Почему этот ваш маркетинг не работает. Да потому что это не маркетинг!

Дисклеймер. Статья объемная и во многом об азах маркетинга. Перейти к выводам.

У Иннокентия свечной заводик, трешка в центре, крузак; у жены — ку5. В целом все хорошо: заводик работает, свечки продаются, какие-то деньги на счету копятся. Но Иннокентий понимает: бизнес неплохо бы увеличить — крузак пора обновить и дачу достроить. Да и дочь скоро вырастет, надо будет и ей квартиру покупать.

А как увеличить? Ну понятно, надо больше продаж. Их, кстати, Иннокентий настраивал сам: сначала сидел на телефоне, потом нанял продавцов, и сейчас пять человек сидят как на исходящих продажах, так и обрабатывают входящие заявки, а один из них даже с разрешения Иннокентия называет себя руководителем (РОПом, как говорили на одном вебинаре).

Еще иногда Иннокентий дает рекламу в местной газете и на местном радио — этим занимается сам. Ну как занимается: звонит ему Петр из рекламного отдела газеты или Маша с радио и говорят, мол, забыли вы про нас, Иннокентий, тут же сезон скоро, давайте акцию какую-нибудь сделайте (скидку, другими словами) и через нас это прорекламируем.

Иннокентий понимает: всё не то, работа не системная, надо наконец заняться маркетингом по-взрослому. И вообще — а что у нас с интернетом? Ведь там все деньги (как говорят), так что надо делать интернет-маркетинг.

Иннокентий обращается в агентство «комплексного интернет-маркетинга», то есть обещающее сделать всё, а если быть точным — привлечь лидов со всех каналов: с рекламы — контекстной и таргетированной, сделать SMM и вроде даже какой-то контент-маркетинг обещают впридачу (как Иннокентий, понял, заведут на сайте блог с рерайтами рерайтов).

На самом деле, пару лет назад Иннокентий уже пробовал взяться за интернет-маркетинг: нашел на фрилансе, как он сам себя назвал, «интернет-маркетолога» Василия. Василий запилил какой-то лендинг (вроде даже не сам, а с помощью знакомого) и настроил контекстную рекламу. Вот только проблема, что результата не было: пара сотен тысяч рублей на рекламу улетели, как и не было, пришла пара десятков лидов (как их называл Василий), но в продажи переросли штук пять. Василий, конечно, бил себя пяткой в грудь, что лиды качественные, а продаж мало, потому что продавцы-негодяи долго клиентам перезванивали. Да и нельзя сказать, что все улетело в трубу — все-таки эти пять продаж случились, но стоимость рекламы не окупили.

В итоге с учетом оплаты Василию, расходов на лендинг и рекламного бюджета те сделки оказались золотыми, и эксперимент Иннокентий остановил с мыслью «не работает этот ваш маркетинг».

Но все-таки что-то ведь с маркетингом делать надо, нельзя ничего с ним не делать, крузак сам себя не обновит. И Иннокентий решает снова попробовать — но на этот раз более основательно: обратиться в агентство, а не к какому-то там фрилансеру, и на первое время выделить пятьсот тысяч вместо двухсот — а дальше пойдут продажи и дополнительный бюджет будет уже с них. Поэтому агентству Иннокентий так и сказал: «Бюджет не ограничен, хоть миллиард, если будете поставлять продажи по нужной цене».

Кстати. Иннокентий в маркетинге на самом деле разбирается, хотя может и не осознавать этого. Если бы не разбирался, то не построил бы бизнес, не было бы у него ни трешки, ни крузака, ни же… ни ку5. Да, он не знает модных терминов или как настроить рекламу, но точно понимает или скорее даже чувствует, почему клиенты покупают у него, хотя объяснить это коротко и красиво ему тяжело — не учился Иннокентий красивым словам.

Вообще можно сказать, что Иннокентий — маркетолог не хуже Василия и ребят из «агентства комплексного маркетинга». И вовсе не потому, что Василий и ребята из агентства — слабые маркетологи. Дело в том, что они вообще НЕ маркетологи.

Поясню. На пару абзацев обратимся к азам маркетинга. На самом первом занятии по маркетингу любого маркетингового или экономического факультета рассказывают про маркетинг микс, так же известный как 4P — базовый инструмент управления этим самым маркетингом. 4P — продукт (product), цена (price), места продаж/дистрибуция (place) и продвижение (promotion) — это своего рода рычаги, за которые можно «дергать» и через которые достигать целей маркетинга и продаж.

Конечно, теория и практика не стоят на месте: 4P давно превратились в 7-8-9-11P, буква «P» менялась на «С» и на что-то еще, но суть не в количестве букв и не в самих буквах, а в подходе.

Так вот, в последние годы люди, не очень хорошо знакомые с теорией маркетинга, ставят знак равенства между маркетингом и интернет-маркетингом. Это объяснимо: из каждого утюга, в каждой рекламе каждой онлайн-школы, в каждой статье на vc «интернет, интернет, диджитал, онлайн, снова интернет, цифровые каналы, таргетологи, контекстологи, суетологи…»

Не удивительно, что у многих выстроилась в голове логическая связка: «Современный маркетинг — это интернет-маркетинг. Интернет-маркетинг — это маркетинг в интернете».

Но нет!

Интернет-маркетинг — это не маркетинг в интернете. Интернет-маркетинг — это продвижение в интернет-каналах и не более того!

(Можно даже пойти дальше и сказать, что интернет-маркетинга не существует, как не существует ТВ, радио- или газетного маркетинга, а есть лишь продвижение через ТВ, радио и газеты, ну да ладно).

Интернет-маркетинг — это продвижение, способ дотянуться до потребителей через интернет. Это не весь маркетинг, если понимать под базовой маркетинговой структурой маркетинг микс. Продвижение — только один из компонентов маркетинг микса.

Реклама в интернете, которую на самом деле чаще всего и имеют в виду, когда говорят «интернет-маркетинг» — часть одного инструмента внутри одного компонента маркетинг микса. Разумеется, и инструментов продвижения гораздо больше, чем на картинке выше.

Давайте подумаем. Получается, Иннокентий хочет системно заняться маркетингом, а на самом деле ищет специалиста только на продвижение, да и то только на его часть — рекламу (ведь, кроме рекламы, есть и другие инструменты продвижения). Можно ли рассчитывать, что реклама заменит собой весь маркетинг и принесет какой-то результат?

Конечно, нет.

А почему тогда «интернет-маркетолог» Василий (и тысячи его коллег-фрилансеров), а также агентство комплексного маркетинга называют себя именно так? Да вот потому и называют, что иначе их услуги не купят: рынку нужен маркетинг, они этот маркетинг рынку дают, правда, умалчивая, что на самом деле занимаются только его куском — тем или иным вариантом продвижения (рекламой, SMM, SEO и т.д.). Кто-то, конечно, занимается этим всем, но это все равно только продвижение!

Василий — специалист по контекстной рекламе. Подруга Василия Мария — специалист по таргетированной рекламе. Знакомая Марии сммщица Оля — специалист по продвижению в социальных сетях. Пишущая тексты их коллега Аня — копирайтер. А то самое агентство — агентство комплексного продвижения в интернете (не маркетинга!).

Все эти специалисты нужны и важны, но они не маркетологи. Они специалисты по конкретному виду продвижения. Или нескольким видам, если смогли обучиться и получить опыт работы с разными инструментами.

А еще они себя называют маркетологами, потому что часть из них прошла курсы «Весь интернет-маркетинг за 2 недели» — там же обучают маркетологов, а не абы кого, по крайней мере так написано на рекламном лендинге. И опытный преподаватель, сам закончивший эти же курсы 3 месяца назад, тоже так и сказал: «Называйте себя маркетологами, так ценник выше».

И в чем проблема?

Проблема в том, что Иннокентий, сам того не понимая, подменил маркетинг на продвижение. Собирается он заняться маркетингом, но в реальности обращается к специалистам по продвижению. И именно поэтому на выходе его, скорее всего, снова ждет плачевный результат и разочарование «в этом вашем маркетинге». Да не маркетинг это!

Иннокентий обратился к специалистам по кусочку работы, а результата ждет, как будто сделано было все.

Интересно, что, будучи строителем по образованию да и по роду деятельности, Иннокентий понимает: если надо построить дом, то одного экскаваторщика, который выроет котлован, недостаточно. Как недостаточно только электрика, сантехника, каменщика или кровельщика. Они могут быть сколь угодно крутыми спецами в своем деле, но каждый из них в одиночку дом не построит. Просто потому, что дом несколько более сложен, чем котлован, фундамент, стены или электрика по отдельности.

И тут еще такой нюанс. Я, чтобы самому разбираться в настройке контекста и таргета и разговаривать со специалистами на одном языке, посмотрел немало вебинаров, походил на конференции и даже прошел пару курсов по настройке рекламы.

Спецом по рекламе я, разумеется, не стал да и задачи не было такой. И я не могу ничего плохого сказать про собственно настройку рекламы — этому меня обучили, как минимум, основам. По крайней мере, я перестал бояться открывать рекламные кабинеты.

Но, разумеется, я не мог не обратить внимания — а сколько времени на этих курсах уделяют потребностям аудитории, портрету клиента (выходящему за рамки социально-демографического, требуемого для настройки таргетинга), ценностному предложению, позиционированию и другим скучным нецифровым вещам из мира классического маркетинга 1960-70-х годов? Так вот нисколько.

Простой пример для иллюстрации. Например, надо написать заголовок на сайте. Один известный курс предлагает использовать для этого метод 4U. В самом методе ничего плохого нет, только вот затраты времени на формулирование заголовка — минут 15, а весь процесс больше напоминает механическую подстановку частей предложения в генераторе умных фраз. В принципе сейчас для этого можно использовать Балабобу от Яндекса. Но получится ли таким образом сформулировать и донести до потребителя актуальную для него ценность продукта? Разумеется, нет.

Как работает метод 4U, если использовать его по методичкам онлайн-курсов.
Но можно и так, разницы в любом случае нет.

Так а за что в таком случае спецы по рекламе берут деньги? За знание инструмента. Специалист ориентируется в рекламном кабинете с закрытым глазами, знает, где какая кнопка, как настроить отчеты, проанализировать запросы, собрать интересы аудитории и ключи и добавить минус-слова. Это нужная работа, без нее тоже пока что никак, но это не маркетинг, ребят.

Давайте еще иллюстрацию. Предположим, есть какой-нибудь шарикоподшипниковый завод. На этом заводе — рабочие, операторы станков, конструкторы, инженеры, административный персонал, менеджеры, уборщицы и т.д. Скажем, уборщица — она убирает производственные помещения. Важный она человек? Безусловно — без нее наступит ад и завод перестанет работать. Есть у нее какая-то связанная с шарикоподшипниками специфика? Конечно. Она знает, что вот этот станок надо протирать так, а этот так, а этот лучше вообще не трогать. Становится она от этого специалистом по шарикоподшипникам? Ну как бы нет.

Или вот оператор станка. Знает он, как точить деталь? Конечно. Он ли ее сконструировал? Сомнительно. При этом и конструктор и оператор станка (и много кто еще) нужны, чтобы в итоге получить правильные подшипники.

Если мне потребуется произвести подшипники, и я обращусь к уборщице или оператору станка шарикоподшипникового завода, вы покрутите пальцем у виска. Без этих ребят не получится подшипников, но и только их недостаточно!

А вот Иннокентий обращается к рекламщику или сммщику, хотя хочет «сделать маркетинг», и это ему не кажется странным. И Иннокентий в этом, разумеется, не виноват — ну вот такое понимание упорно вдалбливают в головы заказчиков.

И еще проблема. Такое внимание к инструментам продвижения привело к карго-культу «трафика-лендингов-лидов-магнитов-квизов». Но никакой трафик и лендинг не «починят» продукт, если он сломан, то есть не нужен и не актуален целевой аудитории.

Важно. Нет, очень важно! Я не пытаюсь как-либо принизить специалистов по рекламе, SMM, SEO и т.д. и одновременно сказать, что вот есть такие маркетологи в белых пальто. Ни в коем случае. Тут вообще нет никого в белом, нужны и те и другие и третьи, и никто из них не важнее и не нужнее остальных, но я пытаюсь донести, что это только всё вместе составляет маркетинг, а продвижение — лишь его кусочек, компонент. Компонент важный, но только один из. Не стоит ожидать, что отлично реализованный один компонент обеспечит общий результат.

Так а что там с маркетологами?

Конечно, существуют не только спецы по продвижению или, более узко, — рекламе, но и маркетологи в традиционном смысле слова — которые как раз про весь маркетинг микс, умеющие соединять его компоненты вместе. Возможно, они не столь хорошо знают рекламные кабинеты, где там какая кнопка и какие механики работают сегодня лучше других.

Зато они умеют в исследования, целевые аудитории, анализ потребностей потребителей, ценностные предложения и позиционирование, бизнес-модели и ценообразование. Их не пугают силы Портера, и они знают, чем «дойные коровы» отличаются от «звезд» (правда, надо признать, что в последние лет 20 им это знание никак не пригодилось, потому что заказчики просят «без вот всей этой теории»). Могут даже матрицу Ансоффа нарисовать и пояснить, что здесь к чему и зачем. Изучают и применяют новые, относительно новые и старые теории в новой упаковке вроде JTBD. Понимают общие принципы поведенческой экономики и могут объяснить, почему в слепых тестах побеждает Пепси, а в открытых — Кока-Кола. Знают, как процессы в вентральном стриатуме мозга влияют на потребительское поведение (но это уже 80 lvl).

Но тут есть обидная ловушка: Иннокентий такого маркетолога не сможет нанять, даже если осознает необходимость. Почему? Да потому, что такой маркетолог легко зарабатывает как минимум 150 000 рублей в месяц на собственных проектах или в хорошем и теплом офисе крупной компании. Если же он зарабатывает меньше, то настолько ли он хорош?

Возникает парадоксальная ситуация. Рекламщик сам по себе не сможет обеспечить нужный Иннокентию результат или результат будет хуже, чем мог бы быть. А грамотного маркетолога (не рекламщика) Иннокентий нанять не может: вся выгода от роста продаж, даже если такой рост случится, будет съедена зарплатой этого самого маркетолога.

Гарантий роста, кстати, никто дать не может. Выясняется: если свечной заводик не справляется с нагрузкой, качество продукции упало, да и вообще не нужны свечи людям в 21 веке в таком объеме (а рынок никто не анализирует, потому что некому), а уставшие от увеличения потока заявок продавцы хамят клиентам, то никакой маркетолог, хоть даже за 100500 миллионов, помочь не в силах.

И что же делать?

У меня только один ответ и рекомендации Иннокентию — становиться маркетологом самому. Но не в том смысле, что идти учиться на эти же двухнедельные курсы. А в том, чтобы сместить фокус с продвижения и на другие компоненты маркетинг микса и в первую очередь на продукт — не зря он идет первым по списку.

Думать о целевой аудитории: кто эти люди, что им важно и нужно и почему. Проработать и, возможно, изменить бизнес-модель — не исключено, что пришло время скорректировать принципы ценообразования. Изучать конкурентов: где и как они продают, что у них работает, а что нет. Да, для этого придется что-то поизучать, но кто говорит, что будет легко?

Маркетинг — ключевая функция в мире развитой конкуренции. Можно, конечно, это отрицать, думая, что хороший продукт продаст себя сам, но сделать хороший продукт, то есть удовлетворяющий потребности потребителя наилучшим образом — это и есть маркетинг, каким он должен быть. Маркетинг — это не втюхать дерьмо под видом конфетки, маркетинг — это создать нужный людям продукт и уметь донести его ценность.

Разумеется, рутинные операции и специфические задачи Иннокентий в любом случае будет аутсорсить, иначе лопнет. Главное понять — весь маркетинг отдать на аутсорс не получится, придется зарубиться самому. Кто лучше Иннокентия знает продукт, клиентов и конкурентов? Ну не директолог же Василий с таргетологиней Машей и сммщицей Олей.

Ключевым фокусом Иннокентия должен стать продукт и его ценность для потребителя. Не рекламные инструменты — они тоже нужны, но не создают ценность продукта да и вообще к продукту не имеют никакого отношения — они только коммуницируют ее, доносят до потребителя, но не создают.

Когда же мы этого не понимаем, в результате нас окружают тысячи одинаковых продуктов — «качественных и по адекватной цене» без намека на ответ, почему надо купить именно у вас, а не у конкурентов.

Основные тезисы еще раз:

  • Интернет-маркетинг — это не весь маркетинг, а только его компонент, связанный с продвижением в интернете.
  • Несмотря на важность продвижения, необходимо работать с продуктом и его ценностью для потребителей, а значит изучать этих самых потребителей и конкурентов и искать конкурентные отличия. Нет, «качественный продукт по хорошей цене» не является такой ценностью и не отличает от конкурентов.
  • Если продукт никому не нужен, реклама не поможет. Если продукт хорош, но владелец бизнеса не может это облечь в правильные слова и донести до клиентов, реклама не поможет. Если процессы в компании сломаны, цена оторвана от реальности, продажи идут по старинке, новые практики не внедряются, а изучением и работой с аудиторией никто не занимается, реклама не поможет.
  • Сомнительно, что владелец небольшого бизнеса сможет полностью отдать работу с продуктом на сторону. Это его продукт. Никому, кроме него, он не нужен. Никто, кроме него, его не знает.
  • Если рекламщик говорит, что работает с продуктом — он лукавит, 99% его времени уйдет на работу с трафиком и рекламными инструментами.
  • Владелец бизнеса может работать со сторонними маркетологами, консультироваться, просить мнение со стороны, но нанять фуллтайм маркетолога-профи небольшой бизнес не сможет — не сойдется экономика.
  • Поэтому, если хотите получать результаты от маркетинга, придется осознать, что есть маркетинг на самом деле и чем он отличается от продвижения и «трафика-лендинга-лидов», и сместить фокус исключительно с продвижения на продукт и остальные компоненты маркетинг микса.

Если, конечно, хочется, чтобы «этот ваш маркетинг» все-таки работал.

В помощь владельцам бизнеса мы разработали карту ценностного предложения. При должном внимании вы сможете разобраться с ней сами и самостоятельно работать с ценностным предложениям продукта. Только не воспринимайте это как очередной шаблон для бездумного заполнения. Ниже привожу ссылку на статью с описанием, и в ней есть ссылка на руководство — изучите его и попробуйте вдумчиво применить. Разумеется, это только малая часть того, с чем надо работать в области продукта, но начните хотя бы с этого. Удачи!

Статья с описанием карты ценностного предложения, руководством и примерами:

Спасибо, что дочитали! Это статья из блога Rocketyze. Подписывайтесь там или в телеге.

0
208 комментариев
Написать комментарий...
Слава Коженевский

Красиво расписал, но не верно. 
В по-сути, не верно.
Ключевая проблема это не то что интернет-маркетологи это не маркетологи (как раз таки наоборот), а скорее в том что "свечной" бизнес в РФ хочет маркетинг, но платить готов только за "измеряемый" результат (лиды, сделки и т.д.). 
А во-вторых, типичный Иннокентий, наоборот думает, что он пиздец какой охуенный маркетолог и ему советчики не нужны, потому что прочитал "фиолетовую корову" и прошел 2-х недельный курс "сам себе маркетолог" от какого-нибудь бизнес тренера. А сейчас он еще из статьи про 4п узнал, конечно, нихуя не понял, но теперь будет задрачивать своего маркетолога нам

нужно над продуктом работать, а не это всё... 

и скинет ссылку на статью. 
В-третьих,  флешбеками из 90-х доноститься то, что у бизнеса в РФ вообще нет стратегии на будущее. Поэтому размышлять о какой-то стратегической деятельности вообще не имеет смысла. 
В-четвертых, правовая база. Сегодня ты тратишь миллионы на маркетинговые исследования, а завтра "рога и копыта" под-чистую слизывают все твои наработки и вся твоя дифференциация превращается в пыль. И ничего им не предъявишь. 
Пять, в России ничтожна доля компаний, которые занимаются "инновациями", в основном , это либо Китай, либо Ctrl+C, Ctrl+V. Поэтому о развитии какого-то продукта вообще речи не идет. 

Ну и за скобками.
В России поле не паханное, конь не валялся, бизнес среда в зачаточном состоянии. И поэтому если ты хороший маркетолог, то значительно проще, заняться своим бизнесом, чем убеждать Иннокентия, что ему нужно поработать над продуктом. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Безапелляционненько.

 Ключевая проблема это не то что интернет-маркетологи это не маркетологи (как раз таки наоборот)

С этим я не согласен, а все остальное сказанное вами никак не противоречит статье.

И с интернет-маркетологами тоже нюанс: я не говорю, что интернет-маркетологи — это не маркетологи. Я говорю, что узкие специалисты по рекламе (которых так любят называть интернет-маркетологами, но это неверно) и другим видам продвижения — не маркетологи.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Stan 1

Ну нет. В статье, кмк, впервые я увидел именно описание ловушки малого бизнеса: нанять хорошего маркетолога - денег нет. А нанять подешевле - деньги на ветер.

В этом смысле, статья, как описание болей небольшого бизнеса - просто уникальна и точна. Такого ранее не встречал.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Andrew Simon

Есть ли смысл пахать такое поле, при таком существующем и потенциальном платежеспособном спросе?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mika
бизнес хочет маркетинг, но платить готов только за "измеряемый" результат (лиды, сделки и т.д.).

Вот ведь негодяи какие

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Антон Штадлер

Зачем в юнит-экономике для масс-маркета нужны какие-то инновации? Копируй просто продукт, а потом улучшай его. Возможно, на каком-то этапе продукт начнет эволюционировать и появится поле для инноваций. В РФ некому оплачивать инновации, рынок слишком мал.

Ответить
Развернуть ветку
Roboproject

Вроде как всё верно написали. Но есть но...

Автор написал стандартную ситуацию для малого бизнеса - бизнес есть, но его расширение при данных условиях не возможно, хоть и очень хочется. 

Понятно, что  причин тут много - и не только отсутствие маркетинговой стратегии. 

Если судить по себе и своему "недобизнесу" - то автор во многом прав. Хочется поднять денег и быстро. Что - то типа - впулить денег в контекстную рекламу и получить опупенский приход денег. 
Только вот действительность неумолима.

Если лет 5 назад, когда я запускал интернет - магазин в своей нише, конкуренции не было, то сейчас она есть. И та же контекстная реклама, уже даже банально себя не окупает. 

Сейчас(в том числе из - за ковида), я вынужден так же работать по найму, по основной профессии - педагогом ДО. 

В своё время, я упустил тот момент, когда надо было доработать продукт и дистанцироваться от конкурентов. 

Поэтому автор в общем то прав - владелец малого бизнеса, в маркетинге шарить должен. Хотя бы для того, что бы понимать, где он на рынке и как ему выживать.

Единственное серьезное допущение автора - это история Иннокентия. Вступление скорее про бизнес в целом, а не только про маркетинг. Будь пример сильнее заточен на маркетинг, было бы лучше. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Кайф! Не видел раньше этого. Забавно, что у меня был абзац о том, кто главные маркетологи в Тинькоффе, Virgin и когда-то Евросети (как наиболее известные примеры), но потом убрал, а то и так длинно получилось.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Reb Rending

После «маркетинг - это создание спроса» можно выключать

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Роман

Андрей, интересную тему вы затронули.
На самом деле это более общая проблема низкой квалификации.
У нас маркетологи думают что они маркетологи, а на самом деле нет.
Руководители думают что они руководят, а на самом деле нет.
И так далее.
В это и вопрос общенациональной производительности труда.
И ответ на вопрос, почему у населения такие низкие доходы.
Потому что даже если ты захочешь сделать сильное предложение на рынке, тебе не дадут его сделать кривые поставщики, неквалифицированные маркетологи, ленивые продажники, да и ты сам, потому что тебя непонятно чему 5 лет в вузе учили.
И зарабатывают либо так, как Тиньков в видео выше описал, либо единицы, которые в таких условиях смогли собрать команду и создать востребованный продут.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Дунайцев

У нас нет низкой производительности труда и прочих историй чиновников о том, какие же мы сами убогие. Если посмотреть на то, как регулируется внешняя торговля (а именно это фактор открывает новые рынки предпринимателям, снижая удельные постоянные косты на оборот за счёт того, что еще вчера у него был спрос в 5млн человек, а завтра в 500) - то сразу становится понятно, где зарыта псина. 

Псина зарыта в том, что Штаты делают и экспортируются, Великобритания, Китай и прочие - делают и экспортируются, и только в нашем бизнесе все локально, кроме ресурсов. А тут потому, что попробуй только куда-то выйти - ни тебе господдержки, ни преференций, сплошные отжимы да откаты. 

А внутри страны нет конкуренции - выше издержки - ниже уровень жизни в целом. Вон, курорт Сочи хороший пример: цены в несколько раз дороже Турции, А сервис на уровне совдепа. Или с автомобилями так. И так далее и тому подобное. Это вторая сторона - что поддержка собственных производителей внутри страны приводит к тому, что конкуркнции меньше, монополизируется рынок, и стригут бабло с тех, с кого разрешили. 

А из этого привычного круга выхода особо нет - это ж зона комфорта: тут сверхдоходы начинают едва покрывать издержки директора в Монте-Карло, иностранные производства не приходят к нам, а наши не приходят к ним, так как выход на рынок забугра дорожает и конкуренция её позволяет сделать шаг в сторону продукта. И если бы стандарты качества позволяли ещё, то их нет, они покупаются. 

Вот и ищут такие ребята, как делить текущий рынок, куда идти. Вот и Айти - единственное место, где рынок общий, а конкуренция за ресурсы огромна, а поле непаханное. Вот и маркетологи (уж пойдем по теме статьи) не ищут, как сделать продукт лучше (на это нет спроса), а ищут, как из текущего спроса закрыть потребности. 

Вот и ездит Иннокентий в Монте-Карло раз в год, облизыватчя на новые тачки, а делать ничего не умеет и не хочет учиться, ибо знания лишь увеличивают скорбь))) Пьем, не чокаясь

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Соглашусь. Думаю, это вопрос уровня абстракции.

Ответить
Развернуть ветку
29КРФ

Сколько токсика в статье, хотя можно все описать очень просто: главным маркетологом в компании должен быть ее руководитель, если это не так, значит он не контролирует главный аспект современного бизнеса.

Ну и деньги считать надо уметь, если не умеешь, то нахрен ты в бизнес полез.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Chernykh

Антон, засунь свой токсик. Если высказали мнение отличное от твоего, это по умолчанию не означает, что оно токсично. Современные дураки стали называть токсичным, все что им не нравится. Можно минусить, веду перепись вышеуказанных персонажей.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrey Fedorov
Автор

Токсика?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Иннокентий Фефилов

Вранье :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

😂

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Андрей, отличная статья не только с точки зрения посыла и поднятой темы, но и мастерства автора.
Прекрасно переплетен сторителлинг про вымышленного персонажа с обучающим контентом. В Иннокентии целевая аудитория (предприниматели) должна увидеть себя.
Хорошо прошёлся по болям и набитым шишкам (заказал у фрилансера, обратился к Агентство, слил бюджеты и тд)
Красиво использовал метафоры и сравнения (уборщица), умело использовал жаргон и лексику ЦА.
В конце статьи подвел итоги.
Все понятно и доступным языком.
Все по красоте.
Плюсую.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Про свой заводик, крузак и ку5 у жены это прямо мем - каждый раз ору

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Должен был быть заводик ЖБИ!

Ответить
Развернуть ветку
Максим В

Мем хороший. Но что делать если жене не нравится Q5: Тесно, дешевые материалы.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dana Gafarova

Ну наконец-то кто-то сказал это вслух!

Ответить
Развернуть ветку
Silvestr Vitvinov

да все про этого говорят, вот только результата у таких маркетологов нет)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Даниил Романов

Наверное одна из самых годных статей за последние так месяца два.
П.С. напокупают себе крузаков, а за плечами и бизнеса то нет крепко стоящего на ногах. Не лучше было бы на эти деньги как раз фулл тайм маркетолога? а потом через годика 2 -3 того глядишь и крузак сам приплывет. А - нет, мы ж в России. Пыль в глаза важнее.
Но за статью - спасибо))

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
 Не лучше было бы на эти деньги как раз фулл тайм маркетолога? а потом через годика 2 -3 того глядишь и крузак сам приплывет.

Очень хотелось бы, конечно, сказать, что это так, но, к сожалению, не все так просто :) Ведь в конечном счете все определяет покупательский спрос. B2C замечают это сразу, B2B более инертны, но в итоге доходит и до них. Поэтому я согласен про "пыль в глаза", но и отсутствие пыли в глаза тоже ничего не гарантирует.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Voynov

Кажется я влюбился в автора статьи. Давно не встречал такого уровня разжевывания и дотошного объяснения текущих точек нахождения читателя в дереве проблемы контента. Ну образы и приколы так себе, норм, но задрочено. Дам почитать дочке-подростку, все понятно должно быть. 
Удивляет, как при такой дотошности, находятся комментаторы выдергиваюшие слова из одного уровня абстракции написанного и приписывающие их автору в целом.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Кудинов

Никогда не писал рецензий, но ваша статья прям всколыхнула и решил прокомментировать!
Большинство владельцев свечных заводиков уверены: "ща я возьму тыщ за 50-60 Пиарщика/Маркэтолога и всё, бабосы рекой пойдут, прям как когда заводик отжимал", но почему-то не работает. А не работает потому, что как правило один такой маркетолог, способный вытащить на себе весь маркетинг не пойдёт туда за такие деньги, да и не вывезет скорее всего работу по всем направлениям коммуникаций. А брать специалиста одного направления, это как ловить на удочку раков, скорее всего ничего не поймаешь, но попытка не пытка. А потом Иннокентии говорят, что нет специалистов, но это не проблема Василия и Марии (а ведь они могут быть вполне неплохими специалистами для ЕГО УРОВНЯ БИЗНЕСА) и ещё кого-то, что для Иннокентия пиар, маркетинг и реклама и интернет-реклама одно и тоже. 
Вот и получаем на выходе, что имеем, а ведь Василий и  не обещал ему закрыть весь маркетинг, он обещал лишь лиды с директа, причем Иннокнетий не знал, что лиды это не конечные покупатели, а по факту горячие клиенты, которых нужно дожимать продажнику, а никак не Василию. 
Короче как сказал один опальный олигарх: "в России крайне низкий уровень гуманитарного образования" и по этому "учиться, учиться и учиться".

P.S. Высказался)))
Статья отличная на самом деле много проблем затрагивает, которые не очевидны. В том числе и трудоустройства, когда хотят спеца, который "и чтец, и жнец, и на дуде игрец!".  

Ответить
Развернуть ветку
Константин Скобеев

Не ясно, почему автор решил что "маркетолог", умеющий в исследования и несколько примитивных инструментов (более простых чем настроить хорошо контекст) - тоже маркетолог? и даст некую ценность бизнесу?
Больше похоже на переход из одной религии (нас спасет интернет), в другую (исследования, методики и вот это все)...

Вообще то, если идти еще глубже - то рынок делает гением и идиотом. Выбрал рынок - выбрал судьбу. А это уже вопрос стратегии (ох, сколько есть ее определений и десятков вариантов описания).

Согласен, что интернет маркетинг - не маркетинг, а лишь его часть. Категорически не согласен что человек, знающий некий набор исследовательских инструментов - это маркетолог.

Если комментарий читают бизнесмены, то не поленитесь, а пройдите курс Деллойта от Алексея Тимофеева (на русском). За последние 10 лет и десятки курсов, книг, менторов и коучей что я оплатил и прошел, это было лучшее вложение денег для меня https://www2.deloitte.com/ua/uk/pages/deloitte-academy/solutions/strategic-planning.html

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
Не ясно, почему автор решил что "маркетолог", умеющий в исследования и несколько примитивных инструментов (более простых чем настроить хорошо контекст) - тоже маркетолог? 

Скажите, пожалуйста, где я такое написал.

Категорически не согласен что человек, знающий некий набор исследовательских инструментов - это маркетолог.

Скажите, пожалуйста, где я такое написал.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Бабка в засаде

1) «потому что это не маркетинг» - это маркетинг, просто плохой и неумелый.
2) «Интернет-маркетинг — это не весь маркетинг, а только его компонент, связанный с продвижением в интернет» - полная херня, через эти ваши интернеты можно и нужно собирать фидбэк и пробовать разную ценовую политику и тп, а не просто контекст закупать на всю котлету. А те же эксперименты с ценой это уже элемент полного маркетинга, а не просто продвижения. Запилил лэндос с двумя разными прайсами, полил траф и посмотрел эластичность спроса по цене. 
Короче дизлайк, статью дочитывать не стал 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Хотел было ответить, но потом понял, что коммент - херня, и дочитывать не стал. 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Alex Dzenin

Лето на vc просто радует, это 3 шикарный текст. Автору респект

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Иванов

Будьте добры, оставьте ссылки на остальные шикарные текста

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав

— "Маркетинг — это не втюхать дерьмо под видом конфетки, маркетинг — это создать нужный людям продукт и уметь донести его ценность.".

Как бы да и как бы нет.
В теории — да. В реальности (в которой мы живём) — нет.
В реальности (а эту реальность видно в любом магазине) "втюхать дерьмо под видом конфетки" — и есть маркетинг (то, каким сегодня в большинстве случаев он таки является).
Потому, что если следовать логике автора, можно порассуждать, существует ли сегодня капитализм (тот самый, "правильный", описанный классиками). И можно так же утверждать, что такого ("правильного") капитализма не существует. Почему (в таком случае) маркетинг (в рамках этой системы на сегодня) должен быть "правильным"?
Нет, если говорить о крупных компаниях, то там может быть и правильный маркетинг.. Но крупный бизнес — другая планета в принципе (не только в маркетинге).

Насчёт маркетолога, работающего в крупном бизнесе. Автор пишет: "..такой маркетолог легко зарабатывает как минимум 150 000 рублей в месяц на собственных проектах или в хорошем и теплом офисе крупной компании.".

Ну если этот маркетолог стоял(а) у истоков создания этой крупной компании и если весь процесс развития компании обеспечивали не шальные деньги постсоветских "талантливых бизнесменов" (а количество денег таки имеет значение в деле продвижения, даже с плохим маркетингом), если маркетолог развивал(а) компанию "с нуля" только своими знаниями (так сказать, "купили килограмм яблок, помыли, продали дороже, купили два.." и т.д.), то да, можно перед таким маркетологом помахать шляпой с перьями (в поклоне). Но если маркетолог пришёл(а) в уже крупную компанию.., то заслуга такого маркетолога (в лучшем случае) — способствовать инерции движения (этого крупного бизнеса, который "ту биг ту фейл").

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Ну понятно, что я говорю о своей позиции и как оно должно быть, с моей точки зрения. Так-то реальность может и отличаться. Возьмем нелюбимую мной шринкфляцию — изначально не из отдела маркетинга она пошла, но не могу исключать, что сегодня вот эти 930 мл вместо 1000 мл — дело рук "маркетинга". Но это маркетинг курильщика.

 Насчёт маркетолога, работающего в крупном бизнесе.

Согласен с написанным вами, но я же о том, что не пойдет он наниматься на свечной заводик. Может, он грамотный маркетолог, а может и нет — этого мы не знаем, но не пойдет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel Voronkov
эту реальность видно в любом магазине

Это следствие, а не причина. Увы, нам с этим жить ещё долго, хотя подвижки есть.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Tarasov

Выводы банальные какие-то. Вот у нас вместо свечного заводика дата-центр в Тушино. Дата-центров плюс-минус такиз де много как и свечных заводиков. И большинство потребителей ращницу не в сострянии поеять как между свечами - все примерно одинаковые. Главное, единицы вообще приезжают к нам на экскурсии и вникают в детали. Ну и?

Вот ещё пример с колой. Все даже знают, что кола говно, а квас готовится дома за сутки и квас лучше колы. Но сколько людей готовит дома квас? 

Так что не в продукте дело. Массы вообще любят жрать говно без всякой пользы для себя. 

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Ну ведь они банальны для того, кто все это знает и понимает (но не все же знают и понимают)
Кто потребители дата центров? разве не хостинги? у дата-центров есть стандартные штуки- тир1 или чего то там по электричеству и тд..
(кстати, Вы можете написать свою статью про свои проблемы, Вам быстро объяснят, где Вы не правы.)
Возможно Вы сами не видите своих проблем и тут чужой взгляд наведет на мысли
А зачем на экскурсии ездить в дата-центр? ну стоят стойки с серверами и стоят. Если я в них ничего не понимаю, мне бессмысленно рассказывать про тонкости организации этого самого дата-центра
Кола говно? Оценочное суждение. 
Квас лучше колы? это вообще разные продукты
Готовить дома квас? дома квас будет скорее всего одного определенного вкуса, когда как в магазине их несколько (но я не интересовался, может сейчас есть разные "закваски")
Пассаж про массы - это отмазка. Потребители у всех одинаковые. Но кто-то (из бизнесов) успешен, а кто-то не очень

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Andrey Fedorov
Автор
 Выводы банальные какие-то.

Ну извините 🤷🏼‍♂️

 дата-центр в Тушино

Ооо, эта тема мне близка — я участвовал в большом проекте с ооооочень большим ДЦ, который знают все посетители vc. Да и вообще в большей степени специализируюсь на IT. Там такой нюанс c ДЦ, что они стали коммодити, и людям действительно все равно, кем пользоваться — принципиальной разницы нет. Выход, как и всегда с коммодити, один — искать добавленную ценность, и она в области продукта. При этом любой продукт имеет тенденцию к коммодитизации, потому что конкурентное преимущество сегодня превращается в необходимый минимум завтра. Поизучайте про коммодити и что с этим делать.

 Вот ещё пример с колой. Все даже знают, что кола говно, а квас готовится дома за сутки и квас лучше колы. Но сколько людей готовит дома квас?

Не-не-не. Тут вам надо разобраться, как и почему люди покупают. Конкретно в этом примере хорошо подходит JTBD — оно вот такое и объясняет. Тут все зависит от контекста, но в качестве примера: Кока-Кола предпринимает кучу усилий, чтобы ассоциироваться с праздником и решать "праздничные" задачи людей. С квасом другая история, но с квасом я не вижу профессиональных кампаний после николовской "Квас — не кола".

 Так что не в продукте дело. Массы вообще любят жрать говно без всякой пользы для себя.

Люди хотят решать свои задачи с минимальными усилиями. Если и правда хотите разобраться с этим, копайте JTBD. Можете отсюда начать: 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
natali erohina

Ну не скажите. Есть свечи нонейм за 50 рублей штука, а есть джо малон за 5 тыщ штука, и у тех и других есть свои покупатели.
Угадайте у кого из них есть стратегия маркетинговая?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Максим Петров

последнее предложение -  основной ответ на все. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Рабченок

Спасибо, Андрей, прочёл на одном дыхании.  Как раз думал о продвижении,  а надо о комплексе продукт и продвижение и все все все.  Спасибо, задумался 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Крейцер

Да, так оно и есть. Поэтому после анализов и запуска проекта иногда меняется даже сам продукт у бизнесмена. 

Отличная статья, Андрей

Ответить
Развернуть ветку
юрий с

Очередная статья в духе надо не 5 человек нанять, а 105. А то что результата нет, то это твой товар гавно. 
Здравый смысл, что лучше иметь своих специалистов и самому понимать, что от  них хочешь

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
Очередная статья в духе надо не 5 человек нанять, а 105.

Даже интересно стало, где вы это прочитали.

 А то что результата нет, то это твой товар гавно.

А, понял. Не читали. 

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная статья!
Какое счастье, что последние лет десять я часто думал о советах одного миллионера, имя которого не любят комментаторы на сайте VC, который рекомендует "не продавать что сделали, а делать то, что продаётся".
И мы вот-вот запустим наш краудинвестинговый проект для пенсионеров с доходностью от 8% в месяц (более 100% годовых по формуле сложного процента).
Почему мы выбрали такую ставку рентабельности?
Потому что этого ждут от нас все пенсионеры России - наш сегмент рынка !
Ждём ослабления карантина.
Продукт должен стать "номером один" во всех новых бизнесах, стартующих после "летней жары 2021 года" !
Все на старт!

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Фокус именно на обман пенсионеров? Мошеннический Коллцентр у вас или  что? 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Николай Мясников

Круто закрутил!
Как маркетолог с большим стажем и владельцем собственной Маркетинговой компании могу сказать, ситуация кажется безвыходной. Иннокентий не хочет ничем заниматься. Он уже от занимался, заработал какие то деньги, и привык к тому, что всегда есть те, кто работает на него. 
Наша компания занималась только маркетингом, без интернет-маркетинга, но в итоге я всё таки решил не терять этот жирный кусок. Так как после классического маркетинга всегда наступает интернет-маркетинг и заказчик которому отладили все процессы в бизнесе не хочет идти к непонятным Интернет-маркетологам. 
Поэтому когда к нам приходит Иннокентий естественно совершенно не готовый заказывать аудит, исследования рынка, разработку стратегии мы предлагаем пограничные решения, например если ты хочешь эффективный таргет в Ивановской области, где у тебя нет продаж, сходи в начале и промониторь свои цены в сравнении с конкурентами, а то вдруг твои свечи не самые лучшие,  а мы пока протестируем работу твоего отдела продаж. 
Так медленно и верно Иннокентий мелким шажками сам начинает заниматься маркетингом оплачивая нам только консультацию и продвижение. 
И! О! Эврика! Это отлично работает!

Ответить
Развернуть ветку
Arkadiy K

Наверное так и надо. Представьте, пришёл к вам Иннокентий, которому даже не хватает на крузак, и заказал масштабное исследование, разработку стратегии и пр. Ценой в тот же крузак. Вы все сделали красиво, представили отчёт, провели презентации. Усвоит это неподготовленный Иннокентий? А его 'команда'?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Саламахин

Хорошая статья, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Блохин

100% согласен! Спасибо за статью.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

Правильная статья, но с оговорками. Маркетинг, это комплекс. Нужен ли Иннокентию комплекс, вряд-ли. Если его спросить, что он хочет и за какой период - ответит "здесь и сейчас", его не интересует продукт, упаковка, и прочее, ему важнее бабло, он кушает сейчас, обновлять крузак хочет сейчас, в маркетинг так не работает.
Плохо ли это - нет! Это текущее состояние рынка, который трансформируется очень медленно. И если оглядеться, то "новички" чаще работают с продуктом лучше, но у них так же нет денег, ресурсов и времени на масштабирование, поэтому часто хорошие продукты умирают быстрее, чем "родились".
Есть в практике реальные и забавные кейсы на сей счёт.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Ну я вроде со всем согласен, так а в чем именно оговорка-то? :)

Что там Иннокентий хочет или нет — ну его это дело, имеет право, его ж бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Крайтон

10 из 10, мечтал написать подобную статью. Наканец-то!

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sivolobov

Иннокентий с детства дружит с сыном главного священника в местной епархии и ещё знаком через депутата со всеми загсами и армасалонам в области. Никого не лишнего в этом бизнесе нет. Ему периодически рекомендуют давать объявления в местную газету, что он и делает.
Вот и весь маркетинг.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Бураков

Браво! Все верно))

Ответить
Развернуть ветку
Nick Chernykh

Ой господь, первый умный чел на vc? А ещё проехаться так же по data инженерам и аналитикам и спросить, какого хера вдруг их столько понадобилось, если раньше даже при полевых исследованиях обходились меньшим и так ли уж нужны результаты их работы... 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Хороший вопрос про дата инженеров. Я вот тоже об этом думаю и пришел к мысли, что просто оно вот так бурно сейчас растет и хайпует, что используется везде — где надо и где не надо. Постепенно устаканится. В маркетинге такая же история с продакт менеджерами сейчас. А завтра будет про стратегов. Скриньте :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Голубев

Тащем то неплохо написано. Но я бы добавил, что Иннокентии как класс непереубеждаемы)) 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

На самом деле я считаю, что и не надо переубеждать Иннокентия: его бизнес — делает, что и как хочет. Имеет право.

Но я, например, тоже не люблю никого ни в чем убеждать, поэтому концентрируюсь на собственных проектах. Как и любой предприниматель, с переменным успехом, разумеется.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Malyavkin

Прямо супер фишка современности - использовать слова не так, как в словаре записано, а так, как ощущения подсказывают - постараться вложить в близкое слово желаемый смысл и ожидать, что другой человек этот смысл вычленит. Вот и десятилетиями проработанный термин "маркетинг" превратился тупо в "лидогенерацию". Традиционное понимание: "запилим продукт и надо будет маркетинг сделать"...
Во всём согласен с автором, вот только я бы 4P оставил стоять на почетной полке истории и не использовал бы это для аргументации... хотя именно в этот раз с картинками вышло наглядно и доказательно.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Насчет 4P: ну у меня сказано, что суть не в 4P, а в подходе. Букв там может быть сколько угодно и какие угодно, ну да ладно. Тут еще и другая мысль есть.

Лет 10 назад я думал, что 4P можно оставить на полке истории, а сегодня смотрю на "маркетологов" и думаю, что не, похоже, пора опять их с этой полки доставать - выросло поколение, не владеющее основами, и как-то эти основы им надо узнать. Может ли 4P (5-7-100P) быть _в том числе_ такими основами? Ну почему нет.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Андрей Крючков

В РФ отсутствует институт маркетинга. 

Есть, конечно, в некоторых крупных компаниях. 

Но зачастую топ-менеджент и в иных крупных компаниях толком не знает, что такое маркетинг. Не то, что на свечном заводике. 

А нанятые специалисты по маркетингу тратят  свое время на хрень, типа документооборота  и технического сопровождения продаж продукта. 

А по сути статьи полностью разделяю мнение автора. 

Ответить
Развернуть ветку
Sviatoslava Ptitsa

Помню, на одном собеседование в "маркетинговое агенство" говорила всё то, что у этой статьи в выводах. И что интернет-маркетинг это только часть системы, и что плохой продукт невозможно поднять за счёт рекламы, и что бизнес сначала должен измениться, если клиент хочет значительного роста... мне под конец сказали, что я в процессах ничего не смыслю, говорю глупости и вообще не пойти ли мне в какую-нибудь другую сферу, ведь я ещё молода и могу легко переквалифицироваться. 

Я еле успела выкатиться на улицу чтобы не проораться чаечкой прямо на месте. Смеялась долго, с трудом отдышалась. Одно жаль - таких агенств, или даже таких владельцев агенств действительно очень много. Гораздо больше чем специалистов, которые мыслят полной картиной и оценивают ситуацию здраво.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Рохманов

Отличная статья! Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Amelin

Спасибо за материл и разложение по по полчкам. 
Ценно.

Ответить
Развернуть ветку
Oleksiy Horshkov

Сохраняю статью мне нравится такой простой формат изложения, сам всегда к таком стремлюсь. Будет мне примером))

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кованёва

О, спасибо, нормальный контент, наконец кто-то это всё написал. 

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Данилов

Так и живем. Иннокентий изучает маркетинг, вместо новых и интересных технологий строительства. 
А успешный маркетолог Игорь второй год не вылазит с участка , где уже третья бригада приглашённых специалистов переделывает его дом мечты за предыдущими рукожопами. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nesterov

Стандартный сценарий подобных самопиарных статей.
1. Обсираем всех и вся (80%)
2. Даем общие советы (20%)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Стандартный сценарий подобных комментариев:
1. Не читаем или читаем так, что видим что-то своё. 
2. Пишем коммент. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
makers

Очень хорошая статья получилась. Но что делать маркетологу - не профи, если он уже работает на Иннокентия? 

Немного поподробнее про ситуацию. 
B2B - сфера лизинг. 
1) Лиды с интернета слишком дорогие для бизнеса. 
2) Действующие Клиенты уходят за более лучшими условиями к конкурентам.

Хоть и в целом получается расти каждый год.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Кажется, вы сами ответили на свои вопросы :)

1. Снижать стоимость лида из интернета.
2. Использовать другие каналы - с более низким CAC.
3. Увеличивать конверсию и средний чек (и/или LTV, если предполагаются повторные покупки), чтобы компенсировать высокий CAC.
4. Работать с продуктом, чтобы клиенты не уходили к конкурентам.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чижов

Очень качественная и полезная статья! Благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

охуенно, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Литвинов

Статья настолько хороша, что я используя ее рекомендацию закрыл клиента на разработку маркетинговой стратегии. Благодарю.

Ответить
Развернуть ветку
Anon

Ничего более бесполезного не читал. Какая нахер разница как это называется? Хорошо что я пробежался по тексту и все, а не читал всю эту воду

Ответить
Развернуть ветку
Silvestr Vitvinov

Потому что автор статьи свои бесполезные маркетинговые услуги не продаст. А при комплексном маркетинге, который предоставляет автор, можно свою бесполезность списывать на "отложенные конверсии в будущем и развитие бренда".

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Silvestr Vitvinov

в общем, маркетинг - это развитие бизнеса, да? т.е. заниматься маркетингом = заниматься бизнесом)

Видел огромное количество таких вот комплексных маркетологов, единственное что менялось у компании - появлялись огромные расходы на маркетинг и ежемесячные объяснения что все делаем на перспективу в будущее, которого не настанет.

Самая важная задача таких маркетологов - удержать спеца по тому каналу, который генерит всю выручку через простые объявления)

Ответить
Развернуть ветку
Dima Malyavkin

Маркетинг - это обоснование, почему продукт занимает (претендует) на определенную долю рынка в некотором долгосрочном периоде.
То, что для бизнеса тактика - является основой для создания стратегии маркетинга. То что для маркетинга тактика - лежит в основе стратегии отдела продаж.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Павел Коган

Статья полезная, но грустная. 
Иннокентий может быть и рад вникать в тонкости 4P концепции, только у него поставщики задерживают, станки ломаются и начальник участка бухает второй день. 
Поэтому он не станет по собственному желанию возиться с продуктом, УТП, исследованиями и т.д.
Только если не придет тот самый маркетолог(найм или агенство) и будет по ложечке выскребать ему мозг на тему конкурентов, болей ЦА, тарифов и прочего.

И даже если этот этап выполнен и стало понятно что нужно изменить в продукте, остается самая жесть: внедрение изменений.
Маркетолог может в проброс сказать "измените упаковку: вместо 50 свечей нужно 10", только в этот момент складские начинают седеть и задумываться о пенсии. Или "мы провели исследование, магазин должен закрываться не в 20:00, а 22:00", или "клиентам удобней общаться в ватсапе и оплачивать переводом на сбер"(тут седеет РОП и бухгалтер). 

Поэтому к маркетологу должен быть пристегнут "драйвер изменений" - жесткий управленец, который с одной стороны понимает чего от него хочет маркетинг (и зачем), а с другой говорит с исполнителями на одном языке и умеет взбодрить их в нужном направлении.

Обычно эта сладкая парочка объединяется в одного юнита под названием "менеджер по развитию бизнеса" или "управляющий" и вот ему уже маркетологи не нужны. Ему нужны конкретные специалисты по трафику, контенту, e-mail и лендингам. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Ну все правильно, но никто ж не обещал, что будет легко. Конкуренция — штука такая.

 Обычно эта сладкая парочка объединяется в одного юнита под названием "менеджер по развитию бизнеса" или "управляющий" и вот ему уже маркетологи не нужны.

Ну он сам маркетолог в таком случае (безотносительно названия).

Ответить
Развернуть ветку
AdAurum 79

Спасибо за статью. Мы занимаемся направлением Performance и абсолютно точно можем сказать, что самые успешные результаты (начиная от стабильного лидгена, заканчивая двукратным ростом бизнеса в деньгах за год) получаются с теми компаниями, у которых все в порядке с собственным маркетингом, продуктовым, если хотите.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko

БРАВО! Всё именно так, все беды отсюда. Кстати, бывают и обратные ситуации, когда нанимают маркетолога, а ждут, что он будет возделывать свой кусочек огорода и не соваться никуда чуть дальше. Очень по самооценке может ударить, если в такое влететь

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vladimirsky

Интересно, раз есть такой сильный перекос в рынке + уловка 22, что мелкий бизнес не может вырасти без системного маркетинга, и при этом не может получить системный маркетинг из-за недостатка денег, то возникает резонный вопрос:
Может ли хороший маркетолог с командой зарабатывать кратно выше коллег, не продавая свои услуги тем, кто может позволить себе чуть больше, чем крузак и ку5, а создавая бренды с 0? Условно, видя неудачные потуги Иннокентия, договорится с ним за оптовые поставки, и сделать свой свечной бренд со своими каналами продаж, позиционированием, пподвижением, отстройкой от конкурентов?

Ответить
Развернуть ветку
Савва

Нет не может

Если бы он мог - то давно бы обогнал Иннокентия. По сути это так и происходит - простой пример, переползание грамотных маркетологов в товарку.

По простому - он находит этого Иннокентия-производственника - клеит свою торговую марку и гребет бабки, ну или что-то подобное.

А что делают остальные маркетологи, которым это не дано.
1. Покупают крузак
2. Жене ку5
3. Пишут интересные и занимательные статьи

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Andrey Fedorov
Автор

Это хороший и правильный вопрос. Ответить на него в рамках коммента нереально, надо статью пилить. Частично пытался ответить здесь:

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Куркин

У автора смутное понимание, кто такой интернет-маркетолог. Путает его с тем же траффик-менеджером. 
Согласен только с тем, что интернет-маркетинг это ещё не весь маркетинг. Только это понятно из самого названия. 
Собственники вот такого небольшого бизнеса многим маркетологам фору дадут. Они и про свой продукт всё знают, и про рынок и про ценообразование и тд. Иначе бы давно загнулись. 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Куркин

Хотя, в примере с Иннокентием, создается впечатление, что свечной заводик достался ему случайно и работает независимо от него. Иначе бы он понимал, что именно он хочет:
1. Сократить издержки
2. Увеличить нагрузку на существующие мощности свечного заводика
3. Инвестировать/масштабироваться

В первом случае не маркетолог ему нужен. Во втором хватит этих ребят с комплексным продвижением. Третий вариант требует финансовых вложений, но фоне которых зарплата маркетолога мелочь. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrey Fedorov
Автор
У автора смутное понимание, кто такой интернет-маркетолог. Путает его с тем же траффик-менеджером.

Возможно, вы невнимательно прочитали статью. Автор как раз пишет, что вот такое смутное понимание есть на рынке, а не у автора. 

 Собственники вот такого небольшого бизнеса многим маркетологам фору дадут. Они и про свой продукт всё знают, и про рынок и про ценообразование и тд. Иначе бы давно загнулись.

И даже это написано теми же словами. Вы точно статью читали?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

Ректальные тоже? 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алекс Орешкин

Бля устал ) прикольно но длинно )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dima Malyavkin

не совсем так. Для первой (и возможно единичной) продажи нужен хороший оффер, который отзывается у человека. А вот для последующих (это дико критично в FMCG, где они даже семплы для этого бесплатно раздают) нужен - потребительский опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Долгих - CVO Scout VC

@Olga Nayda смотри, тут про маркетологов и про тот случай.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Orlov

Проблем не будет, если отличать маркетинг от продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Савва

Это называется потребительский экстремизм. В индивидуальных заказах, двери, окна, кухни, стройка в последнее время шквал такого рэкета.
Один мой друг даже бросил делать индивидуалки, сумел организовать выпуск серийной продукции и вспоминает все это как страшный сон.

Вот и до диджитал добралось.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Shumikhin

Все верно.
Маркетинг - это дисциплина, которую надо изучать пару-тройку семестров в ВУЗе и потом еще несколько лет на практике.

Тогда может чего и выйдет.

Другое дело, что у 90% бизнеса нет денег на оплату такого специалиста.
А продвигать и продавать свою продукцию надо всем, без этого бизнес как бы не быстро кончится. :-)

Вот и крутятся кто как может.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Trankov

Правильная и нужная статья,  но выход странный. Иннокентию нужно осознать, наконец, эту потребность. Тогда на рынке и появится предложение по его карману.

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Pavliukevich

Хорош. Сейчас карту посмотрим. 

Ответить
Развернуть ветку
WTF

Я SEO-шник и меня учили: портрету клиента, УТП, позиционированию и т.п.

Странная статья вообще, нужно допускать что не у всех так, как у кого-то и не обобщать.

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Родионова

круто

Ответить
Развернуть ветку
Людмила

Классная статья.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
205 комментариев
Раскрывать всегда