«Анализ конкурентов» — обзор на новый сервис Топвизора

Одно из главных правил в SEO: «Посмотри, как сделано у конкурента, и сделай лучше». Для этого Топвизор выкатил инструмент «Анализ конкурентов».

Я (Денисов Александр, SEO-аналитик в агентстве kite.) расскажу о возможностях сервиса, недостатках, моих идеях по его применению и сравню с сервисом, которым чаще всего пользуюсь для анализа — Keys.so. А также поделюсь своими мыслями по улучшению сервиса.

Для ответов на вопросы по сервису я обратился к специалистам Топвизора, их ответы можно посмотреть в комментариях к статье. Вы сами можете ознакомиться с функционалом с помощью бесплатных тестовых отчётов.

Составляем отчёт

Для начала отмечу, что стоимость отчёта будет зависеть от объёма семантики на сайте. Что и очевидно, так как Топвизор тянет данные, исходя из ключей и тех сайтов, которые показываются по запросам. Соответственно, если вы выкатили и открыли для индексации сайт неделю назад, то данные будут весьма скудными.

Отсюда и первый вопрос к сервису: откуда берётся база запросов? Это только те запросы, которые пользователи Топвизора загрузили для отслеживания позиций своих сайтов, или база дополняется из других источников?

Стоимость базового отчёта — 10 рублей за 1000 запросов для вашего домена в одной поисковой системе по всей России (недавно появились ещё Москва и Санкт-Петербург).

Для большого агрегатора у меня вышло >8000 рублей за базовый отчёт в одной ПС и +31к на семантику нескольких конкурентов с самой высокой степенью схожести из возможных 10. Если бы я выбрал все степени, стоимость за семантику вышла бы 264 000 рублей (за более, чем 20 миллионов запросов).

«Анализ конкурентов» — обзор на новый сервис Топвизора

Отчёты можно заказать на определённый месяц. Я предполагаю, что в какую-то из дат месяца делают «слепок» базы, исходя из которого и строится отчёт. Было бы круто, если бы уточняли дату или промежуток, за который берутся данные, а не просто месяц слепка. Сначала базы были нерегулярными — первая за ноябрь 2019, затем январь 2020. Но с ноября 2020 их стали обновлять ежемесячно.

Данные по сайту сервис выдаёт сразу, а вот подгрузки данных по конкурентам нужно подождать минуту-две. Но это единственное долгое ожидание в сервисе.

Из чего состоит отчёт и как его использовать

Для примера я решил взять сайт поменьше — с 40к запросов, и заказал базовый отчёт с первой степенью подбора конкурентов. В виджете сразу отображается количество конкурентов, для которых дособирается ядро, количество запросов в органике и количество объявлений в контексте. Ядра конкурентов можно докупить потом, после ознакомления с базовым отчётом.

Поисковые запросы

Как говорится, лучше один раз увидеть:

«Анализ конкурентов» — обзор на новый сервис Топвизора

Расскажу, что именно меня зацепило:

  • Можно отследить, какие элементы в выдаче присутствуют (нулевые ответы, определения, карточка объекта, товарные блоки в выдаче, сервисы поисковых систем).

  • Удобно, что сразу представлены данные по трафику. Судя по всему, формула банальная: Трафик = Частота * CTR позиции.

Вопросы к разработчикам:
1. Непонятно, если есть пиктограмма «ТОП-сниппет», из какого гео она берётся? За какую дату?

2. По какому принципу формируется облако тегов? Частота — нет. Частота слов в семантике — тоже нет.

В пунктах меню: Топ, Поисковые запросы, Средняя позиция, Показов, Трафик и Стоимость меняются только дашборды (в динамике с ноября 2019 до анализируемого месяца). Вот, что можно сказать о каждой вкладке:

  1. Вкладка «Топ» — данные по количеству запросов в топе.

  2. Вкладка «Поисковые запросы» — общее количество запросов, по которому показывается сайт.

  3. Вкладка «Средняя позиция» — средняя позиция по всей семантике. Удивительное совпадение))

  4. Вкладка «Показов» — количество показов сайта, сумма частоты всех запросов из списка. На мой взгляд бесполезный график, т.к. без очистки семантики (хотя бы методом пересечений с конкурентами) на этот график влияют большое количество нецелевых запросов.

  5. Вкладка «Трафик» — трафик на сайт по представленной семантике. Данные с Метрикой разнятся в различных месяцах — от 198,5% до 99,8% точности, если брать весь трафик с этой ПС. Погрешность становится в разы больше, если в Метрике сегментировать визиты только из России, как указано в Топвизоре. Но учитывайте, что у других сервисов, например, SimilarWeb, погрешность тоже может доходить до 150% .

  6. Вкладка «Стоимость» — стоимость этого трафика. Вероятно, строится исходя из стоимости клика в контекстной рекламе.

Я заметил, как на анализируемом сайте растёт количество запросов, но средняя позиция остаётся на одном уровне. Из этого можно сделать вывод, что, вероятнее всего, на сайте выкатываются новые страницы и сразу можно посмотреть их запросы.

Структура

Интереснее становится во вкладке «Структура»:

«Анализ конкурентов» — обзор на новый сервис Топвизора

Только после выгрузки данных в Эксель и анализа, становится понятно, почему, например, у вершины графа в тултипе отображаются 1 запрос и 33 страницы:

«Анализ конкурентов» — обзор на новый сервис Топвизора

Оказалось, всё просто: именно на эту страницу ведёт 1 запрос из семантики, также в этой директории находятся ещё 32 страницы. В данном случае на них ведёт ещё 40 запросов.

Если брать во внимание информацию выше, то это удобный и наглядный дашборд структуры сайта. На остальных дашбордах в разделе (Поисковые запросы, Трафик, Стоимость) находятся динамика количества запросов на директории, количество трафика и стоимость трафика соответственно. На мой взгляд, не хватает только графика по количеству страниц, на которые ведут запросы.

Удобно, что кликнув на любой url, в интерфейсе можно получить все запросы с позициями по нему.

Подбор конкурентов

Самый, на мой взгляд, интересный раздел. Я поставил первую степень подбора конкурентов, в неё вошли 2 конкурента и +41 000 запросов. Для уточнения семантики этого будет достаточно.

Что, если я вам скажу, что можно посмотреть помесячную динамику видимости конкурентов по всей семантике из базы Топвизора? Мне кажется, это очень вкусная плюшка.

«Анализ конкурентов» — обзор на новый сервис Топвизора

Помимо этого, на дашбордах можно сравнить количество запросов на каждый сайт в динамике, среднюю позицию по этим запросам, трафик и его стоимость.

Большой плюс в том, что без докупки ядер конкурентов можно посмотреть данные о них на дашбордах. Я выбрал 10-ю степень схожести конкурентов, и сервис подобрал 919 доменов, показав количество запросов с пересечениями по семантике. На дашборде отобразились первые десять, отсортированные по схожести (процентное совпадение запросов). При изменении сортировки, данные на дашборде меняются, таким образом можно попытаться увидеть динамику конкурентов до оплаты отчёта.

Помимо понятных столбцов по количеству ключей, пересечений, есть ещё метрика TR (Topvisor Rank). В поддержке сказали, что метрика новая, ранее никогда и нигде не использовалась и формула не раскрывается. А отображает она популярность в регионе.

Анализ конкурентов

Удивительно, что только сейчас, пройдя все поинты CJM, мы добрались до сути инструмента — анализа конкурентов: -)

Интерфейс пересечения ключей между конкурентом и анализируемым сайтом появляется, если кликнуть на любой домен конкурента:

«Анализ конкурентов» — обзор на новый сервис Топвизора

Можно посмотреть и сравнить позиции сайтов по общим ключам, уникальным для каждого домена, и общему списку всех ключей для того или иного конкурента и анализируемого сайта.

Вы, наверное, думаете, что я вам расскажу, как на основании этого собрать семантику? Мне и самому это было удивительно, но в интерфейсе можно построить семантику только по попарному сравнению сайтов. Включить в отчёт больше сайтов нельзя. Чтобы найти запросы, которые находятся у трёх и более конкурентов (а это, по-моему, один из простых и правильных методов подбора маркерной семантики), придётся изрядно обмазаться Экселем.

Топвизор и Keys.so

В первую очередь необходимо определиться с количеством и объёмом (в семантике) сайтов, которые вы анализируете в среднем в месяц.

Минимальный месячный тариф в Keys.so 1500 рублей (если оплачивать за год, выйдет на 30% дешевле), но есть нюанс: в этом тарифе в выгрузке будет не больше 20 000 строк в отчёте. В инструменте Анализ конкурентов от Топвизора, как я писал в начале, стоимость 10 рублей за 1000 запросов и плюс ещё 9 рубля за каждые 1000 запросов конкурентов.

Получается, если вам необходимо анализировать ~3-х сайтов примерно на 30 000 запросов в месяц (~900 рублей) плюс собирать семантику конкурентов, выгоднее делать анализ через Топвизор. Если больше — то лучше воспользоваться подпиской Keys.so.

Лично я планирую пока оставаться на Keys.so, так как работаю в основном с крупными сайтами с семантикой от 500 000. На анализе для таких проектов в Топвизоре можно разориться. Но и от Топвизора в процессе сбора маркерного ядра и анализа конкурентов не отказаться: у Keys.so отсутствует видимость по группам запросов и функционал просмотра лидеров ТОПа в этих группах.

Интересно, что в Keys.so, выставив по-максимуму «Похожесть» и «Конкурентность», я получил те же 2 сайта-конкурента, что и в Топвизоре. При увеличении диапазона по «Конкурентности» в Keys.so и расширении степени схожести в Топвизор, домены также совпадают на 80% . Этого обычно достаточно для сбора семантики. Количество общих запросов (пересекающихся с анализируемым) под каждый домен отличается в Топвизоре и Кейсо примерно на 7% .

Важное замечание: чтобы в Кейсо выгружать даже самые большие сайты без ограничения в 20 000 строк, а также воспользоваться групповым отчётом и уже в интерфейсе отфильтровать запросы, по которым небольшое количество пересечений, необходимо брать тариф «Базовый», а это уже 4800 рублей в месяц (и всё так же 30% скидка за год). Ну или расчехлять Эксель)

Бонус «Анализ ключевых слов»

Буквально на этой неделе появилась возможность анализа отдельных ключей.

Забил ВЧ запрос «купить диван» (Яндекс, гео Москва), базовый отчёт вышел на 25 рублей. В него входит «4.86 тысяч словоформ», и не совсем понятно, что под этим подразумевается.

«Анализ конкурентов» — обзор на новый сервис Топвизора

Просмотрев ключи, я пришёл к выводу, что это достаточный инструмент для сбора семантики в тематике. Отчёт строится из параметра схожести ключей. Думаю, за этим параметром скрывается степень пересечения ключей у доменов в выдаче по изначальному запросу. Частота у всех запросов берётся «! ]»

Сразу скажу, что я не понял разницы между отчётами «Словоформы» и «Похожие запросы». Ключи в них меняются, но столбцы остаются те же, и так же сортируются по параметру схожести.

«Анализ конкурентов» — обзор на новый сервис Топвизора

В анализе конкурентов удобно отсортированы домены, у которых наибольшее количество пересечений с собранной семантикой.

Выводы

Сервис подходит небольшим агентствам и малому бизнесу, но необходимо добавить больше регионов, таких как города-миллионники (помимо имеющихся Москвы и Питера) или даже города больше 600 000 населения. Также сервис удобен для точечного анализа ключей и сбора семантики для сайтов, у которых небольшое количество страниц и семантики.

Плюсы:

  • Можно посмотреть позиции, запросы и сниппеты (да-да, сниппеты тоже можно выгружать) за предыдущий месяц-два-год. В Кейсо такого нет.

  • Легко оценить видимость конкурентов и выявить лидеров по семантике (меня только смущает, что в дашбордах по видимости и трафику различные лидеры).

  • Можно легко выгрузить и сравнить посадочные по запросам у анализируемого сайта и конкурента в одном отчёте.

  • Понравилась наглядная структура сайта, которая строится исходя из запросов, ведущих на страницы.

  • Большая база ключей.

Минусы:

  • Цена. За каждый новый отчёт придётся платить. И за обновление (за новый месяц) тоже. Но отчасти это и плюс для разовой выгрузки небольших проектов.
  • Недостаточно объясняющих тултипов с описанием того, откуда берутся данные, за какой период.

Пожелания к развитию:

Возможность создания сводного отчёта по ключевым словам, чтобы в интерфейсе можно было выгрузить готовый отчёт с количеством пересечений по необходимым доменам.

3232
15 комментариев

Хороший сервис в красивом обертке для дилетантов.
Профи совсем другое юзают.

1
Ответить

Просветите же и нас в эти экспертные инструменты))

12
Ответить

"Отсюда и первый вопрос к сервису: откуда берётся база запросов? Это только те запросы, которые пользователи Топвизора загрузили для отслеживания позиций своих сайтов, или база дополняется из других источников?"
Запросы, которые находятся в проектах у пользователей не используются.
В Анализе конкурентов используется своя база запросов, собранная усилиями команды Топвизор. 

"Непонятно, если есть пиктограмма «ТОП-сниппет», из какого гео она берётся? За какую дату?"
Сниппет снимается за дату проверки. Гео выбирает пользователь на этапе построения отчёта.

"По какому принципу формируется облако тегов? Частота — нет. Частота слов в семантике — тоже нет."
На основе трафика.

"Чтобы найти запросы, которые находятся у трёх и более конкурентов (а это, по-моему, один из простых и правильных методов подбора маркерной семантики), придётся изрядно обмазаться Экселем."
Не нужно ничем обмазываться=)
Во вкладе подбора конкурентов нужно загрузить расширенные отчёты https://prnt.sc/12kehtk, это выйдет дешевле в сравнении если строить отчёты отдельно по каждому конкуренту.
Затем можно выгрузить все запросы конкурентов в проект или csv, либо брать отдельные отчёты конкурентов и выгружать их запросы https://prnt.sc/12keny6
При выгрузке в проекте дубли запросов исключены.

"Сразу скажу, что я не понял разницы между отчётами «Словоформы» и «Похожие запросы»."
Словоформы - это все возможные варианты искомого запроса. По запросу "колонка" будут фразы с вхождением самого запроса, меняется склонение.
Похожие запросы включают в себя тематические запросы. По запросу "колонка" будут фразы "переносная акустика", "портативная акустика", "динамики" и тд.

4
Ответить

Отличная статья! Спасибо за вашу работу, Александр!)

2
Ответить

у keyso есть огромная проблема, у них база ключевых слов не обновляется годами. как добавили какое-то количество ключей полтора года назад так и парсят одни и те же ключи. Те новых ключей там не появляется. Нужно ahrefs, semrush использовать.

1
Ответить

Для буржа — да, однозначно согласен, лучше ahrefs и semrush юзать. А в рушке пока лидирует по популярности keys.so.
А как вы выявили, что база полтора года не обновлялась?

Ответить

С таким количеством запросов, вы там википедию чтоли анализируете или вы из тех, кто использует все, что можно "наперемножать" в из всех возможных сочетаний слов, даже если частотность получается три в год? Просто любопытно.. .

1
Ответить