{"id":13755,"url":"\/distributions\/13755\/click?bit=1&hash=4a49bc9ad259aa8d20fdf5f5cb6cf844e7de4bb2ba8ca3a458efcedefcf5ada8","title":"\u041d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043b\u044f \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0435\u043d\u0442 \u043d\u0430 vc.ru","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как перестать быть скучным взрослым и креативить в команде (вторая часть)

И снова про креативность. В прошлой статье я говорила, что креативность — данность каждого. Но жизнь в обществе диктует свои правила, обесценивая то, что может пригодиться. В общем, дабы не быть чудаками, мы вырастаем в скучных взрослых. Если хотите это изменить, посмотрите на мир глазами ребёнка и выдайте пачку вопросов “почему?”. Те, кто органично чувствуют себя в состоянии вопроса — творцы. Им не нужен повод, чтобы придумать что-то эдакое.

Остальным, как правило, лень изобретать велосипед без запроса. Так уж устроен человеческий мозг. Это креаторы. Есть задача — будет и решение. Тем более, что творчество можно включать как по щелчку. Об этом и пойдёт речь в этой статье, о креативным методологиях.

Сразу оговорюсь, что работодатели и ТОПы сами рады бы не усложнять себе жизнь и жизнь сотрудников всякими там креативами. Но в мире изобилия клиент не просто ждёт, а уверен, что выдать необычное решение для компании, как почистить зубы на ночь.

Вы только посмотрите, что творится — Burger King готовит с огоньком. И всё ради клиентов!

Латеральное мышление

Концепция латерального мышления была разработана доктором медицины и философии, экспертом в области когнитивной психологии и преподавателем Оксфордского, Лондонского, Кембриджского и Гарвардского университетов Эдвардом де Боно. Выходец с благополучного острова Мальта не любил сидеть на месте и всю жизнь посвятил популяризации нестандартных способов мышления. Все его 70 книг об этом.

Собственно, латеральный значит сторонний, боковой. Проще говоря, чтобы уйти от клише, нужно смотреть не прямо, а по сторонам. Де Боно одним из первых предложил творить по заказу и разложил процесс творчества на этапы:

  • Фокусировка — максимальное погружение в задачу, сбор информации, изучение деталей.
  • Генерация — накидывание идей, в процессе которого категорически запрещается критиковать и говорить “нет”.
  • Фильтрация — разбор идей на предмет жизнеспособности и гениальности. Вот здесь уже можно обоснованно отвергать или продвигать идею.

Частой ошибкой в командной работе является несоблюдение правил на каждом этапе. Идеи отметаются на этапе генерации с жёсткой критикой и хладнокровным убийством мотивации вообще что-либо придумывать. А когда дело доходит до фильтрации, поток идей всё не прекращается, превращая мозговой штурм в хаос.

В процессе придумывания главное — уйти от клише. Это главное зло креативного мышления. Оно закреплено в сознании человека на уровне нейронных связей и работает, как мышечный спазм. Точнее, не даёт работать — ограничивает движения, болит и тянет одеяло на себя, никакого тебе обзора 360 и дыхания полной грудью… а мимо проплывают гениальные идеи, а ты не можешь даже обернуться им вслед. Разорвав шаблон, придумав провокацию, мы освобождаемся и начинаем мыслить иначе. Помните, как у Сергея Курёхина “Ленин — гриб”? Практически латералочка.

Когда латеральное мышление — то, что доктор прописал?

  • Когда задача кажется неразрешимой, ступор и нет идей
  • Когда команду захватил капитан Очевидность
  • Когда нужна не одна идеи, а несколько.

Внутри латерального мышления представлен широкий выбор инструментов для придумывания. Впрочем, на выходе вы не получите готовую идею, а только направление — в какую сторону думать. Часто методологию критикуют за недостаточную систематизацию, лёгкий хаос и очевидное сходство с дивергентным мышлением (работа на преодоление стереотипов и инерции сознания). Тем не менее, метод хорошо драйвит команду и помогает найти точку входа в инновации.

Очень много командных ролевых игр выросло на теории латерального мышления, в том числе, знаменитая “6 шляп мышления”, когда мысленно надевая разные шляпы, участник смотрит на проблему под разными углами, тем самым, складывая пазл восприятий. Но я хочу в качестве примера привести метод случайного слова.

Например, вы придумываете рекламную кампанию для онлайн-школы. Выберите случайное слово методом тыка. Честно и беспристрастно. Напишите слова на кусочках бумаги и разыграйте лотерею. Например, слово земляника. Дальше накидывайте идеи, как мотивировать учиться дачников и лесников, сравнивайте пользу ягод и саморазвития и всё в таком духе. Чем безумнее, тем лучше. Говорят, именно этот приём использовался группой работников сталелитей­ной компании. Итогом стала 21 тысяча идей за один день.

Дизайн-мышление

Кто бы мог подумать, но дизайн — это не просто тренды и внешний лоск, а всегда решение конкретной проблемы. Посмотрите на ваш плоский телевизор, от количества дюймов в глазах темно — картинка есть и она классная, а монитора нет — нет той бандуры позади экрана, которая еще недавно была у ваших родителей. Ваш смартфон ничего не весит и идеально повторяет форму руки — тоже решение, а помните первые мобильные из 90-х?

Но чтобы изменить дизайн, нужно вычислить проблему — изучить своего клиента и проникнуться к нему эмпатией. Те, кто придумал современные телефоны, явно посочувствовали девушкам, в дамские сумочки которых уместить легендарный “кирпичик” 90-х было весьма проблематично.

Вообще идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году. Позднее её развили учёные из Стэнфордского университета и даже основали Стэнфордский институт дизайна, где и систематизировали его основные этапы:

  1. Эмпатия — наблюдение за пользователями, глубинные интервью, изучение соцсетей
  2. Фокусировка — анализ информации и постановка проблемы
  3. Генерация идей — поиск путей решения
  4. Прототипирование — визуализация идеи, её физическое воплощение
  5. Тестирование — оценка слабых и сильных сторон решения, получение обратной связи от пользователей (А/Б тесты, опросы, аналитика).

Сферы использования дизайн-мышления разнообразны. Мне видится, что этот метод хорош, когда у вас есть продукт и нужно усовершенствовать его качественные характеристики или снизить уровень тревожности аудитории, когда дело касается инноваций и необычных ситуаций его использования. Например, ребёнок и аппарат МРТ — необычная ситуация. Благодаря дизайн-мышлению компания IDEO нашла способ превратить страшную процедуру в игру и кусочек сказки.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Как по мне, вот тут нужно быть немного писателем-фантастом. Коим и был Генрих Альтшуллер, приложивший руку к формулировке основных принципов ТРИЗ.

Если кратко, весь мир — это взаимодействие различных систем (технической, социальной). Всё в этом мире стремится к совершенству и (о, возрадуйтесь перфекционисты!) идеальному конечному результату (ИКР).

На пути поиска универсального алгоритма ИКР Альтшуллер с товарищами открыли и сформулировали:

  • 76 стандартных решений
  • 8 законов развития систем
  • 40 приёмов разрешения противоречий.

И как с таким набором что-нибудь не изобрести и не накреативить?

Суть ТРИЗ — максимум пользы, минимум издержек, но между ними всегда есть противоречие. Именно его пытается устранить изобретатель.

Например, человек любит кофе, но кофе сам себя не сварит. Или всё-таки сварит?!

Кофеварка “Мока Экспресс”, придуманная итальянским инженером Альфонсо Биалетти, оказалась первой в своём роде. Она отличалась универсальностью и годилась для всех плит. И буквально сама варила кофе: из нижнего отдела вода попадает в воронку с кофе, а затем через фильтр — в верхний резервуар. По тому же принципу работали стиральные машины образца 1930-х годов, когда был придуман кофейник — мыльная вода в них, нагреваясь, поднималась вверх.

Таким образом, у всех систем есть некая общность, а любое противоречие поддаётся решению одного из четырёх вариантов — во времени, пространстве, структуре, воздействии и в отношении.

В заключение не хочется умничать. Просто придумывайте и меняйте мир к лучшему. А секрет креативности, кажется, прост и немного провокационен, как в рекламе Diesel!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null