(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(90683248, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(90683248, 'hit', window.location.href);

Как анализировать конкурентов в социальных сетях: практическое руководство

Студия Чижова рассказывает, как анализировать конкурентов в социальных сетях: где их искать, что смотреть, какими инструментами пользоваться.

Прежде чем заниматься продвижением бизнес-аккаунта в социальных сетях, нужно изучить конкурентов: кто они, как работают с рекламой и контентом, в чем их сильные и слабые стороны. Без внимательного анализа конкурентов создать эффективную стратегию невозможно.

Готовы поделиться опытом, как это делаем мы в Студии Чижова: читайте, плюсуйте, комментируйте. Рады любым реакциям)

Где искать конкурентов

Бриф клиента/Собственные знания о нише

Если вы SMMщик, начните с того, что спросите у владельца бизнеса: лично или попросите заполнить бриф.

Если вы предприниматель и занимаетесь конкурентным анализом самостоятельно, соответственно, начните с тех, кто первым приходит в голову.

Обязательно стоит рассматривать:

  • лидеров ниши;
  • прямых конкурентов;
  • непрямых конкурентов со схожими задачами и условиями работы.

Поисковые системы

Еще один простой, но действенный способ поиска конкурентов — это гуглить.

Введите ключевые слова в поисковую строку и найдите сайты конкурентов в топе выдачи
Ссылки на сообщества в соцсетях обычно можно найти на главной или в разделе «Контакты»

Если ссылок нет, можно искать по названию в социальных сетях.

SimilarWeb

Также для поиска конкурентов можно воспользоваться онлайн-инструментом SimilarWeb.

Введите в поисковую строку адрес сайта компании-лидера в вашей нише
Перейдите на вкладку с рейтингом в категории
Список лидеров рынка в разных странах различается

Дальше можно найти аккаунты компаний из списка в поиском в социальных сетях.

Рейтинги лучших по нишам

Иногда лидеров ниш можно найти в рейтингах. Их составляют специализированные издания, рекламные площадки, информагентства и СМИ.

Чтобы найти рейтинги, можно в поисковой строке добавить слово «рейтинг» или «топ». Система выдаст релевантные ссылки.

Выберите среди них наиболее актуальные в соответствии с датой публикации и авторитетностью источника
Пример рейтингового списка

ВАЖНО! Высокие позиции в поисковиках, SimilarWeb и нишевых рейтингах не означают, что конкуренты хорошо ведут соцсети. С помощью этих инструментов мы только создаем выборки для последующего анализа.

Внутренний поиск в социальных сетях

У «ВКонтакте» и Facebook есть внутренние сервисы для поиска сообществ. Ими тоже стоит пользоваться.

Как искать конкурентов во «ВКонтакте»

Введите в поисковую строку ключевое слово или фразу и воспользуйтесь фильтром для сужения географии.

Перейдите на страницы нескольких сообществ-конкурентов, подпишетесь на них или вступите в сообщество
После этого «ВКонтакте» выдает небольшой список похожих сообществ

Как искать конкурентов в «Фейсбуке»

Для поиска в этой социальной сети введите ключевую фразу или слово в поисковую строку в верхнем углу страницы сайта. Затем выберите категорию поиска «Страницы» и воспользуйтесь фильтром для сужения географии.

Список сообществ-конкурентов в нише доставки еды Facebook

Кроме стандартного поиска в Facebook, можно воспользоваться специальным инструментом для сбора данных об аудитории Audience Insights. Для работы с ним достаточно минимальных знаний об аудитории проекта.

Введите данные, перейдите в раздел «Отметки "Нравится" Страницы» и увидите список сообществ, на которые преимущественно подписывается ваша ЦА, — среди них обязательно будут конкуренты.

Список сообществ с конкурентами в Facebook в нише доставки еды

Парсеры

Предыдущие способы дают первичную выборку, но чаще всего не дают полной картины и занимают много времени, поэтому мы всегда используем онлайн-сервисы для анализа и парсинга аудитории: самые популярные — это TargetHunter и Pepper.Ninja.

Далее разберем на примере TargetHunter.

Выбираем поиск по ключевым фразам и сужаем по геоположению, типу сообществ и количеству участников.

Пример поиска сообществ по ключевому слову «видеонаблюдение» с помощью TargetHunter

Даже если у вас региональный бизнес, стоит изучать конкурентов из других городов. Условия работы сервисов по монтажу систем видеонаблюдения в Челябинске и Краснодаре не особенно отличаются, хотя напрямую они не конкурируют.

Отобранные сообщества лучше всего загрузить в excel-таблицу.

Что смотреть у конкурентов

Итак, мы нашли конкурентов — это уже полдела. Дальше разбираемся, что можно узнать о их работе на основе открытой информации, без промышленного шпионажа.

Какой контент они публикуют

Самое главное — понять, как работает воронка продаж конкурентов. Для этого нужно ответить на три вопроса:

  • как вовлекают,
  • как прогревают,
  • как продают.

Для анализа контента и систематизации процесса мы используем сервис Popsters.

Как вовлекают

Вовлекающие механики нужны для повышения охватов публикаций и формирования лояльности аудитории.

С помощью Popsters отсортируйте посты по показателю ER. Это один из основных показателей вовлечения аккаунта. Наверху будут посты, которые вызвали у подписчиков наибольший интерес.

Здесь вы увидите, какие посты собирают максимум реакций

Чаще всего это конкурсы, розыгрыши призов, игры, обсуждения. Эти форматы собирают много лайков и комментариев, увеличивая охват аккаунтов.

Пример вовлекающего контента
Еще один

Как прогревают

Задача прогревающего контента — вызвать потребность в продукте и убрать препятствия на пути к покупке. Прогревающими публикациями считается полезный и репутационный контент: лайфхаки, отзывы, снятие возражений, демонстрация товара в реальных условиях эксплуатации.

Прогрев полезным контентом...
...или снятием возражений...
... или презентацией команды

Изучите, как прогревают аудиторию конкуренты, какие публикации интересны аудитории и вызывают отклик, а какие, наоборот, остаются незамеченными.

Как продают

Продающий контент — это обзоры товаров, тематические подборки, акции, скидки и спецпредложения. Продающие посты направлены на горячую аудиторию, готовую к совершению покупки.

Продающие посты представляют товары и мотивируют покупать выгодными предложениями.

Презентация товара
Презентация выгодного предложения

Как конкуренты делают рекламу

Как конкуренты делают рекламу в Facebook и Instagram

Для поиска рекламы конкурентов в «Фейсбуке» и «Инстаграме» можно использовать сервисы «Библиотека рекламы Facebook» или парсеры. Обычно мы используем ADHeart.

«Библиотека» — это встроенный инструмент «Фейсбука», который показывает только активные рекламные креативы, которые прямо сейчас крутятся в рекламе.

Пример анализа рекламы при помощи «Библиотеки рекламы»

ADHeart — это парсер, у которого гораздо больше возможностей для поиска промопостов по заданным параметрам:

  • слово или фраза в тексте креатива, заголовке или ссылке;
  • гео;
  • язык текста;
  • платформа размещения;
  • тип медиаконтента;
  • формат;
  • лид-форма;
  • дата создания и многое другое.
Пример анализа рекламы при помощи ADHeart

Как конкуренты делают рекламу во «ВКонтакте»

Для поиска постов во «ВКонтакте» подходят парсеры TargetHunter, Pepper.Ninja, Церебро Таргет.

Возьмем для примера TargetHunter.

Воспользуйтесь инструментом Анализ → Промопосты

Здесь можно добавить ссылки на отобранные ранее. Дополнительно можно установить минус-слова. Пригодится, чтобы отфильтровать объявления из других ниш, которые находятся по этой фразе.

Эти креативы конкуренты используют в рекламе

На что смотреть:

  • какие форматы используют конкуренты (изображение, карусель, видео и т. д.);
  • что изображено на картинках: люди, текст, фото продукции и прочее;
  • какие офферы используют конкуренты (скидки, бесплатный пробник, привлечение на подписку);
  • куда ведут пользователей (директ, сайт, форма подписки и т. д.);
  • сколько дней работает креатив: если больше 100 дней, это косвенный признак того, что он успешен;
  • общее количество креативов в рекламной кампании.

Изучение рекламы конкурентов поможет увидеть ваш бизнес так, как его видят пользователи социальных сетей в ряду подобных предложений.

Вслепую копировать рекламу конкурентов не нужно, но нужно понимать: если все без исключения конкуренты бомбардируют людей скидками, скорее всего, вам тоже придется использовать скидки. Если конкуренты привлекают бесплатным пробным занятием, и вы без этого не обойдетесь.

Как работают с заявками

Узнайте, как работают конкуренты на этапе продажи. Чтобы получить эту информацию, можно использовать сервис тайного покупателя или сделать пробную заявку самостоятельно.

Оцените:

  • оперативность ответа / обработки заявки;
  • компетентность менеджера при ответе на вопросы;
  • качество ответов на вопросы;
  • использование скриптов, техники продаж, способы дожима сомневающегося клиента;
  • другие вопросы в рамках ниши.

Информация о том, как конкуренты обрабатывают заявки, позволит выявить сильные и слабые стороны конкурентов и сделать выводы для своей работы.

Какие показатели у конкурентов

Исследование показателей конкурентов в нише позволит оценить собственную эффективность, конкурентоспособность или сформулировать KPI-систему.

Для анализа цифр у конкурентов используем Popsters, LiveDune, TargetHunter, Pepper.Ninja.

Popsters работает с «ВКонтакте», «Одноклассниками», Instagram и Facebook. Он помогает оценить:

  • в какие дни и в какое время конкуренты публикуют контент;
  • какие посты собирают больше реакций аудитории (лайки, репосты);
  • общее количество лайков и репостов за период;
  • ER (относительный показатель эффективности публикаций).
Общая оценка эффективности SMM конкурентов за период
Посты можно отсортировать по интересующему параметру и посмотреть цифры по самым успешным в отдельности
Статистику по отдельным параметрам можно посмотреть детально: здесь видим, в какие дни конкуренты публикуют посты
Оценка динамики роста подписчиков на аккаунт при помощи LiveDune
Какие форматы контента используют конкуренты и как разные типы контента собирают реакции
Классная сетка для визуализации эффективности времени публикаций конкурентов

С помощью сервиса TargetHunter можно проанализировать трафик конкурентов: кто из них использует таргетинг, а кто делает ставку на органический рост, увидеть, сколько человек привлекли конкурентов, а сколько от них отписались.

Также можно изучить поведение новых подписчиков: на какие сообщества они подписаны, какие у них интересы.

Сколько человек вступили в сообщество и отписались от него за период

Как сформулировать выводы

После того как вы проделали всю аналитическую работу, остается финальный этап — формулирование выводов.

Создайте текстовый документ, таблицу, презентацию или майнд-карту и добавьте собранную информацию о ключевых игроках рынка и их стратегиях.

Выводы должны отвечать на такие вопросы:

  • кто является конкурентом;
  • в чем их преимущества;
  • как генерируют контент;
  • на что делают акцент в рекламе;
  • какие используют офферы;
  • как привлекают, вовлекают, прогревают и продают;
  • когда публикуют контент;
  • на какие посадочные страницы ведут аудиторию.

Анализ конкурентов в дальнейшем станет отправной точкой для создания собственной стратегии продвижения.

Заключение

Анализ конкурентов — важный этап продвижения бизнеса в социальных сетях. Не зная, кто твои конкуренты и как они работают, будешь ходить вслепую по чужим граблям и сливать бюджеты, не понимая, на что ориентироваться.

Если нужна помощь с продвижением в соцсетях, пишите нам в Студию Чижова.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Марк Гальперин

Анализ деятельности конкурентов - отличная вещь. Но вопрос, если конкурент ошибается, как это проверить. Может быть он сосредоточил усилия на той области, которая не приносит ему деньги и тратит ресурсы напрасно?

Ответить
Развернуть ветку
Студия Чижова
Автор

Хотелось бы ответить, что есть какой-то универсальный способ проверить, ошибается конкурент или нет, но его, к сожалению, не существует =) Мы по опыту уже можем с высокой долей вероятности оценить, работает у конкурента воронка продаж или нет. Но такие выводы всегда индивидуально нужно делать. С учетом показателей, используемых офферов, среднего чека в нише, маржи, качества контента, качества посадочных страниц. Это если говорить о том, насколько эффективно выстроена работа конкурента в соцсетях.

Если вы имеете в виду, что "если конкуренты продвигаются во ВКонтакте, это еще не значит, что они там зарабатывают", то данные анализа конкурентов нужно рассматривать в комплексе с изучением поведения целевой аудитории, маркетинговых исследований в этой нише. Если аудитория в соцсети есть, она там покупает, а конкуренты там продвигаются, скорее всего, и у вас получится при грамотном подходе =)

Ответить
Развернуть ветку
Itsoft Web-studio

Из соцсетей уходить нельзя, но их эффективность падает. Возможно это оценочное суждение. Просьба прокомментировать. Например, в разрезе хостинговых компаний, ведущих бизнес B2B.

Ответить
Развернуть ветку
Зелёная точка Томск

Вот бы ещё менеджмент научился принимать управленческие решения опираясь на цифры из конкурентного анализа по smm :))
+ удобный сервис jagajam

Ответить
Развернуть ветку
Ильфат Фаттахов

Какие сушечные эффективнее всего ведут соцсети, по-вашему? На кого обратить внимание?)

Ответить
Развернуть ветку
Анна С

Сколько по времени занимает такой анализ?

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Salvatore

Супер статья

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда