкантов. В состав входит более 60 коллективов и исполнителей со всех континентов мира.

16. Просите друзей слушать вашу музыку на стриминговых сервисах

Или поставить лайк в профиле исполнителя. Это не принесёт денег (если конечно у вас не 100 тыс. друзей), но так алгоритмы поймут, что музыку стоит показывать кому-то ещё с подобными интересами.

17. Публикуйте свой альбом в базах данных и стриминговых сервисах

Например на Discogs. Это крупнейший текстовый каталог музыки с пятью миллионами страниц. Вносите правки на страницах свои релизов на Last.FM. Да, в 2021 году этот сайт гораздо менее популярный чем в былые времена, но у него хорошая цитируемость — многие блоги берут информацию именно там.

Про стриминговые сервисы — и говорить не нужно. Уже сейчас тенденция очевидна: даже в России, люди начинают (ура) слушать музыку по подписке. Важно отметить, что в поисковой выдачи Гугла или Яндекса подобные сервисы очень хорошо ранжируются — сразу на первых строчках.

18. Нужно вести одну соц.сеть с околомузыкальным контентом

Самый жёсткий совет. Сами это не делаем, но осознаём, что надо. Покажите частично свою жизнь. Что ты за человек? Чем живут участники группы? Что вас вдохновляет и что не нравится. Людей вокруг, поездки, увлечения, истории, бекстейдж, юмор, быт. Для этого подойдёт, например, фотоконтент в Инстаграме. Или короткие видео в ТикТоке.

19. Предлагайте запись с новостью про новую песню или альбом в разные сообщества и соц.сети

Чем лучше предложенная публикация будет соответствовать формату сообщества, тем выше шансы, что её опубликуют. Добавьте описание, ссылку на паблик, правильные теги, прикрепите свои аудиозаписи и обложку. Не стоит ограничиваться только ВКонтакте.

20. Изучите какую поддержку музыкантам оказывают соц.сети и музыкальные сервисы

Крупные музыкальные сервисы и социальные сети поддерживают авторов оригинального контента. И если раньше это было доступно только самым известным артистам с миллионами прослушиваний (коллаборация соц.сети и суперизвестного артиста), то теперь некоторые возможности доступны всем. Например:

Огонь «Прометея» — алгоритм ВКонтакте, который даёт дополнительный охват сообществам или отдельным постам.

«Гранты ВКонтакте» — программа индивидуальной помощи и получение денег на баланс рекламного кабинета для тех, кто стал победителем проекта VK Talents.

Spotify for Artists — система, которая поможет улучшать и обновлять свой профиль на Спотифай. Можно сделать тематические плейлисты, посмотреть статистику и добавить анонсы концертов.

Repost by SoundCloud — система поддержка премиум-пользователей сервиса. Могут сделать репост вашего трека в свои плейлисты, поставить монетизацию на уже опубликованных треках или стать вашим дистрибьютором (выложить музыку на стриминговых платформах).

21. Привлекайте к работе сессионных музыкантов

Сессионный музыкант – это музыкант, которого задействуют на время записи песни или альбома, а также для концертных выступлений и гастролей. Как правило, он официально не числится в основном составе группы, а играет временно. Обычно к их услугами прибегают в случаях, когда участники группы не имеют достаточного опыта или каких-либо ресурсов, чтобы сыграть партию самостоятельно в студии или на концерте. Также, их приглашают, когда хочется привнести новую манеру или характер игры.

Вы видели, сколько людей участвует в записях у Massive Attack? А сколько бендов украсил своим присутствием клавишник Дон Эйри? Ищите сессионщиков в своём городе, а также удалённо. Через соц.сети, форумы, биржи фриланса, или на специальных сервисах (пример: mixluv.com или soundbetter.com).

22. Составьте заранее план рекламной кампании

Если ваш альбом будет продвигать лейбл – уточните у него план по продвижению. Какие ресурсы он будет задействовать? К каким ресурсам вам стоит подключиться? Сделайте план по продвижению, договоритесь о публикациях. Потратьте немного денег на целевой таргетинг и платные посты. Выберете несколько площадок и протестируйте несколько активностей, которые вам ближе всего. У вас есть всего 3 дня, пока новость с релизом «горячая».

Соревнуйтесь только с самим собой. Прогресс — это не приблизиться к кому-то, а превзойти свои прошлые достижения.

Марк Шишлёв, Руководитель Label Cantroll
0
1 комментарий
Sam Beckett

Пользуясь случаем - отличный независимый лейбл. И не только потому, что там выходили и мои треки )

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда