{"id":13813,"url":"\/distributions\/13813\/click?bit=1&hash=3c22b4b0065314c155395f07b2afd2da09cc39fb4f5620cc3f7ea9fd68c8d942","title":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u043b\u0438, \u0447\u0435\u0433\u043e \u0436\u0434\u0443\u0442 \u043e\u0442 \u043d\u043e\u0443\u0442\u0431\u0443\u043a\u0430 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u0439","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"52d2dd45-830c-5107-aa6b-a015a2adb659","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как звучат деньги: мы записали АСМР-альбом для банка УБРиР

Всем привет! Меня зовут Всеволод Кисляков, я редактор и продюсер в музыкальном сервисе для бизнеса Cubic Music. Сегодня я расскажу, как к нам пришел банк УБРиР с идеей создать брендовый плейлист, а в итоге получился АСМР-альбом для потомков, высадившихся на Марс.

Идея

УБРиР — это Уральский банк реконструкции и развития. Услугами банка пользуются 700 тысяч клиентов и 50 000 компаний. УБРиР пришел к нам после того, как мы рассказали про брендовые плейлисты на Sostav и VC.ru.

По словам коллег из банка, идея создать такой плейлист возникла спонтанно. Сейчас УБРиР проектирует новый характер бренда. Там решили — было бы неплохо отразить его через звук.

На встрече мы прикидывали разные варианты плейлиста. Была даже идея сделать плейлист с уральскими исполнителями — сейчас есть спрос на самобытную региональную музыку, в июне должен был состояться фестиваль Ural Music Night.

Вошел бы в этот плейлист АК-47? Мы уже не ответим на этот вопрос, потому что в итоге решили записать АСМР-альбом со звуками банка.

В процессе мозгового штурма мы обратили внимание на АСМР — жанр, который уже несколько лет успешно развивается в интернете, поэтому решили записать банковские звуковые триггеры.

Звуки пересчета банкнот, звон монет вызывают приятные стимулы. Это то, ради чего создаются АСМР-видео и треки. Про звуки банкомата даже есть шутка — «конечно, приятно услышать „я тебя люблю“, но звук „т-р-р-р-р-р“, когда банкомат отсчитывает тебе деньги — вообще бесподобен!

Дмитрий Башкирцев, Руководитель направления по продвижению бренда в социальных медиа УБРиР

Что такое АСМР?

С точки зрения обычного человека, АСМР — странная штука. Люди что-то говорят шепотом, мурчат, тапают по клавиатуре, поглаживают микрофон, расчесываются, собирают LEGO и перезаряжают оружие. АСМР-ролики и стримы на YouTube набирают тысячи и даже миллионы просмотров.

Кому-то все эти звуки могут показаться резкими, а кого-то они успокаивают и помогают уснуть. Феномен АСМР до конца не изучен, но факт в том, что каждый ролик находит свою аудиторию — и от них у людей мурашки бегут по коже.

Запись

До того, как к нам пришел УБРиР, мы не работали с АСМР — в основном наша студия занимается аудиороликами и видеопродакшном. Самое необычное, что мы когда-либо делали — записывали голоса для навигатора «2ГИС». Так что УБРиР подзажег нас попробовать что-то новое.

Первый вопрос, который нам нужно было решить — как записать звуки для банка так, чтобы это было не скучно?

Тогда мы внутри для себя определили, что это хорошая возможность запечатлеть момент. Сейчас банкоматы и наличные с нами, а что будет через следующие десять лет? Эксперты из BCG говорят, что после окончания пандемии 30% россиян перестанут ходить в банки. Другое исследование говорит о том, что половина опрошенных не пользуется банкоматами, каждый третий предпочитает им мобильные приложения. Как ни крути, скоро банковские отделения станут архаизмом. Так что АСМР-альбом это не просто очередная задача от клиента, а попытка сделать звуковой слепок постепенно уходящей эпохи.

Работу над альбомом поделили на две части. Первую мы записывали в отделении УБРиР, вторую — в профессиональной студии. Цель была такая — не просто записать успокаивающие звуки, объединенные одной идеей, а рассказать историю. Мы хотели передать ощущение путешествия по отделению банка, познакомить слушателя со всеми его обитателями — живыми людьми и неживыми предметами.

Мы в шутку представляли, что делаем срез для потомков, высадившихся на Марс, как будто записываем новую золотую пластинку «Вояджера». Вообще гораздо интереснее работать над проектом, когда придумываешь себе высшую цель. Вот и мы хотели устроить аудиоэкскурсию для жителей далеких планет.

Вот что мы записывали:

Мелодия при звонке в банк. Записывали как есть, прямо с телефонной трубки — чтобы получить характерный треск и натуральный перегруз.

Звон монет. Мир постепенно захватывают пластиковые карты, но мелочь все еще существует. Как минимум монеты могут пригодится, чтобы тележку в гипермаркете взять, поэтому они есть у всех. Вдобавок, все в детстве опустошали копилку и смотрели как Скрудж Макдак купается в золоте — таким образом, звон монет может вызвать приятные воспоминания.

Ручное отсчитывание денег. Этот звук особенно знаком тем, кто расплачивается за небольшую покупку пятитысячной купюрой. Чувствуешь себя победителем в квадрате — купил что нужно, еще и деньги разменял.

Счетная машинка. Когда денег так много, что вручную не посчитать. Заветная мечта любого человека в принципе.

Банкомат. Еще одна вещь, которая скоро перейдет в разряд ритуалов. Раньше было как: карты принимали не везде, поэтому нужно было прийти в отделение и снять деньги там. Возникала небольшая эйфория — вроде бы ничего не сделал, а деньги в кармане появились. Вот этот переход денег из электронных в осязаемые мы тоже хотели запечатлеть.

Звуки отделения банка. Это отдельный пятнадцатиминутный трек на нашем альбоме, записанный в жанре field recording. Там происходит вообще все — кто-то из сотрудников готовит себе кофе, посетители снимают деньги в банкоматах, консультируются по житейским вопросам, ждут своей очереди, работники перелистывают бумаги и чеканят печатями.

На самом деле, звуков получилось больше, но для концепции оставили только эти. Невошедшие дорожки добавили в конец статьи.

Постпродакшн

Работа над АСМР-альбомом напоминает айсберг — казалось бы, нет ничего проще, чем записать звуки и потом выложить их альбомом на стриминговые сервисы. Все самое сложное началось на постпродакшне.

Больше всего работы было с записью из отделения банка. Мы вырезали звуки, переставляли их местами, выбирали лучшие. Старались не перегнуть с правками — все-таки это запись, сделанная в отделении банка, а не паззл из звуков. Нужно было сохранить аутентичность.

Записывали все на высокочувствительный рекордер, поэтому схватили много неприятных шумов тоже. На сырых записях телефоны звучали слишком громко, а кофемашина — резко, даже по меркам необычных АСМР-стандартов. Все эти неприятные звуки и клики мы тоже убрали.

Большую работу проделали с панорамированием. Так как мы рассказываем историю, важно было, чтобы у звука была глубина. У слушателя должно возникать ощущение, что он находится в пространстве. Для этого мы удаляли и приближали звуки, разводили их в левое и правое ухо, делали их четче или, наоборот, глуше с помощью эквалайзера.

Трудности

Куда без них. Когда мы вернулись из студии, чтобы отслушать записанный материал, поняли, что деньги совсем не похожи на деньги. Стали думать, в чем причина и решили перезаписать их.

Для второй попытки потренировали технику пересчета, взяли больше купюр разной свежести и номинала. На всякий случай еще нарезали обычную бумагу — подумали, вдруг она будет звучать более похоже.

Вернулись в студию — с новой пачкой денег и обновленной техникой проблем уже не возникло. Вероятно, в первый раз также свою роль сыграло положение микрофона — кажется, что он стоял слишком близко к источнику записи.

Интересный факт: свежие купюры номиналом в тысячу рублей звучат приятнее всего. Ну и обычная бумага нам совсем не помогла, так что если захотите записать деньги — запаситесь обычными банкнотами, бумага здесь не поможет.

Результат

Альбом доступен на всех стриминговых площадках, он есть в Apple Music, Spotify и Яндекс.Музыке. Настоятельно советуем слушать в наушниках — иначе эффект будет совсем не тот.

Для банка УБРиР это первый опыт выхода на стриминговые площадки с необычным проектом и мы верим, что найдем наших слушателей.

Работа с командой Cubic Music доставила удовольствие: коллеги максимально погрузились в идею, в моменте предлагали доработки и делали ставку на качество звучания, а не скорейший выпуск альбома. Дополнительно нас ждет выход бэкстейджа и думаю будет интересно со стороны взглянуть, как создавалась магия АСМР в банке.

Дмитрий Башкирцев, Руководитель направления по продвижению бренда в социальных медиа УБРиР

Спасибо!

Всем коллегам из Cubic Music — Андрею Попову за то, что помог воплотить концепцию в жизнь и записать все необходимые звуки, а также Артему Никалеву как ответственному менеджеру.

Коллеги из УБРиР — Дмитрий Башкирцев, Кирилл Першаков — вам тоже спасибо. Без вас этот проект в принципе не состоялся бы.

Бонус: не вошедшие в альбом звуки

0
1 комментарий
Non Existence

Впарили банку трек money от pink floyd. Осталось продать газпрому все альбомы Merzbow.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null