Часть 3: Когда связка "маркетолог + агентство" не работает, и что с этим делать
Часть 2 тут. Вы решили создать шедевр. Для лучшего результата нанимаете и маркетолога, и digital-агентство. Внезапно, на стройке маркетинга начинается бардак.
Бригада срывает сроки, прораб бесится. Почему так происходит?
1. Маркетолог хочет показать себя
Не разобравшись в стратегии, устраивает активную деятельность, чтобы было видно, что он работает, а не просто так тут сидит. Останавливает рекламу, внезапно меняет специалистов.
Отлаженные месяцами процессы останавливаются, наступает хаос.
2. Он слишком увлечён креативом
Он придумывает исключительно эффектные ходы, чтобы сразу заявить о себе. Придумывает акции, которые не связаны с воронкой, метрики - непонятные, зато красивые. Всё выглядит круто, но стопорит процесс, тратит время и бюджет.
3. Он работает по шаблону
Есть одна-две схемы, которую он применил на паре прошлых проектов. И теперь примняет это в вашем бизнесе. Делает как обычно, потому что в прошлый раз у него получилось.
Представьте: в каждую квартиру ставят одинаковую кухню. Неважно, какая планировка, сколько метров, кто народу там будет жить. Просто на прошлом объекте такую установили, хозяевам понравилась.
4. Он не умеет управлять
Не может поставить конкретную задачу. Постоянно меняет курс, правит макеты по восемь раз, не может сформулировать, чего хочет. Агентство в ступоре: стройка останавливается, идут бесконечные переделки.
Со стороны выглядит так: референса и ТЗ нет, но каждый цвет стен не нравится. Маляры перекрашивают стены в 8й раз, стоят с валиком и смутно начинают догадываться, что проблема вообще не в краске.
5. Собственник самоустранился
Собственник, радостный, что снял с себя маркетинговую нагрузку, похлопал по плечу только прибывшего маркетолога и улетел в Турцию. Не объяснил команде, зачем всё это затеял, и для чего вообще бизнесу был нужен этот маркетинг.
Тут у каждого участника процесса вырисовывается своя картина мира. Агентство тянет в одну сторону, маркетолог — в другую, дизайнер — в третью. Собственник возвращается и не не понимает, что тут происходит.
Важно! Цели бизнеса, смыслы, большая идея находятся в голове у собственника. Если он не передал их маркетологу, а просто махнул рукой и уехал в отпуск, то результат будет понятен заранее: маркетолог в растерянности, агентство в тумане, в итоге каждый работает так, как видит сам. Единую стратегию на таком фундаменте не построить.
Как и качественный ремонт без ТЗ и проекта не сделать.
Что нужно, чтобы всё работало
Чтобы связка «агентство + маркетолог» не превратилась в бардак:
Определите, кто какие решения принимает
На каждый тип решение - один человек. Может, маркетолог, может, собственник, но он один, а не хоровод мнений.
Пропишите зоны ответственности
Большая часть проблем уходит, когда все понимают, кто за что отвечает.
Зафиксируйте стратегию.
На бумаге. Что продаём, кому, с какими смыслами, через какие каналы, по какой воронке.
Встречайтесь регулярно.
Минимум раз в неделю. Без этого начнётся хаос и взаимные претензии.
Не отдавай смыслы на аутсорс.
Пока собственник не задал направление, всё остальное будет идти впустую.
Когда всё на своих местах, маркетолог, и агентство работают слаженно, и идут в одну сторону. А бизнес растёт, а не шатается от постоянных переделок и перепланировок.
Разные ситуации мы встречали в работе
И с хорошими собственниками, и с профессиональными маркетологами. Никто не хотел навредить, но в каждом случае система дала сбой.
1. Компания 2 года успешно продвигалась в SEO: заявки шли, динамика была позитивной. После появления маркетолога стратегию резко пересмотрели: SEO приостановили, потому что с него шел большой % некачественных лидов. Сделали ставку на контекстную рекламу. Конверсию это не увеличило, лиды остались такими же некачественными, но стали более дорогими.
🛠 Что важно: любое изменение курса должно быть обосновано данными. Прежде чем сворачивать работающий канал, нужно семь раз подумать.
2. Был кейс, когда сторонний аудит указал на грубые ошибки в проекте, при том, что позиции и трафик стабильно росли. Маркетолог принял решение сменить агентство, но спустя 2 месяца случилась просадка, трафик упал.
🛠 Что важно: аудит — это лишь инструмент. Его надо соотносить с реальностью, особенно в конкурентных тематиках. Ну и хорошо подумать, прежде, чем трогать то, что работает.
3. В одном проекте маркетолог начал поэтапно заменять подрядчиков на своих. Сперва сменился таргетолог, потом дизайнер. Новые исполнители не были знакомы с проектом, не успели погрузиться в стратегию. Эффективность кампаний пошла вниз.
🛠 Что важно: подрядчики — часть экосистемы компании. Смена подрядчика требует полной передачи дел, обучения и контроля.
Примеров успешного взаимодействия у нас тоже много. Есть и разные примеры работы с собственниками, без штатных маркетологов. Любой команде нужна цель и нужно распределение ответственности, работа будет результативной.
Мы, как подрядчик, видим цели и готовы погружаться в бизнес настолько, насколько нам предлагают. Не всегда даже сам бизнес к этому готов.
Если вам важно, чтобы подрядчики были в команде, а не где-то сбоку, пишите мне, обсудим ваш проект.