{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему закрываются стартапы. Статистика 2021

Статистика говорит, что 90% стартапов терпят неудачу. Одних предпринимателей это вводит в замешательство перед созданием своего дела, а других только мотивирует. Читайте, почему случаются провалы, что это значит для основателей проекта и его инвесторов.

По статистике, 2 из 10 новых предприятий закрываются в первый же год работы (данные Bureau of Labor), а 9 из 10 стартапов терпят неудачу (данные Startup Genome). В случае если у проекта есть венчурная поддержка, то показатели немного лучше, проваливаются всего 7,5 из 10.

Что такое стартап и почему это рисковая затея

В самом широком смысле, стартап - это бизнес на ранних стадиях развития. Но это определение слишком общее и не подходит под все ситуации. Стартапы отличает две важные характеристики:

  • Инновации. Предприниматель создает абсолютно новые технологии, продукты или услуги на рынке, экспериментирует и тестирует предположения, которые раньше не реализовывались;
  • Масштабируемость. Проект может расти экспоненциально, а не линейно - чем крупней он становится, тем быстрее растёт.

По своей сути, стартап - это бизнес-эксперимент в котором проверяют предположения которые, очевидно, не всегда верны. Это объясняет то, почему они сравнительно чаще не оправдывают ожидания и закрываются. Чем более новаторский проект, тем больше вероятность его провала.

Гипотетический пример: представьте, что у вас есть IT-компания, которая создает программное обеспечение на аутсорс. Это не стартап потому что:

1). Вы по определению не новатор. Вы предоставляете те же услуги, что и другие IT-шники по всему миру.

2). Ваш рост линеен. Для роста производительности такой компании нужно нанимать новых разработчиков, а это приведет к пропорциональному увеличению дохода и затрат.

Но, однажды вы заметили схожую проблему у своих клиентов и разработали собственный продукт, решающий ее. Это стартап потому что:

1). Он новаторский. Вы решаете актуальную проблему по-новому, за счет своей программы;

2). Он масштабируемый. Привлекая новых пользователей, объективно говоря, вам не нужно нанимать новых людей для поддержки работоспособности.

Риск провала аутсорс-компании ниже, чем у продуктового стартапа. Но, такой проект, в перспективе, должен принести больше прибыли, так как монетизируется технология, а не человеческий капитал.

Как часто инвесторы отказывают предпринимателям

Можно попробовать растить бизнес органически, а можно обратиться к инвестору за финансированием. Но не каждому бизнесу инвестор готов дать денег.

Собирая статистику неудач начинающих бизнесов, важно четко понимать о стартапах ли вообще речь (напомним, важна инновационность и масштабируемость идеи). Если брать во внимание все новые компании, базовая частота отказов у них ниже 90%. Учитывайте это, если ваш проект больше похож на традиционный бизнес. По отчету Business Employment Dynamics, классическим компаниям отказывают в финансировании:

  • в 20% случаев - в период до 1 года существования;
  • в 30% - в период до 2-ух лет;
  • в 50% - в период до 5-ти лет;
  • в 70% - в период до 10-ти лет.

Как мы видим, большинство предпринимателей создают не совсем стартапы, вероятность поддержки инвесторов в первый год существования их бизнеса около 80%.

Цифры венчурных фондов другие, так как они финансируют, в основном, инновационные и растущие проекты, продукт которых соответствует рынку. Если у вас разработан MVP и есть объективные доказательства своей востребованности ( = окупаемости) - шансы на поддержку инвестора увеличиваются. Вот только сравнив количество заявок и сопоставив их со сделками, фонды дают деньги всего 0,05% от общего количества проектов.

Отследить количество отказов стартапам, которые находятся на стадии идеи очень трудно. Очевидно, что таких случаев много, но это “не выходит на поверхность”. Они не привлекают капитал из фондов, о них не пишут в СМИ, а так как для тестирования задумки не нужно юридическое лицо, большая часть таких компаний даже не регистрируются.

Как статистика провалов отражается на стартап-инвесторах

Лектор Гарвардской школы бизнеса, Шихар Гош, проанализировал статистику инвестфондов вплоть с 2000 года и сделал вывод, что 75% компаний с венчурной поддержкой никогда не возвращают деньги инвесторам, а в 30-40% случаев фонды теряют все свои первоначальные вложения. Но, несмотря на такое количество неудач, успешные кейсы компенсируют потери и инвестирование в стартапы остается достаточно прибыльным.

Если портфель инвест-фонда состоит из 100 компаний, большая часть его доходов будет получена от 1 кейса (в идеале, это сделка с единорогом). Затем, прибыль будут приносить еще примерно 9 успешных компаний, пусть и не корпораций. Эти 10 успешных стартапов компенсируют 90 неудач. По своей сути, инвестор находится в постоянном поиске потенциального единорога и понимает, что потеряет достаточно крупную часть инвестиций.

Каких ошибок можно избежать, создавая стартап

Создавая новаторский проект смиритесь с фактом, что скорей всего вы ошибетесь. Тем не менее, есть много способов увеличить шансы на успех. Мы собрали советы, которые помогут основателям проектов на разных стадиях реализации:

Для стартапов на ранней стадии реализации

Основная цель этого этапа - найти продукт соответствующий рынку. Работая над MVP, будьте максимально адаптивны и меняйте приоритеты в зависимости от потребностей своей аудитории. Не бойтесь видоизменять концепцию и направленность проекта. Создатели стартап-экосистемы Startup Genome Project, развивая компании партнеров, сделали следующие выводы:

  • Чтобы найти свой рынок, нужно потратить в 2-3 раза больше времени, чем ожидают большинство фаундеров;
  • Зачастую, учредители переоценивают стоимость интеллектуальной собственности на 255% еще до того, как их продукт начинает соответствовать рынку;
  • У стартапов, которые делают пивот 1-2 раза, прирост новых пользователей в 3.6 раз больше. Также, они привлекают в 2.5 раз больше инвестиций.

Для стартапов на более поздних стадиях:

Главная ошибка большинства фаундеров - стремление преждевременно масштабироваться. В стартап-экосистеме Startup Genome Project делят процесс создания проектов на четыре этапа:

  1. Обнаружение проблемы;
  2. Проверка гипотезы;
  3. Создание эффективного решения;
  4. Масштабирование.

Так вот, многие фаундеры избегают последовательности и спешат перейти к последнему пункту - к масштабированию. Они не проверяют востребованность своей идеи и не создают достаточно эффективный продукт. По итогу, непоследовательные проекты:

  • Пишут в 3,4 раза больше кода на этапе проверки гипотезы и в 2,25 раза больше кода при создании продукта;
  • Привлекают в 3 раза больше капитала при разработке продукта и в 18 раз меньше инвестиций на этапе масштабирования;
  • Собирают на 75% больше платных пользователей проверяя гипотезу и дальше рост стопорится. Проекты, фаундеры которых придерживаются последовательности, привлекают на 50% больше аудитории на стадии масштабирования;
  • Дают проекту необъективную оценку (до $10 млн.) еще не достигнув фазы масштабирования. Для сравнения, последовательные стартапы оценивают на ранних этапах до $800 тыс.

Распространенные причины неудачного запуска

В 2020 году, исследовательское агентство CBInsights проанализировали более 100 умерших стартапов и выделили 20 главных причин провалов. Ранее, мы описывали каждую из принцип в ЭТОЙ СТАТЬЕ, а также создали по этим данным инфографику:

Зависит ли вероятность провала от ниши, в которой работает стартап

Кого-то удивит, но самый высокий процент неудач проектов - в IT-индустрии. В среднем, показатели в этой нише самые плохие, потому что в ней относительно низкий барьер для входа и сравнительно больше новаторских идей. К сожалению, нет хороших источников со статистикой по инновационным IT-стартапам, но есть отчет Startup Genome 2019 и он может пригодиться более традиционным бизнесам. Инфографика разделяет компании на подсекторы, измеряет их рост, перспективы финансирования на pre-seed и seed стадиях и количество неудач в течении первых 5-ти лет существования.

А вот с какими проблемами сталкиваются предприниматели, которые развивают дело в растущих и “модных” среди инвесторов нишах:

  • Foodtech. Главная проблема - это диджитализация зрелой, традиционный отрасли.

Пример неудачного проекта: The Poultry Exchange;

  • Блокчейн. У блокчейна есть очевидный потенциал, но реализацию бизнес-идей затрудняет то, что потенциальные клиенты, партнеры и инвесторы не понимают технологии.

Пример неудачного проекта: 300Cubits.

  • AI, Big Data и аналитика. Так как сама технология еще недостаточно развита, успешные стартапы в этой нише (например, OpenAI) больше похожи на фундаментальных научных исследователей, чем на бизнес-команду. Фонды, которые инвестируют в такие стартапы, осознают, что вступают в “долгую игру”.

Пример неудачного проекта: Roadstar.ai‍.

Один из гигантов, который находится в кризисе: MapR.

  • Современное производство и робототехника. Так как ниша очень технически сложная, отраслевые эксперты считают, что процент провалов при запуске таких проектов составляет 99%.

Вышеперечисленные сферы одни из самых перспективных в плане поиска инвестиций для проектов, которые находятся на этапе идеи или pre-seed стадии реализации. Также, это самые сложные ниши для тех, кто впервые берется за создание бизнеса.

А вот вероятность того, что ваш проект станет единорогом в нише Digital Media или Edtech крайне мала. Но, несмотря на то что будет сложней найти инвесторов, на этом рынке реально создать самодостаточный бизнес. Другими словами, ориентируйтесь на свои интересы и область экспертности, а не на отраслевые тенденции.

Где лучше запускать и развивать стартап

Понятно, что в странах с благоприятной предпринимательской средой процент провалов новых проектов будет ниже. Отчет Global Entrepreneurship Monitor предоставляет очень полезную информацию для общей среды предпринимательства во всем мире. Они отслеживают данные по доступности инвестиций, государственной политике, образовании, инфраструктуре, динамике рынка и т.д. Вот несколько примеров:

Предпринимательская среда в США

США выше среднего мирового показателя по всем характеристикам, особенно с точки зрения культуры и финансов. Это неудивительно, весь сама концепция стартапов исходит из Кремниевой долины, а заветная “американская мечта”связана именно с развитием своего бизнеса. Но вот согласно отчету, США не так уж и сильно опережают тенденции в категориях, где задействовано правительство.

Предпринимательская среда в Индии

Индия - один из крупнейших развивающихся рынков в мире и, кажется, это идеальное место для реализации бизнес-потенциала. В культурном и финансовом плане, они отстают от Америки , но в плане государственной поддержки предпринимателей, они занимают лидерские позиции.

Предпринимательская среда СНГ

Один из самых активно развивающихся рынков постсоветского пространства - это Россия. Но, судя по отчету GEM за 2019/2020 гг., эта страна является полной противоположностью Индии. Единственная категория в которой РФ опережает всех - это динамика внутреннего рынка.

Вышеперечисленная статистика пригодится классическим бизнесменам, а вот стартаперам лучше работать в городах, которые стали ведущими стартап-экосистемами мира. Там вы найдете наибольшую плотность ресурсов (маркетологи, разработчики, коучи и т.д.) и инвесторов (бизнес-ангелы и венчурные капиталисты). Вот рейтинг глобальных экосистем стартапов за 2019 год, составленный проектом Startup Genome:

По итогам этого списка, Силиконовая долина - бессменная мировая столица стартапов, самым сильным европейским стартап-кластером стал Лондон, а центром Азии - Пекин. Тем не менее, стартап-культура активно развивается по всему миру. Если раньше все новаторы съезжались в Долину, то теперь альтернативные города для создания нового проекта могут быть гораздо ближе (например, столица вашей страны или просто крупный город).

Часто задаваемые вопросы

Какой процент стартапов проваливается в первый же год? В отчете Business Employment Dynamics отмечается, что в первый год количество неудач составляет 20%. Но эта статистика касается скорей традиционного бизнеса, среди которых мало полноценных “стартапов”. Точной статистики по провалу новаторских идей, к сожалению, нет. Чем более инновационный проект - тем выше вероятность его провала.

Сколько стартапов провалились в 2020 году? Startup Genome Project, отталкиваясь от опыта помощи в развитии стартап-экосистемы, утверждают что неудачи терпять примерно 9 из 10 проектов.

Что происходит, когда стартап терпит неудачу? Провал бизнеса - это еще не конец. С каждой неудачной попыткой растет ваша компетентность и экспертность. С каждым новым делом вы увеличиваете шанс на успех.

Статистика неудач подтверждает, что создание инновационного стартапа - это огромный риск, но, в то же время, это большие перспективы. И речь даже не о доходности бизнеса, а о технологиях и инструментах, которые улучшат качество жизни людей во всем мире. Для этого стоит осмелиться и рискнуть!

Adventures Lab активно ищет новые стартапы. Мы поможем запустить активный рост бизнеса и масштабировать его по максимуму. Чтобы заявить о своем проекте, просто заполните специальную форму на нашем сайте.

0
3 комментария
Arnil Feran

Потому что эти стартапы говно собачье? 🤔

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Коля Русанов

А вы не могли бы скинуть ссылки на данные Bureau of Labor и Startup Genome?

Ответить
Развернуть ветку
Yulia Yu

Спасибо, трушно!)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда