{"id":9001,"title":"\u0417\u0430\u0447\u0435\u043c \u043d\u0443\u0436\u0435\u043d \u0444\u0438\u043d\u0442\u0435\u0445 \u043a\u0430\u043a \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441. \u041d\u0430\u043f\u0430\u0434\u0430\u0435\u043c \u0441 \u043a\u0440\u0438\u0442\u0438\u043a\u043e\u0439","url":"\/redirect?component=advertising&id=9001&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321129-kritika-finteh-kak-servis-eto-dorogo-slozhno-i-slishkom-universalno&placeBit=1&hash=0f11beca127b0260f19ba1d57bd2ebb2f81750b56fe49269b93cb930545c9faa","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Anna Kulp

Как перестать быть скучным взрослым и креативить в команде (вторая часть)

И снова про креативность. В прошлой статье я говорила, что креативность — данность каждого. Но жизнь в обществе диктует свои правила, обесценивая то, что может пригодиться. В общем, дабы не быть чудаками, мы вырастаем в скучных взрослых. Если хотите это изменить, посмотрите на мир глазами ребёнка и выдайте пачку вопросов “почему?”. Те, кто органично чувствуют себя в состоянии вопроса — творцы. Им не нужен повод, чтобы придумать что-то эдакое.

Остальным, как правило, лень изобретать велосипед без запроса. Так уж устроен человеческий мозг. Это креаторы. Есть задача — будет и решение. Тем более, что творчество можно включать как по щелчку. Об этом и пойдёт речь в этой статье, о креативным методологиях.

Сразу оговорюсь, что работодатели и ТОПы сами рады бы не усложнять себе жизнь и жизнь сотрудников всякими там креативами. Но в мире изобилия клиент не просто ждёт, а уверен, что выдать необычное решение для компании, как почистить зубы на ночь.

Вы только посмотрите, что творится — Burger King готовит с огоньком. И всё ради клиентов!

Латеральное мышление

Концепция латерального мышления была разработана доктором медицины и философии, экспертом в области когнитивной психологии и преподавателем Оксфордского, Лондонского, Кембриджского и Гарвардского университетов Эдвардом де Боно. Выходец с благополучного острова Мальта не любил сидеть на месте и всю жизнь посвятил популяризации нестандартных способов мышления. Все его 70 книг об этом.

Собственно, латеральный значит сторонний, боковой. Проще говоря, чтобы уйти от клише, нужно смотреть не прямо, а по сторонам. Де Боно одним из первых предложил творить по заказу и разложил процесс творчества на этапы:

  • Фокусировка — максимальное погружение в задачу, сбор информации, изучение деталей.
  • Генерация — накидывание идей, в процессе которого категорически запрещается критиковать и говорить “нет”.
  • Фильтрация — разбор идей на предмет жизнеспособности и гениальности. Вот здесь уже можно обоснованно отвергать или продвигать идею.

Частой ошибкой в командной работе является несоблюдение правил на каждом этапе. Идеи отметаются на этапе генерации с жёсткой критикой и хладнокровным убийством мотивации вообще что-либо придумывать. А когда дело доходит до фильтрации, поток идей всё не прекращается, превращая мозговой штурм в хаос.

В процессе придумывания главное — уйти от клише. Это главное зло креативного мышления. Оно закреплено в сознании человека на уровне нейронных связей и работает, как мышечный спазм. Точнее, не даёт работать — ограничивает движения, болит и тянет одеяло на себя, никакого тебе обзора 360 и дыхания полной грудью… а мимо проплывают гениальные идеи, а ты не можешь даже обернуться им вслед. Разорвав шаблон, придумав провокацию, мы освобождаемся и начинаем мыслить иначе. Помните, как у Сергея Курёхина “Ленин — гриб”? Практически латералочка.

Когда латеральное мышление — то, что доктор прописал?

  • Когда задача кажется неразрешимой, ступор и нет идей
  • Когда команду захватил капитан Очевидность
  • Когда нужна не одна идеи, а несколько.

Внутри латерального мышления представлен широкий выбор инструментов для придумывания. Впрочем, на выходе вы не получите готовую идею, а только направление — в какую сторону думать. Часто методологию критикуют за недостаточную систематизацию, лёгкий хаос и очевидное сходство с дивергентным мышлением (работа на преодоление стереотипов и инерции сознания). Тем не менее, метод хорошо драйвит команду и помогает найти точку входа в инновации.

Очень много командных ролевых игр выросло на теории латерального мышления, в том числе, знаменитая “6 шляп мышления”, когда мысленно надевая разные шляпы, участник смотрит на проблему под разными углами, тем самым, складывая пазл восприятий. Но я хочу в качестве примера привести метод случайного слова.

Например, вы придумываете рекламную кампанию для онлайн-школы. Выберите случайное слово методом тыка. Честно и беспристрастно. Напишите слова на кусочках бумаги и разыграйте лотерею. Например, слово земляника. Дальше накидывайте идеи, как мотивировать учиться дачников и лесников, сравнивайте пользу ягод и саморазвития и всё в таком духе. Чем безумнее, тем лучше. Говорят, именно этот приём использовался группой работников сталелитей­ной компании. Итогом стала 21 тысяча идей за один день.

Дизайн-мышление

Кто бы мог подумать, но дизайн — это не просто тренды и внешний лоск, а всегда решение конкретной проблемы. Посмотрите на ваш плоский телевизор, от количества дюймов в глазах темно — картинка есть и она классная, а монитора нет — нет той бандуры позади экрана, которая еще недавно была у ваших родителей. Ваш смартфон ничего не весит и идеально повторяет форму руки — тоже решение, а помните первые мобильные из 90-х?

Но чтобы изменить дизайн, нужно вычислить проблему — изучить своего клиента и проникнуться к нему эмпатией. Те, кто придумал современные телефоны, явно посочувствовали девушкам, в дамские сумочки которых уместить легендарный “кирпичик” 90-х было весьма проблематично.

Вообще идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году. Позднее её развили учёные из Стэнфордского университета и даже основали Стэнфордский институт дизайна, где и систематизировали его основные этапы:

  1. Эмпатия — наблюдение за пользователями, глубинные интервью, изучение соцсетей
  2. Фокусировка — анализ информации и постановка проблемы
  3. Генерация идей — поиск путей решения
  4. Прототипирование — визуализация идеи, её физическое воплощение
  5. Тестирование — оценка слабых и сильных сторон решения, получение обратной связи от пользователей (А/Б тесты, опросы, аналитика).

Сферы использования дизайн-мышления разнообразны. Мне видится, что этот метод хорош, когда у вас есть продукт и нужно усовершенствовать его качественные характеристики или снизить уровень тревожности аудитории, когда дело касается инноваций и необычных ситуаций его использования. Например, ребёнок и аппарат МРТ — необычная ситуация. Благодаря дизайн-мышлению компания IDEO нашла способ превратить страшную процедуру в игру и кусочек сказки.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Как по мне, вот тут нужно быть немного писателем-фантастом. Коим и был Генрих Альтшуллер, приложивший руку к формулировке основных принципов ТРИЗ.

Если кратко, весь мир — это взаимодействие различных систем (технической, социальной). Всё в этом мире стремится к совершенству и (о, возрадуйтесь перфекционисты!) идеальному конечному результату (ИКР).

На пути поиска универсального алгоритма ИКР Альтшуллер с товарищами открыли и сформулировали:

  • 76 стандартных решений
  • 8 законов развития систем
  • 40 приёмов разрешения противоречий.

И как с таким набором что-нибудь не изобрести и не накреативить?

Суть ТРИЗ — максимум пользы, минимум издержек, но между ними всегда есть противоречие. Именно его пытается устранить изобретатель.

Например, человек любит кофе, но кофе сам себя не сварит. Или всё-таки сварит?!

Кофеварка “Мока Экспресс”, придуманная итальянским инженером Альфонсо Биалетти, оказалась первой в своём роде. Она отличалась универсальностью и годилась для всех плит. И буквально сама варила кофе: из нижнего отдела вода попадает в воронку с кофе, а затем через фильтр — в верхний резервуар. По тому же принципу работали стиральные машины образца 1930-х годов, когда был придуман кофейник — мыльная вода в них, нагреваясь, поднималась вверх.

Таким образом, у всех систем есть некая общность, а любое противоречие поддаётся решению одного из четырёх вариантов — во времени, пространстве, структуре, воздействии и в отношении.

В заключение не хочется умничать. Просто придумывайте и меняйте мир к лучшему. А секрет креативности, кажется, прост и немного провокационен, как в рекламе Diesel!

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Renault в честь 60-летия модели 4L представила летающий автомобиль на её основе Статьи редакции

Машину выставили во Франции, с 2022 года её начнут показывать в крупных городах США.

Renault Air4 Renault
Продвижение интернет-магазина одежды из крокодиловой кожи в Яндекс.Директ. Как мы сделали 9 млн оборота в Октябре 2021

Кейс продвижения бутика премиальных изделий из крокодиловой кожи Bardini. Сегодня обсудим, как в текущих реалиях работать с e-commerce, одеждой и премиальными дорогими предложениями. Мы снизили стоимость конверсии в 6 раз и увеличили количество заказов почти в 10 раз. Приятного прочтения!

Нас продолжают обманывать сервисы онлайн-образования на «Чёрную пятницу» в 2021?

В 2020 я сделал обзор Чёрной пятницы в популярных EdTech проектах: Skillbox, GeekBrains, Нетология, HTML Academy, SkillFactory, Hexlet, Я.Практикум.
Мне стало интересно, как изменилась стоимость курсов и профессий за год, а также какие скидки дают нам образовательные онлайн-сервисы в 2021 году.

Версия 25 ноября
Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Авито возглавила три рейтинга App Annie
Авторизированный сервис Samsung снял наушники с гарантии из-за факта использования, самый отвратительный сервис из всех

Пояснение

Wildberries обязал покупателей оплачивать возвраты товара, если те получены или уже переданы в доставку
«Альфа-банк» включает в ипотечную страховку условия, которые делают ее недействительной

Кому будет полезна эта статья: Статья заинтересует того, у кого ипотека. Но в особенности, проблема касается тех, чей возраст от 51 года, так что может быть полезна вам, если вы достигли этого возраста или помогаете старшим родственникам, как случилось со мной.

Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

null